Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска
«Центр детского технического творчества»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора Директор________________ по УВР_________________ Н.М. Сарапулова
Н.Г. Звонкова Приказ № _____________
«____» _____________ 2016г.
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
Срок реализации: Возраст обучающихся: Автор - составитель: |
1 год 8-11 лет Зуева Лариса Николаевна, педагог дополнительного образования |
г. Иркутск, 2016
Пояснительная записка
Программа имеет техническую направленность и составлена на основе концепции учебно-методического комплекта «Информатика» авторов Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева, А. А. Бельчусов, ориентированного на изучение информатики в начальной школе.
Актуальность программы заключается в знакомстве с элементами теоретических основ информатики, ориентированных, прежде всего, на формирование информационной культуры и общеучебных навыков работы с информацией.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в отражении содержательных линий базового курса информатики на пропедевтическом уровне:
• формирование навыков информационно-поисковой деятельности,
• формирование информационной культуры (не только грамотное владение информацией, но и уважительное отношение к информации, особенно созданной другими людьми),
• формирование коммуникативных компетенций в области информационной деятельности,
• развитие системного, алгоритмического, операционного и критического мышления,
• творческого воображения, воспитание любви к Родине, подготовка к жизни в информационном обществе (социальная направленность курса).
Цель данной программы: формирование информационной культуры учащихся как будущих членов информационного общества. Задачи программы:
Обучающие: познакомить с понятием информации и еѐ роли в современном обществе, первоначальными представлениями о современных средствах сбора, обработки и передачи информации, о таких понятиях, как система, модель, алгоритм, информационные процессы и др.
Развивающие: развивать навыки поиска и анализа информации, коммуникативные навыки, формировать навыки структуризации и систематизации информации, развивать системное, алгоритмическое, операционального и критического мышления, творческого воображения, умение понять и принять точку зрения и выбор другого человека, умение работать в Интернет, со справочной литературой и пр.
Воспитательные: воспитывать элементы информационной культуры, чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, социальную адаптацию младших школьников.
Отличительной особенностью данной программы является изучение элементов теоретических основ информатики.
Возраст – 8-11 лет
Срок реализации программы – 1 год Формы занятий:
• Теоретические и практические.
Для успешной реализации данной программы обязательным условием является регулярное посещение занятий обучающимися (во время которых проводятся упражнения для осанки и для глаз – Приложение №6) и активное участие в конкурсных и олимпиадных мероприятиях в области информатики, в частности:
• Всероссийский конкурс по информатике «КИТ - компьютеры информатика, технологии - 2016»
• Международный конкурс по информатике «Бобѐр – 2016»
• Международный дистанционный конкурс по информационным технологиям ОЛИМПИС 2016
• Всероссийский конкурс по информатике «Алгоритмика»
• Международный конкурс-игра «Инфознайка-2017»
• Международная эвристическая олимпиада «Совѐнок-2017».
Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковой деятельности, игровые формы обучения, методы коллективного обсуждения (беседа, диспут и пр.).
Формы и методы оценивания: вербальное выражение оценки, материальное выражение оценивания (в виде тематических наклеек), самооценка, коллективная оценка, лист достижений.
Ожидаемые результаты:
После освоения образовательной программы обучающиеся:
должны ЗНАТЬ:
• о роли информации в современном обществе;
• основные понятия информатики (информация, информационные процессы, алгоритм, Исполнитель, модель и др.);
• первоначальные представления о современных средствах сбора, обработки и передачи информации;
• алгоритмы построения моделей;
• способы решения типовых математических задач.
должны УМЕТЬ:
• сделать выбор из нескольких альтернатив, обосновать его;
• понять и принять точку зрения и выбор другого человека;
• работать в Интернет, со справочной литературой и пр.;
• искать и анализировать информацию;
• определять виды информации, типы исполнителей, алгоритмов, моделей, устройства компьютера;
• выполнять простейшие действия по обработке текстовой, числовой и графической информации;
• строить алгоритмы, модели;
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль и оценка результатов освоения учебной программы осуществляется педагогом в процессе проведения практических работ и тестирования.
Виды и этапы аттестации:
входящий контроль - в начале учебного года, обучаемые проходят диагностику и собеседование в виде теста (Приложения №1 и
4).
текущий контроль - в течение учебного года, после изучения основных тем в виде тестирования, обязательное участие в олимпиаде по информатике «Инфознайка» (примерно февраль месяц) промежуточный контроль - в форме итогового тестирования.
