Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
08.08.2018
Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я – гражданин России» представляет собой коррекционно-развивающую программу по гражданско-патриотическому воспитанию для обучающихся воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Данная программа направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию детей, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Программа кружка Я-гражданин России.docx
Пояснительная записка Дополнительная   общеразвивающая   программа   социально­педагогической направленности «Я – гражданин России» представляет собой коррекционно­развивающую программу по гражданско­патриотическому воспитанию для обучающихся воспитанников детского дома­интерната для умственно отсталых детей. Данная программа направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию детей, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края. Программа   отражает   необходимый   обществу   и   государству   социальный   заказ   на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Нормативные   документы   и   методические   рекомендации,   обеспечивающие реализацию программы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция   развития   дополнительного   образования   детей   (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726­р);  План   мероприятий   на   2015­2020   годы   по   реализации   Концепции   развития дополнительного образования детей (Утвержден Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729­р); Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы»; Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008); Порядок   получения   образования   воспитанниками   детских   домов­интернатов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.05.2014 г. №ВК­ 1048/07); Методические   рекомендации   по   проектированию   дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09­3242);  Приказ Мнобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения  условий  доступности  для  инвалидов  объектов  и  предоставляемых  услуг  в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи». Актуальность программы.  Гражданско­патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач системы образования, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско­патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к родному краю,   стране,   её   природе,   национальной   и   самобытной   культуре.   Гражданско­ патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания гражданско­патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско­ нравственном направлении. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России,   способного   и   готового   жить   во   имя   ее   процветания   и   развития,   необходимо патриотическое   воспитание,   как   целостный   процесс   заложенный   в   основу   учебно­ воспитательной работы. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания».   Их   развитие   и   формирование   осуществляется   постепенно   в   процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. В   детском   доме­интернате   для   умственно   отсталых   детей   работа   по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками   национальной   культуры,   формирование   чувства   гордости   за   свой   народ, 1 уважения к его свершениям, героическому прошлому. В процессе воспитания детей с ОВЗ необходимо   создать   условия   для   полноценной   духовной   жизни   воспитанников,   для максимальной   реализации   их   природных   способностей,   для   актуализации   душевных   и духовных потребностей.  Отличительные особенности программы.  Отличительной   особенностью   программы   является   системный   подход   к формированию   гражданской   позиции   воспитанника,   создание   условий   для   его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал   социального   окружения,   помочь   ребенку   освоить   общественно­исторический опыт   путём   вхождения   в   социальную   среду,   выработать   свой   индивидуальный   опыт жизнедеятельности. Полученные   на   занятиях   опыт   и   знания   помогут   юным   гражданам   обрести уверенность   в   себе,   почувствовать   свою   значимость   как   личности   среди   других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.   Уровень реализации программы.  Содержание   и   материал   дополнительной   общеразвивающей   программы   «Я   – гражданин   России»   соответствует  стартовому   уровню  сложности   и   предполагает реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.   Адресат   программы.    Воспитанники   детского   дома­интерната   для   умственно отсталых детей 14­17­летнего возраста. Объем программы. Программа рассчитана на 108 часов, 3 часа в неделю.  