Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 22 х. Кривой Лиман
«Утверждаю» |
Директор МБОУ-СОШ № 22 Приказ от 30.08.2021 № 178 |
________________ /Редько Г. А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО КРУЖКА «МЕДИАФАНТАЗИЯ»
Возраст детей: 10-16 лет
Срок реализации: 1 года
Количество часов в год: 35_
Руководитель кружка: Куковкина Марина Геннадьевна
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года
Основание (дата и номер приказа) |
Дата |
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «МедиаФантазия» реализует социальное направление в дополнительном образовании в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Пройдя курс обучения, учащиеся приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, режиссера, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию. На занятиях учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:
· обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
· развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
· участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.
Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном подходе в вопросе развития творческого мышления ребенка. Процесс создания видеоролика, съемки сюжетов, создание сценария, актерская игра, безусловно, развивает интеллект ребенка, сообразительность, память, фантазию.
Особенностью данной программы является ее практическая направленность, так как в результате проведения занятий учащимися создаются школьные теленовости.
Цель:
Развитие качеств творческой, всесторонне образованной, социально позитивной личности через создание и трансляцию школьных новостей.
Задачи:
Развивающая:
- развитие творческих способностей подростков;
Обучающая:
- формирование умений работать в различных программах обработки видео;
- овладение основными навыками режиссерского мастерства.
Воспитательная:
- формирование нравственных основ личности будущего режиссера.
В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания видео продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки видео-выпуска: от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Образовательная программа «МедиаФантазия» рассчитана на 1 год обучения. Программное планирование рассчитано на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 час равен 60 минутам). Форма занятий групповая. Также предусмотрена организация практической работы по подгруппам, исходя из возможностей технического обеспечения (количество видеотехники и компьютеров). Такая форма обучения имеет ряд преимуществ: каждый ученик затрачивает на освоение учебного материала столько времени, сколько лично ему для этого требуется. Это достигается за счет индивидуальных форм обучения, большого объема практической работы, возможностью учиться не только у педагогов, но и у наиболее подготовленных сверстников.
Возраст школьников от 10 до 16 лет (5-10 класс).
Данная программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий четверг 15:00-16:00
Дети этого возраста любознательны, пытаются анализировать свою работу, для них характерно развитие абстрактного мышления, индивидуальной манеры самовыражения.
Группы комплектуются по 7 человек.
Система занятий представляет собой три взаимообусловленных блока:
• основы журналистики;
• основы видеосъѐмки;
• основы видеомонтажа.
Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. Используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков «Школьных новостей»;
· получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
· понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
· формирование устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты:
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты:
· познакомятся с основными терминами тележурналистики;
· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
· приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков новостей;
· приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
· научатся давать самооценку результатам своего труда;
· приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания видеороликов;
· научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы, научатся распределять работу между участниками проекта;
· научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Разделы программы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации, диагностики, контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
индивидуальные занятия и консультации |
||||
1 |
Введение. Основные понятия при работе с видеоинформацией |
2 |
2 |
|
|
Беседа, групповая работа, словесные методы |
предварительный |
2 |
Работа в программе Movavi, Киностудия Tik Tok. |
14 |
5 |
6 |
2 |
Групповая работа Фронтальная Индивидуальная работа |
промежуточный |
3 |
Работа в программе Pinnacle Studio |
13 |
5 |
6 |
2 |
Групповая работа, словесные методы Индивидуальная работа |
тематический |
4 |
Работа над творческим проектом |
3 |
1 |
2 |
1 |
Групповая работа, Фронтальная работа Индивидуальная работа |
промежуточный текущий |
4.1 |
Защита творческого проекта |
3 |
1 |
|
|
Групповая работа, словесные методы |
Защита проектов |
|
Всего часов |
35 |
14 |
14 |
5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Введение. Основные понятия при работе с видеоинформацией (2 часа)
Структура видеоинформации. Представление об аналоговой форме записи видео фрагментов. Перевод в цифровой вид. Цифровая видеозапись.
Знакомство с правилами работы кружка. Формулировка целей и задач кружка.
Работа с видеокамерой. Правила видеосъемки. Основные приёмы работы с видеокамерой при создании фильма.
II. Работа в программе Movavi, Киностудия, Tik Tok (14 часов)
Знакомство с программой для создания видеороликов. Основные приемы работы. Структура окна программы.
Создание и редактирование видеоролика. Настройка переходов между фрагментами, наложение звука, оформление. Сохранение мультимедийных клипов в компактных форматах. Участие в деятельности школы. Создание тематических видеороликов.
III. Работа в программе Pinnacle Studio (13 часов)
Знакомство с программой Pinnacle Studio. Сущность, назначение и возможности программы. Структура окна. Режимы работы. Создание и сохранение проекта. Редактирование проекта. Захват видео с видеокамер и других внешних устройств захвата. Работа в программе. Редактирование видеофайлов. Экспорт видеороликов. Создание видеороликов школьных мероприятий в Pinnacle Studio.