Хорошим показателем развития творческих способностей обучающегося на протяжении всего срока освоения программы является его активное и успешное (наличие призовых мест, побед) участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня в области информатики.
Учебный план
136 часов
№ п/п |
Раздел/тема |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Информация |
10 |
4 |
6 |
Тест, диагностика |
2 |
Информационные процессы |
44 |
14 |
30 |
Тест |
3 |
Устройство компьютера |
14 |
8 |
6 |
Тест |
4 |
Алгоритмы и их типы |
26 |
10 |
16 |
Тест |
5 |
Исполнители алгоритмов |
22 |
8 |
14 |
Тест |
6 |
Моделирование |
18 |
8 |
10 |
Тест |
7 |
Промежуточная аттестация |
2 |
0 |
2 |
Итоговый тест |
|
ИТОГО: |
136 |
52 |
84 |
|
Содержание программы
Раздел 1. Информация (10 ч)
Информация. Виды информации. Представление информации.
Раздел 2. Информационные процессы (44 ч)
Информационные процессы. Поиск и анализ информации. Создание новых информационных объектов. Средства хранения информации. Средства передачи информации. Средства обработки информации. Проектная работа.
Раздел 3. Устройство компьютера (14 ч)
Основные элементы компьютера. Дополнительные устройства. Файл и файловая система
Раздел 4. Алгоритмы и их типы (26)
Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Урок контроля.
Раздел 5. Исполнители алгоритмов (22)
Исполнители. Типы исполнителей. Урок контроля.
Раздел 6. Моделирование (18 ч)
Модели. Типы моделей. Построение моделей.
Практическая работа: решение задач, подведение итогов, подготовка и защита проекта.
Раздел 7. Промежуточная аттестация (2 ч)
Итоговое тестирование
Календарно-тематический план на 2016 – 2017 учебный год
№ |
Наименование раздела. Тема занятия. |
Кол-во часов, общее |
Кол-во часов, теория |
Кол-во часов, практика |
Дата проведения |
Раздел 1. Информация |
10 |
4 |
6 |
|
|
1.1 |
Информация |
2 |
1 |
1 |
|
1.2 |
Сколько весит информация |
2 |
1 |
1 |
|
1.3 |
Виды информации по способу информации |
2 |
1 |
1 |
|
1.4 |
Виды информации по форме представления |
2 |
1 |
1 |
|
1.5 |
Способы организации информации |
2 |
|
2 |
|
Раздел 2. Информационные процессы |
44 |
14 |
30 |
|
|
2.1 |
Информационные процессы |
2 |
1 |
1 |
|
2.2 |
Защита информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.3 |
Поиск информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.4 |
Анализ информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.5 |
Решение задач на поиск информации |
2 |
0 |
2 |
|
2.6 |
Организация деятельности человека по преобразованию информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.7 |
Сбор данных из различных источников |
2 |
0 |
2 |
|
2.8 |
Выбор данных |
2 |
1 |
1 |
|
2.9 |
Хранение информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.10 |
Средства хранения информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.11 |
Передача информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.12 |
Средства передачи информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.13 |
Средства обработки информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.14 |
Математические средства обработки информации |
2 |
0 |
2 |
|
2.15 |
Числа, похожие на руки |
2 |
1 |
1 |
|
2.16 |
Компьютер и информация |
2 |
1 |
1 |
|
2.18 |
Программы для обработки текстовой информации |
2 |
0 |
2 |
|
2.19 |
Текстовый процессор MS Word |
2 |
0 |
2 |
|
2.20 |
Программы для обработки графической информации |
2 |
0 |
2 |
|
2.21 |
Графический редактор Paint |
2 |
0 |
2 |
|
2.22 |