Форма обучения. Очная. Методы обучения. Наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает   у   учащихся   необходимые   умения   и   навыки   и   передает   им   свои   знания. Словесные методы  ­ создают у учащихся предварительное представление об изучаемом явлении.   Для   этого   педагог   использует:  объяснение,   рассказ,   замечания;   команды, распоряжения, указания и т.д.  Наглядные методы  — применяются главным образом в виде   показа   наглядных   пособий,   видеофильмов,   презентаций.   Эти   методы   помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.  Практические методы ­ в группу практических методов входит: игровой и соревновательный. Структура занятия.  Индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой   организации   занятий   является   групповая  работа.  Во   время   занятий осуществляется   индивидуальный   и   дифференцированный   подход.   Практическая   часть планируется   с   учётом   возрастных,   психологических   и   индивидуальных   особенностей обучающихся.  Программа предусматривает  проведение  занятий, интегрирующих  в  себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно­художественной, изобразительной и других видов деятельности. Срок освоения программы 1 год. Режим занятий ­ три раза в неделю. Продолжительность занятия 1 час. Цель и задачи программы Целью данной программы является: развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма   как   важнейших   духовно­нравственных   и   социальных   ценностей, формирование активной гражданской позиции.  Задачи программы: Образовательные: 1. Получение и расширение знаний о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д. Коррекционно­развивающие: 1. Развитие общей и мелкой моторики. 2. Развитие умений ориентироваться в пространстве. 2 3. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти. 4.   Развитие   воображения,   фантазии,   умения   оценивать   свои   творческие   способности   и давать оценку другим. 5. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства,   высоты,   нарушение   координации   движений,   завышение   или   занижение самооценки). Воспитательные: 1.   Привитие   чувства   гордости,   глубокого   уважения   и   почитания   символов   Российской Федерации, исторических святынь Отечества. 2. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям 3. Снижение  уровня  правонарушений  и  вредных  привычек  средствами  патриотического воспитания. Учебно­тематический план № Название разделов, тем Раздел «Россия – моя Родина» 1­2. Вводное занятие. Моя страна 3. 4­6. Москва – столица России Государственные символы России: герб, гимн, флаг  7­8. Конституция   Российской Федерации и ее гарант Документы Российской Федерации Путешествие по карте России   гражданина Государственные России Народы России   праздники Золотое кольцо России Моя   малая   Родина   –   Ивановский край Достояние земли Ивановской Символы Ивановского края Игра «Символы моей Родины» 9­ 11. 12­ 14. 15­ 18. 19­ 23. 24­ 26. 27­ 30. 31­ 34. 35­ 36. 37. Что такое право Раздел «Я и Закон» 38­ 39. 40­ 41. 42­ 46. 47­ 48. 49­ Права человека Роль права в жизни человека Права и обязанности детей Семья – ячейка общества Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 1 3 2 3 3 4 5 3 4 4 2 1 2 2 5 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 2 1 ­ 1 1 2 1 1 1 ­ 1 1 2 2 3 3 2 2 2 1 1 1 1 3 1 1 Предварительный контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Промежуточный контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 3 50. 51­ 52. 53­ 55. 56­ 59. 60­ 61. Семья и семейные ценности Мой детский дом – моя большая семья Правонарушение последствия Как   не   преступления   и   его стать   жертвой Конкурс   рисунков   «Мои   права   и обязанности» Защитники Родины 62­ 64. Раздел «Я и мое Отечество» 65­ 66. 67­ 69. 70. Герои России Дети   –   Отечественной войны Города ­ герои герои   Великой Конкурс   рисунков   «Дети   против войны» 71­ 72. 73­ 75. Раздел «Я – человек» 76­ 77. 78­ 79. 80­ 82. 83­ 86. 87­ 89. 90­ 93. 94­ 96. 97­ 98. 99­ 100. 101. Правила Доброе дело красит человека Дружба и товарищество Конкурс   плакатов   «Дружба крепкая не сломается» Мы разные, но мы вместе  Конфликты – большие и малые Сюжетно­ролевые профилактике конфликтов  В гостях у этикета   игры   по Правила поведения на улице Правила   поведения   в   нашем большом доме опрятности   аккуратности В здоровом теле здоровый дух   и Интерактивная   игра   «Правила этикета» Итоговое занятие «Я – патриот и гражданин» 102­ 103. 104­ 105. 106­ 108. 