IV. Работа над творческим проектом. Защита проектов. (6 часов)
Работа над сценарием мини-фильма. Съемка мини-фильма.
Содержание курса включает в себя различные виды деятельности: изучение основ журналистики и видеомонтажа, разработка интервью, видеосъёмка, написание текстов сюжетов, тренинги, игры, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения, монтаж и выпуск передач для школьного телевидения. Результатами работы «Школьного телевидения» являются создание новостных сюжетов, авторских передач, короткометражных фильмов.
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности ученика 5 класса, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Показателями эффективного усвоения программы являются собеседования, ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, защита итогового проекта.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во |
УУД |
1. |
Введение. Основные понятия при работе с видеоинформацией. |
2 |
Личностные освоение роли ученика; формирование интереса к учению. Регулятивные определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре; участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. |
2. |
Работа в программе Movavi, Киностудия. |
14 |
Личностные формировать социально-информационную культуру учащихся; активизировать творческую деятельность школьников в сфере тележурналистики; Регулятивные следовать режиму организации внеучебной деятельности. Познавательные определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в различных источниках информации. Коммуникативные отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре; участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. |
3 |
Работа в программе Pinnacle Studio |
13 |
Личностные знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях, установление связи между целью учебы и ее мотивом. Регулятивные определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, следовать режиму организации внеучебной деятельности. Познавательные определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в различных источниках. Коммуникативные отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре; участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. |
4 |
Подготовка творческого проекта |
3 |
Личностные освоение роли ученика; формирование интереса к учению. Регулятивные самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Познавательные контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.
|
4.1 |
Защита творческого проекта |
3 |
|
|
ИТОГО |
35 |
|
Темы творческих проектов:
1. «Школьные новости»- все самое интересное из жизни школы.
2. «Знай наших!»- интервью с учениками, учителями, которые являются победителями и участниками школьных и городских мероприятий.
3. «Перемена»- показ различных социальных роликов
4. «Музей, историю храни!»- сотрудничество со школьным музеем, планирование проектов, посвященных памятным датам (2021-2022 года )
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата |
Раздел. Тема |
Кол. час |
Виды деятельности |
|
|
по план |
факт |
|
|||
|
Введение. Основные понятия при работе с видеоинформацией. |
2 |
|
|
|
02.09 |
|
Вводный инструктаж. Определение интересов. Основные понятия при работе с видеоинформацией |
1 |
Просмотр телевизионных передач. |
|
09.09 |
|
Общие сведения о цифровом видео. Основные приемы работы с камерой телефона. |
1 |
Наблюдение |
|
|
|
Работа в программе Movie Maker, Киностудия. |
14 |
|
|
16.09 |
|
Назначение, сущность и возможности программы Movie Maker. Киностудия. Методы захвата видео. |
1 |
Сбор информации.
|
|
23.09 |
|
Состав окна программы Movie Maker. Запуск программы, сохранение файла видеофрагмента. |
1 |
Практическая работа |
|
30.09 |
|
Этапы монтажа фильма. Режимы разрезания и склеивания кадров видеоролика. |
1 |
Практическая работа в группах |
|
07.10 |
|
Быстрый старт: монтаж простого фильма из статических изображений. |
1 |
Практическая работа |
|
14.10 |
|
Использование плавных переходов между кадрами. |
1 |
Практическая работа |
|
21.10 |
|
Оформление: название, титры, добавление звука. Добавление комментариев. Наложение фоновой музыки. |
1 |
Просмотр видеороликов |
|
28.10 |
|
Создание фонограммы видеофильма. Создание титров, используя статичные изображения. |
1 |
Практическая Работа в группах |
|
11.11 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Movie Maker |
1 |
Сбор информации. Видеосъёмка. |
|
18.11 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Movie Maker |
1 |
|
|
25.11 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Киностудии |
1 |
|
|
09.12 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Киностудии |
1 |
|
|
16.12 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Tik Tok |
1 |
|
|
23.12 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Tik Tok |
1 |
|
|
13.01 |
|
Защита творческих проектов |
1 |
Защита проектов |
|
|
|
Работа в программе Pinnacle Studio |
13 |
|
|
20.01 |
|
Особенности и возможности программы Pinnacle Studio. Рабочее окно, меню. |
1 |
Наблюдение |
|
27.01 |
|
Способы преобразования форматов файлов. Функция SmartMovie. |
1 |
Практическая работа |
|
03.02 |
|
Разработка сценария фильма. Редактирование и коррекция изображения.