Создание сложных композиций с помощью инструментария Paint |
2 |
0 |
2 |
|
2.23 |
Программы для обработки числовой информации |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 3. Устройство компьютера |
14 |
8 |
6 |
|
|
3.1 |
Аппаратное обеспечение компьютера |
2 |
2 |
0 |
|
3.2 |
Файл |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Файловая система |
2 |
1 |
1 |
|
3.4 |
Программное обеспечение (ПО) компьютера |
2 |
1 |
1 |
|
3.5 |
Характеристика ПО |
2 |
1 |
1 |
|
3.6 |
Компьютерные сети |
2 |
1 |
1 |
|
3.7 |
Типы компьютерных сетей |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 4. Алгоритмы и их типы |
26 |
10 |
16 |
|
|
4.1 |
Алгоритмы |
2 |
1 |
1 |
|
4.2 |
Свойства алгоритмов |
2 |
1 |
1 |
|
4.3 |
Способы записи алгоритмов |
2 |
1 |
1 |
|
4.4 |
Виды алгоритмов |
2 |
1 |
1 |
|
4.5 |
Линейные алгоритмы |
2 |
1 |
1 |
|
4.6 |
Разветвляющиеся алгоритмы |
2 |
1 |
1 |
|
4.7 |
Полное ветвление |
2 |
1 |
1 |
|
4.8 |
Неполное ветвление |
2 |
1 |
1 |
|
4.9 |
Циклические алгоритмы |
2 |
2 |
0 |
|
4.10 |
Цикл «ДЛЯ» |
2 |
0 |
2 |
|
4.11 |
Цикл «ПОКА» |
2 |
0 |
2 |
|
4.12 |
Цикл «ДО» |
2 |
0 |
2 |
|
4.13 |
Использование алгоритмов |
2 |
0 |
2 |
|
Раздел 5. Исполнители алгоритмов |
22 |
8 |
14 |
|
|
5.1 |
Исполнители |
2 |
1 |
1 |
|
5.2 |
Типы исполнителей |
2 |
2 |
0 |
|
5.3 |
Система команд исполнителя |
2 |
1 |
1 |
|
5.4 |
Среда исполнителя |
2 |
1 |
1 |
|
5.5 |
Направление движения |
2 |
1 |
1 |
|
5.6 |
Составление алгоритма движения исполнителя |
2 |
0 |
2 |
|
5.7 |
Повороты исполнителя |
2 |
0 |
2 |
|
5.8 |
Составление алгоритма поворота исполнителя |
2 |
0 |
2 |
|
5.9 |
Алгоритм повторения |
2 |
2 |
0 |
|
5.10 |
Построение узоров |
2 |
0 |
2 |
|
5.11 |
Повторение узоров |
2 |
0 |
2 |
|
Раздел 6. Моделирование |
18 |
8 |
10 |
|
|
6.1 |
Модель |
2 |
2 |
0 |
|
6.2 |
Виды моделей |
2 |
2 |
0 |
|
6.3 |
Алгоритм построения моделей |
2 |
2 |
0 |
|
6.4 |
Построение информационной модели |
2 |
0 |
2 |
|
6.5 |
Построение математической модели |
2 |
0 |
2 |
|
6.6 |
Построение графической модели |
2 |
0 |
2 |
|
6.7 |
Построение словесной модели |
2 |
0 |
2 |
|
6.8 |
Материальные модели |
2 |
2 |
0 |
|
6.9 |
Построение материальной модели |
2 |
0 |
2 |
|
7 |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
|
|
ИТОГО |
136 |
52 |
84 |
|
Условия реализации программы
1. Учебно-методические:
Дидактические материалы: рабочие тетради, демонстрационные плакаты, электронные учебники для учащихся начальной школы (Мир информатики 1 и 2 часть), мультимедийные презентации, видеоматериалы обучающего и развивающего характера.
2. Материально – технические:
№ |
Наименование |
Количество |
1. |
Ученические столы |
5 |
2. |
Компьютерные столы |
13 |
3. |
Стулья |
31 |
4. |
Диван |
1 |
5. |
Стеллаж для документов |
2 |
6. |
Персональные компьютеры |
13 |
7. |
Проектор |
1 |
8. |
Экран |
1 |
9. |
Маркерная доска |
1 |
10. |
Многофункциональное устройство |
1 |
11. |
Документ-камера |
1 |
3. Список литературы для педагога:
1. Введение в информатику: комплект плакатов и методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний – 2006
2. Информатика в начальной школе. 1 год обучения: учебное пособие. Под ред. Софронова Н.В., Бакшаева Н.В., Бельчусов А.А., ДРОФА, 2008
3. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие. Под ред. Матвеевой Н. В., Челак Е. Н., Конопатовой Н. К., Панкратовой Л. П., БИНОМ. Лаборатория знаний: 2009
4. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие. Под ред. Матвеевой Н. В., Челак Е. Н., Конопатовой Н. К., Панкратовой Л. П. БИНОМ.