2 3 4 2 3 2 3 1 2 3 2 2 3 4 3 4 3 2 2 1 2 2 3 1 1 2 1 ­ 1 1 1 1 ­ 1 1 ­ 2 1 ­ 2 1 1 1 1 ­ ­ 1 2 2 1 3 1 2 ­ 1 3 1 1 3 2 2 4 1 1 1 ­ 1 2 3 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Промежуточный контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Промежуточный контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль 4 Итого: 108 42 66 Содержание учебно­тематического плана 1­2. Вводное занятие. Моя страна. Введение в программу. Сформировать представление о том, что наша страна огромная, многонациональная,   называется   РФ,   Россия.   Знакомство   с   географическим   положением страны на карте. 3. Москва – столица России. История города. Географическое положение. Население и национальный состав Москвы. Достопримечательности. 4­6. Государственные символы России: герб, гимн, флаг.  Знакомство с символами Российской Федерации, с их назначениями и ролью в жизни для гражданина страны. 7­8. Конституция Российской Федерации и ее гарант. Понятие   Конституции.   Признаки   Конституции   как   основного   страны.   Этапы   конституционного развития России. Структура Конституции. Основные положения Конституции. 9­11. Документы гражданина Российской Федерации. Паспорт   гражданина   РФ.   Загранпаспорт   гражданина   РФ.   Удостоверение   личности военнослужащего РФ. Временное удостоверение личности гражданина РФ. Свидетельство о рождении.   Служебное   удостоверение   работника   прокуратуры.   Удостоверение   личности моряка. 12­14. Путешествие по карте России. Ознакомление   с   картой   России.   Географическое   положение   России. Природа   России. Население России. Хозяйство России. Равнины России. Моря России. Горы России. 15­18. Государственные праздники России. Праздники ­ время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники. Сочетание   языческих   и   христианских   праздников.   Общие   и   семейные   праздники. Православный народный календарь. Государственные праздники. Памятные даты России. Дни воинской славы. Дни памяти. 19­23. Народы России. Национальны й   состав   России.   Особенности   национального   состава   населения   России. Процентный   состав   народностей,   населяющих   страну.   Различия   по   языковой принадлежности.   Территориальное   размещение   приверженцев   разных   религий. Христианство   как   крупнейшее   религиозное   объединение.   Распространение   ислама, буддизма и иудаизма. 24­26. Золотое кольцо России. Что   такое   Золотое   Кольцо.  Карта   Золотого   кольца.   Путешествие   по   городам. Достопримечательности Золотого Кольца. 27­30. Моя малая Родина – Ивановский край. История   земли   Ивановской. Географическое положение. Города Ивановской области. 31­34. Достояние земли Ивановской. Памятные   места   историко­культурного   наследия   Ивановской   области.  Города   и   села. Дворцы­фабрики. Конструктивизм. Монастыри и храмы. Народные промыслы.   Достопримечательности   и   культурное   наследие. 5 35­36. Символы Ивановского края. Ивановская геральдика. Гербы городов Ивановской области. 37. Игра «Символы моей Родины». Конкурс­викторина. 38­39. Что такое право. Понятие   права:   признаки,   сущность,   функции.   Система   права.   Нормы   права. Отрасли права.  Формы (источники) права. Законы. Подзаконные акты. 40­41. Роль права в жизни человека. Какую   общечеловеческую   ценность   имеет   право.   Потребность   в   порядке   и   спра­ ведливости. Право и закон. 42­46. Права человека. Что такое права человека. Права человека и права гражданина. Основные ценности прав человека.   Принципы   прав   человека.   Конституционный   статус   личности.   Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические права и свободы. Социальные права. Культурные права и свободы. 47­48. Права и обязанности детей. Права   ребенка.   Конвенция   о   правах   ребенка.   Обязанности   ребенка.   Ответственность несовершеннолетнего. 49­50. Семья – ячейка общества.  Что   такое   семья.   Роль   семьи   в   обществе.   Создание   семьи.   Семейные   отношения. Государство и семья. 51­52. Семья и семейные ценности.  Что такое семейные ценности. Основные ценности семьи. Семейные традиции. Важность семейных ценностей. Роль семейных ценностей в нашей жизни. 53­55. Мой детский дом – моя большая семья. Беседа о детском доме. Роль детского дома в жизни ребенка. Мой дом – моя крепость. Я и моя друзья. 56­59. Правонарушение и его последствия. Что   такое   правонарушение.   Признаки   правонарушения.   Виды   правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, основание, виды. 60­61. Как не стать жертвой преступления. Безопасность   на   улице.   Советы   девушкам.   Советы   детям.   Правила   простых   «не». Государство на защите. Террористический акт: угроза или реальность. Не давайте страху себя сломить. Закон больших чисел.  62­64. Конкурс рисунков «Мои права и обязанности». Конкурс рисунков. 65­66. Защитники Родины. Кто такие патриоты. Долг и обязанность. В чем заключается военная служба. Учимся быть мужественными. День защитника отечества. 