|
1 |
Практическая Работа в группах |
|
10.02 |
|
Эффекты. Фильтры. |
1 |
Практическая работа |
|
17.02 |
|
Работа с текстом. Создание заголовков. Создание титров. |
2 |
Практическая работа |
|
24.02 |
|
Создание фоновых изображений. |
1 |
Практическая работа |
|
03.03 |
|
Создание эффектов переходов |
1 |
Практическая Работа в группах |
|
10.03 |
|
Создание звуковых эффектов. |
1 |
Практическая работа |
|
17.03 |
|
Вывод фильма. Сохранение проекта. |
1 |
Практическая работа в группах |
|
31.03 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Pinnacle Studio |
1 |
Видеосъемка, Монтаж видеороликов |
|
07.04 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Киностудии. |
1 |
|
|
14.04 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Tik Tok |
1 |
|
|
|
|
Подготовка творческого проекта. Защита проектов |
6 |
|
|
21.04-28.04 |
|
Создание видеороликов школьных мероприятий в Киностудии. Создание видеороликов школьных мероприятий в Киностудии. Создание видеороликов школьных мероприятий в Pinnacle Studio Создание видеороликов школьных мероприятий в Pinnacle Studio Создание видеороликов школьных мероприятий в Tik Tok Создание видеороликов школьных мероприятий в Tik Tok |
2 |
Разбор самого удачного/ неудачного репортажа месяца |
|
05.05-12.05 |
|
Подготовка творческого проекта к сдаче. |
2 |
Творческая работа в группах |
|
19.05-26.05 |
|
Защита творческого проекта |
2 |
|
|
Итого |
35 |
|
|
||
|
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Современные подростки
выстраивают каналы информации для общения с ровесниками и взрослыми, где сами
же являются участниками равноправного диалога, проявляют активность, влияющую
на социальное окружение. Иными словами, они создают коммуникативные сообщества,
в которых информационная составляющая становится важной частью группового
общения.
Образовательная программа «МедиаФантазия» предназначена для работы со школьниками и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ работы в медиаиндустрии и создание медиа продуктов на актуальные темы.
Новизна и особенность программы состоит в том, что в результате образовательной деятельности создаѐтся интерактивное виртуальное творческое поле, обеспечивающее решение учебно-воспитательных задач, а так же способствующее формированию интегративного взаимодействия в социокультурном пространстве.
Программа «МедиаФантазия» базируется на традиционных идеях, рассматривающих мультимедийные технологии, как структуру, входящую в систему средств массовых коммуникаций. Отличительными особенностями данной программы являются личностно-ориентированные, инновационные формы обучения, предоставляющие определенную самостоятельность обучающимся в поиске новых творческих, а так же технических решений.
Педагогические принципы, на которых основывается учебная деятельность:
- принцип свободы действия, мнений, традиций;
- принцип равных возможностей;
- принцип ориентации на успешную деятельность;
- принцип самореализации;
- принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.
Программный курс предоставляет обучающимся возможность проявить свои творческие способности при создании мультимедийной продукции, развитие основ профессиональных знаний.
Воспитательная и творческая работа через работу
в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность,
способствует ее становлению и развитию.
Для успешного освоения применяются различные формы и методы обучения.
Формы организации деятельности:
• теоретические занятия,
• практикумы,
• занятия-проекты,
• экскурсии,
• деловые игры,
• инструктажи,
• работа в группах;
• работа с литературой;
• ситуационно-ролевые игры.
Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие:
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений;
- технологии проектного обучения;
- технология коммуникативного обучения.
Материально – техническое обеспечение
Помещение, в котором занимаются обучающиеся оборудован столами и стульями в
соответствии с государственными стандартами. При организации занятий
соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения
образовательного процесса воспитанников.
Занятия проводятся в оборудованном по нормам техники безопасности кабинете (7 посадочных мест).
Кабинет оборудован - видео, - аудио аппаратурой: - световое оборудование; - компьютеры.
ФОРМА КОНТРОЛЯ
Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям:
- усвоение теоретического материала, владение специальной терминологией,
- владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения
практических заданий, владение информационной культурой.
В основу оценивания результатов положена 5-балльная система оценки (1-минимальный, 5- максимальный балл).
Контроль проводится в следующих формах:
тестирование (теоретический раздел),
защита творческих работ и проектов (практический раздел).
Критерии теоретического раздела:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- знание специфики телевизионной информации и экранной журналистики;
Формы и методы проведения практического раздела:
- создание медийной продукции.
Критерии практического раздела:
- навыки владения технологией создания медийной продукции;
- навыки владения приѐмами работы с видеокамерой;
- навыки владения основами видеомонтажа.
- навыки работы в кадре и за кадром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные пособия:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с.
Список информационных ресурсов
www.vmstudio.narod.ru
www.svcd.ru
www.spline.ru
www.samlab.ru
www.avi-mpg.by.ru
www.studio-45y.narod.ru
www.avistudio.narod.ru
Аппаратные средства:
1. Компьютер
2. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
3. Наушники
4. Колонки
5. Видеокамера, фотоаппарат
Носители информации
Программные средства:
1. Операционная система Windows
2. Программы для работы с видео Movie Maker и Pinnacle Studio, Киностудия.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_______________ Наумова А. В.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.