Лаборатория знаний: 2009
для обучающихся:
1. Информатика в начальной школе. 1 год обучения: учебное пособие. Под ред. Софронова Н.В., Бакшаева Н.В., Бельчусов А.А., ДРОФА, 2008
2. Информатика и ИКТ. 3 класс: учеб./под ред. Матвеевой Н. В., Челак Е. Н., Конопатовой Н. К., Панкратовой Л. П., БИНОМ. Лаборатория знаний: 2014
3. Информатика и ИКТ. 4 класс: учеб./под ред. Матвеевой Н. В., Челак Е. Н., Конопатовой Н. К., Панкратовой Л. П., БИНОМ. Лаборатория знаний: 2014 4. ЭОР 3-4 классы под ред. Матвеевой Н. В., Челак Е. Н., Конопатовой Н. К., Панкратовой Л. П., БИНОМ. Лаборатория знаний: 2014
Приложение 1
Этапы контроля |
Задания |
Критерии оценки |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||
Входной контроль |
Обучающие демонстрируют уровень владения компьютерной мышью (приложение 2) и отвечают на тестовые вопросы (приложение 3) |
Правильно держит руку на мыши, умеет двигать по столу, выполнять щелчки левой и правой кнопками мыши. Правильно ответил на тестовые вопросы (91100%)
|
Правильно держит руку на мыши, умеет двигать по столу, выполнять щелчки левой и правой кнопками мыши с помощью педагога. Правильно ответил на тестовые вопросы (7190%) |
Не умеет работать с компьютерно й мышью. Правильно ответил на тестовые вопросы (070%) |
Текущий контроль |
Тестирование на знание терминов
|
Правильно ответил на тестовые вопросы (91100%) |
Правильно ответил на тестовые вопросы (7190%) |
Правильно ответил на тестовые вопросы (070%) |
Промежуто чная аттестация
|
Итоговое тестирование |
Правильно ответил на тестовые вопросы (91100% |
Правильно ответил на тестовые вопросы (7190%) |
Правильно ответил на тестовые вопросы (070%) |
Приложение 2
Диагностическая карта владения компьютерной мышью
№ |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Положение руки на компьютер ной мыши |
Умение двигать мышью по столу |
Умение производить щелчок клавишей мыши |
Умение производить двойной щелчок клавишей мыши |
Умение перетаскивать мышью объекты на Рабочем столе |
Общий показатель |
|
левой |
правой |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
11
Тест 1.
2.
3. Расшифруй слово
4. Какой путь должна проползти улитка до листика?
№ |
Фамилия Имя обучающегося |
Год обучения 2016-2017 |
|||||||||||||||||
Бобѐр – 2016 |
Кит - 2016 |
ОЛИМП ИС 2016 |
Алгорит мика |
Инфозна йка-2017 |
Совѐнок2017 |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
Упражнения, уменьшающие усталость при работе за компьютером
Упражнения для улучшения осанки
Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.
Упражнение: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад, глядя в небо. Вернуться в исходное положение.
«Египтянин»
Цель - укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению:
• синдрома запястного канала
• вытягиванию шеи вперед
• дисфункции височно-нижнечелюстного сустава
• грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела
• синдрома верхней апертуры грудной клетки
Упражнение: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.
«Абра-кадабра» Цель упражнения:
• усиление кровотока к ладоням;
• снятие напряжения в запястьях и ладонях; удаление продуктов распада из области запястного канала и ладоней.
Упражнение: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра-: медленно сжать ладони в кулак.
Кадабра: медленно разжать кулаки.
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
Упражнения для глаз
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Еѐ проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты
- проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок 14
поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза!
Можно применять и такие правила:
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-внизвправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами “посмотреть” направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
15
Приложение 7
Приложение 8
Итоговые тестовые задания:
1. Приведи примеры информационных процессов, действующих:
В человеческом обществе _____________________________________ _________________________________________________________ В животном мире ____________________________________________ _________________________________________________________ В технических системах ______________________________________ _________________________________________________________
При общении человека и машины ____________________________ _________________________________________________________
2. Подчеркни виды информации по способу восприятия слуховая текстовая зрительная обонятельная числовая тактильная графическая письменная вкусовая
3. Какой из следующих алгоритмов является линейным? А) Пока есть лепестки на цветике-семицветике:
Оторвать лепесток
Сказать волшебные слова
Загадать желание
Б) Если в апреле земля перепреет, то май вовремя посеет
В) Везѐт Сенька санки с Сонькой,
Санки – скок,
Сенька – с ног, Соньку – в лоб, все в сугроб.
4. Укажи стрелками, какие модели являются материальными, информационными
17
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.