67­69.  Герои России. Кто такие герои России. Герои России: список, их подвиги. Женщины­герои России. Дети – герои России и их подвиги. Каким категориям граждан присваивалась награда. 70. Дети – герои Великой Отечественной войны. Юные герои Великой Отечественной войны и их подвиги. 71­72. Города – герои. История присвоения звания. Тринадцать городов, которые удостоены звания героев и их подвиги. Памятные обелиски в городах­героях. Мемориалы, посвященные городам­героям. 73­75. Конкурс рисунков «Дети против войны». 76­77. Доброе дело красит человека. Что такое добро. Пословицы о добре. Учимся творить добро. 78­79. Дружба и товарищество. 6 Что такое дружба. Что такое товарищество. В чем различие дружбы и товарищества. 80­82. Конкурс плакатов «Дружба крепкая не сломается». Конкурс плакатов. 83­86. Мы разные, но мы вместе. Определение понятия толерантность. Критерии толерантности. Упражнение «Сходства и различия». Толерантность и дружба народов. Творческая работа «Хоровод дружбы». 87­89. Конфликты – большие и малые. Что такое конфликт. Виды конфликтов. Причины конфликтов. Большой конфликт. Малый конфликт. Решение конфликтов. 90­93. Сюжетно­ролевые игры по профилактике конфликтов. Игра «Я на твоем месте». Игра «Учимся понимать друг друга». Игра «Учимся ценить индивидуальность». Игра «Правда или ложь». Игра «Рукопожатие или поклон». 94­96. В гостях у этикета. Что   такое   этикет.   Виды   этикета.   Правила   этикета.   Культура   общения.   Культура поведения. Повседневный этикет. 97­98. Правила поведения на улице. Опасности на улице. Правила безопасности поведения в городе: что можно делать, а что нельзя. Правила безопасности поведения в общественных местах. Правила безопасности поведения на природе. 99­100. Правила поведения в нашем большом доме. Общие   правила   поведения.   Поведение   во   время   самоподготовки.   Поведение   до   начала занятий в школе, после окончания занятий и в быту. Поведение в помещениях детского дома и на его территории. Поведение во время летних каникул. 101. Правила опрятности и аккуратности. Чистота – залог здоровья и красоты. Правила мойдодыра. Погляди на себя со стороны. По одежке встречают. Не только платье красит человека. Правила опрятности и аккуратности. 102­103. В здоровом теле здоровый дух. Здоровый образ жизни. Закаливание и его значение в укреплении здоровья Рациональное питание.   Движение–это   жизнь.   Профилактика   заболеваний   –   необходимое   условие сохранения здоровья. 104­105. Интерактивная игра «Правила этикета». Игра ­ правила этикета при приветствии. Игра ­ этикет в гостях. Игра – этикет в школе. Игра – этикет в общественных местах. Игра – этикет вежливости. 106­108. Итоговое занятие «Я – патриот и гражданин». Россия – моя Родина. Я и Закон. Я и мое Отечество. Я – человек. Планируемые результаты. В результате обучения по программе воспитанник: будет знать: ­ основополагающие моральные нормы и ценности; ­ первоначальные сведения о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; ­ наиболее значимые события в истории материальной и духовной культуры России; будет обучен: ­ базовому понятийному аппарату по программе; будет иметь представление: ­ о своей этнической и культурной принадлежности;  ­ о базовых общечеловеческих ценностях;  ­ о таких понятиях как: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, 7 государство, гражданство, социальная защита, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность; ­ о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины; овладеет понятиями: ­ семья, члены семьи; коллектив, члены коллектива, правила общения в коллективе; профессии людей, Родина, малая Родина; получит навыки: ­ адекватной самооценки с опорой на знание основных моральных норм и ценностей; ­ социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками; ­ чтения и слушания художественных произведений, обществоведческой литературы. Диагностика результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы Формы   аттестации  (способы   оценки   эффективности,   результативности программы).  Результаты   образовательной   деятельности   отслеживаются   путем   проведения предварительной, текущей, промежуточной и итоговой диагностики обучающихся.  Предварительная   диагностика  (предварительный   контроль)   –   это   оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущий контроль  – это оценка качества усвоения обучающимися  содержания дополнительной общеразвивающей программы в период обучения после предварительной диагностики до промежуточной (итоговой) диагностики.  Промежуточный контроль  – это оценка усвоения обучающимися содержания программы по итогам учебного периода (этапа, раздела). Итоговый контроль – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении всего образовательного курса программы.   К формам проведения аттестации относятся: ­   создание   проблемных,   затруднительных   заданий   (шаблоны­головоломки   и   т.п.); демонстрационные   формы   (соревнования,   эстафеты   и   т.п.);   алгоритмизация   действий обучающихся   (наблюдение   за   соблюдением   правил   и   логики   действий   при   выполнении определенного   задания,   правил   игры);   педагогическая   диагностика   развития   ребенка; самооценка;   карта   индивидуальных   достижений;   диагностика   физического   развития; контроль прикладных умений и навыков; анализ продуктов деятельности; защита проектов; выставки;   отчетные   мероприятия;   наблюдение   и   анализ   творческих   умений;   защита творческих   работ;   игры­викторины,   игровые   занятия,   ситуативные   игры,   игры­ путешествия,   игровые   тестовые   задания;   показ   миниатюр;   показ   спектаклей   из репертуарного плана.  Аттестация   основывается   на   индивидуальном   подходе   к   каждому   ребенку.   При аттестации учитывается динамика развития ребенка в период освоения дополнительной общеразвивающей программы.       Результат аттестации может фиксироваться на четырех уровнях: 8 ­  минимальный  (обучающийся   программу   не   освоил,   то   есть   не   приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом); ­  базовый  (обучающийся   стабильно   занимается,   выполняет   учебную   программу свободно ориентируется в изученном материале); ­  повышенный  (обучающийся   проявляет   устойчивый   интерес   к   изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в соревнованиях вне учреждения); ­ творческий (обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в соревнованиях, занимает призовые места). Система   оценки   достижений   обучающимися   планируемых   результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы. Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в   оценке   образовательных   достижений   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями).   На   основе   выявления   характера   динамики образовательных достижений можно оценить эффективность образовательного процесса, работы педагога или учреждения в целом.  Результаты   достижений   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   в   освоении   дополнительной   общеразвивающей программы   являются   значимыми   для   оценки   качества   образования   обучающихся.   При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:  1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей   развития   и   особых   образовательных   потребностей   обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);  2)   объективности   оценки,   раскрывающей   динамику   достижений   и   качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;  3)   единства   параметров,   критериев   и   инструментария   оценки   достижений   в освоении содержания программы.  Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения   и   представления   полученных   данных)   процесса   осуществления   оценки достижений обучающихся.  Эти   принципы   отражают   целостность   системы   образования   обучающихся   с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями),   представляют   обобщенные характеристики оценки их предметных и личностных достижений. В   целом   система   оценки   достижения   обучающимися   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   планируемых   результатов   освоения   дополнительной общеразвивающей   программы   ориентирует   образовательный   процесс   на   нравственное развитие,   воспитание   обучающихся;   на   достижение   планируемых   результатов   освоения содержания программы, обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями) дополнительной общеразвивающей программы, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов. Оценка   личностных   результатов  обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Личностные   результаты   включают   овладение   обучающимися   социальными (жизненными)   компетенциями,   необходимыми   для   решения   практико­ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных  результатов предполагает, прежде всего, оценку 9 продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.  Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:  1) сформированности внутренней позиции обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными   нарушениями),   которая   находит   отражение   в   эмоционально­ положительном отношении обучающегося к учреждению, в котором он воспитывается и обучается,  2) ориентации на содержательные моменты образовательного процесса ­ занятия, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер сотрудничества с педагогом и другими детьми в своей группе;  3)   сформированности   основ   гражданской   идентичности,   развития   доверия   и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; 4)   сформированности   самооценки,   включая   осознание   своих   возможностей   в образовании, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;  5)   сформированности   мотивации   образовательной   деятельности,   включая социальные,   познавательные   и   внешние   мотивы,   любознательность   и   интерес   к   новому содержанию   и   способам   решения   проблем,   приобретению   новых   знаний   и   умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;  6)   знания   моральных   норм   и   сформированности   морально­этических   суждений, способности   к   решению   моральных   проблем   на   основе   децентрации   (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков  и   действий   других   людей   с   точки  зрения   соблюдения/нарушения   моральной нормы.  Одной   из   форм   оценки   личностных   результатов   обучающихся   с   умственной отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   является   оценка   личностной   сферы. Личностные достижения выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении (кружке). Они могут быть представлены в виде «Диагностической карты личностных достижений воспитанника». Диагностическая карта личностных достижений воспитанника ФИО Психофизиологические характеристики Эмоциональная сфера Ценностные ориентации. Коммуникативно ­адаптационные способности   ) М П (   ь т я м а П   ) М В (   е и н а м и н В ) М (     а к и р о т о М Когнит ивные характе ристики       и я и т я и р п с о в ь т с о р о к С   и и ц а м р о ф н и и к т о б а р е р е п   ) С (   й ы н ь л а н о и ц о м Э С Э ) (   ь л о р т н о к о м а с   е и н е о р т с а н   е е щ ю а д а л б о е р П Н ) (   и и т я н а з   ) а к в о р и т н е и р о (   я и ц а н и д р о о К О К ) (   е в т с н а р т с о р п м о н б е ч у в       ) Р (   ь т с о н в и т к а е Р ) В (   а в т с е ч а к   е ы в е л о В       р е т к а р а х й и щ ю а д а л б о е р П ) О С Х (   я и н е щ б о я л и т с   й о н в и т а к и н у м м о к и т с о н н е Ц Д К Ц )   (   и т с о н ь л е т я е д Мотивационная сфера ) У (   и и ц а в и т о м ь н е в о р У   ) П И (     у т е м д е р п к   с е р е т н И 10 Оценка предметных результатов.  Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания дополнительной общеразвивающей программы и характеризуют достижения   обучающихся   в   усвоении   знаний   и   умений,   способность   их   применять   в практической деятельности.  а н Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   предметных   результатов   базируется   на   принципах   индивидуального   и дифференцированного   подходов.   Усвоенные   обучающимися   даже   незначительные   по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно­ развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ребенка и овладении им социальным опытом.  При   оценке   предметных   результатов   нужно   выбирать   такие   оценки,   которые стимулировали   бы   образовательную   и   практическую   деятельность   обучающегося, оказывали   бы   положительное   влияние   на   формирование   его   жизненных   компетенций. Формами   оценивания   предметных   результатов   является   «Карточка   индивидуального развития ребенка» и «Лист общеучебных достижений обучающегося». Карточка индивидуального развития ребенка Фамилия, имя__________________________________ Возраст_______________________________________ Название детского объединения___________________ Педагог_______________________________________ Дата начала наблюдения_________________________ Оценка качеств (в баллах) в период учебного года Начало года Конец года Середина года Качества Мотивация к занятиям Познавательная нацеленность Творческая активность Коммуникативные умения Коммуникабельность Достижения  Лист общеучебных достижений обучающегося ФИО _____________________________________________________ № Критерии Период учебного года 1 2 3 4 Отношение к занятию в целом: положительное безразличное негативное Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда Внимание: отличное среднее легко отвлекается Темп работы:  опережает темп работы объединения с высоким  качеством работы опережает темп работы объединения с недостаточным  качеством работы соответствует темпу занятия отстает от темпа занятия Середина года Конец года 11 5 6 7 8 Оформление работ:  по всем требованиям     частично нарушены требования без выполнения требований красиво аккуратно грязно Умение организовывать и контролировать свою  работу на занятии:  всегда иногда никогда Проявление творчества:  всегда иногда никогда Общеучебные навыки освоены: отлично хорошо удовлетворительно плохо Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы  «Я – гражданин России» Для осуществления образовательного процесса по программе необходимы следующие  принадлежности: подборка видеофрагментов, презентаций подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет; компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; цифровой фотоаппарат Перечень наглядных средств обучения: Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города». Портрет президента РФ. Географические карты РФ, области, города. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 12 Рабочие   программы   (модули)   курсов,   дисциплин,   которые   входят   в   состав программы: ­   примерные   программы   внеурочной   деятельности   военно­патриотического направления (начальное и основное образование) под редакцией В.А. Горского (Москва, «Просвещение, 2014); ­ примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) (Москва, 2009); ­   дополнительная   общеобразовательная   программа   нравственно­патриотической направленности   «Юный   патриот»   МАДОУ   Детский   сад   №15   «Солнышко»   (г. Нижневартовск, 2016); ­   дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Я   – гражданин» Центра гражданского образования «Первые шаги» МБОУ «Осиновская СОШ» (составитель Демидович Л.Н., г. Томск, 2016); ­ программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для учащихся 1­4 классов МАОУ №9 (составитель Ерохова И.Г., г. Комсомольск­на­Амуре, 2014­2018); ­   дополнительная   образовательная   программа   «Я   –   гражданин   России»   МБОУ Пичаевская СОШ (составитель Бессонова С.А., с. Пичаево, Тамбовская область, 2012); ­   программа   факультатива   «Я   –   гражданин   России»   для   учащихся   5­9   классов КСКОУ   «Леушинская   специальная   (коррекционная)   школа­интернат  VIII  вида» (составитель Просвирина Е.А., с. Леуши, Кондинский район, Ханты­Мансийский АО); ­   программа   дополнительного   образования   общеразвивающего   направления объединения «Открытый мир» для детей и подростков с ОВЗ МБОУ ДОД ДЮЦ «Гелиос», детский   клуб   «Факел»   (составитель   Трошина   Н.А.,   г.   Ковров,   Владимирская   область, 2015).     Основная литература: Список литературы 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный и 1­4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2012. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5­9 классы: В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2011. 3. Программа   образования   учащихся   с   умеренной   и   тяжелой   умственной отсталостью/под ред. Л.Б.Баряевой – СПб.: ЦДК Санкт­Петербург,2011.  4. Сборник   программ   коррекционных   курсов   для   детей   и   подростков   с   глубокой умственной отсталостью/Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Крайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под. ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. Дополнительная литература: 1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 2. Баранова, И.В. Нравственные ценности / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. – 2009. ­ №17. ­  9 ­ 13с.    4.  Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. – 147с.  Концепция   духовно   –   нравственного   воспитания   российских   школьников   –   М.:  Круглов,   Ю.Г.   Русские   народные   загадки,   пословицы,   поговорки   /   сост. Просвещение, 2009. – 35с. 5. 6. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 7.  Программы   внеурочной   деятельности.   Система   Л.В.   Занкова   ­   Пособие   для учителя.  ­ Самара:  Издательство  «Учебная  литература»:  Издательский  дом «Федоров», 2011г. 13 8.  Черемисина, В.Г. Духовно­ нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. ­ Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. ­ 14­ 36. 9.  Чутко Н.Я. Я ­ гражданин России (Я ­ моя страна ­ мой мир): учебное пособие по факультативному   курсу   для   3   класса.   ­   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  10. Чутко Н.Я. Я _ гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие   по   факультативному   курсу   для   4   класса.   ­   Самара:   Издательство   «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 11. Чутко   Н.Я.,   Авдейчук   Н.Г.   Методические   пояснения   к   курсу   «Я   ­   гражданин России».   3   класс.   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»:   Издательский   дом «Федоров»,2004. 12. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я _ гражданин России».   4   класс.   _   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»:   Издательский   дом «Федоров», 2008.  14

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Дополнительная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2018