Рабочая программа по химии 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по химии 9 класс

Оценка 5
doc
20.09.2020
Рабочая программа по химии 9 класс
химия 9.doc

Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –                                                                                                                                              

 средняя общеобразовательная школа №22 х.Кривой Лиман    

            

                                                                                         «Утверждаю»

                                           Директор МБОУ- СОШ №22

                                            Приказ от 27.08.2020 г. № 215

                                  _________ Редько Г.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

по химии на 2020-2021 учебный год                                                                                                                                                                                                                    

Уровень общего образования: основное общее образование 9 класс.

Количество часов в год: 68

Учитель: Куковкина Марина Геннадьевна

Программа разработана на основе: 

-Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования , утверждённого приказом Минобрнауки России  от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта  основного  общего образования»  ;

- Программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян.  2012);

- основной образовательной программы МБОУ-СОШ №22 х. Кривой Лиман;

- ориентирована на учебник  О.С. Габриелян. Химия 9 класс для общеобразовательных учреждений, Вертикаль, Дрофа, 2017 г.

 

Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

Основание (дата и номер приказа)

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел 1. Планируемые результаты

 

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

• осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

• оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

• Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

• Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

• Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются:

1.В познавательной сфере:

·              давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

·              описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

·              описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

·              классифицировать изученные объекты и явления;

·              делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

·              структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

·              моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

Ученик научится:

·              анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной спереработкой веществ;

• проводить химический эксперимент;

• оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

• химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ и уравнений химических реакций;

• важнейшим химическим понятиям: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вешество. классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

• основным законам химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• называть: химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций

ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

* вычислять: массовую долю химического элемента но формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Ученик получит возможность научиться:

·              объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

·              характеризовать строение и общие свойства металлов;

·              описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

·              описывать реакции восстановления металлов из их  оксидов;

·               характеризовать условия и способы предупреждения   коррозии металлов;

·              характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

·               составлять схемы строения атомов элементов-металлов лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

·              - объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

·              характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

·              описывать связь между составом, строением, свойствами  веществ-металлов и их  применением;

·              -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту

·              записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

·               описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

·              составлять схему строения атома железа;

·              записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

·              определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций

·              обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·              распознавать опытным путем соединения металл.

·              .

·              -составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов; 

·              -давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

·              -объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

·              - объяснять закономерности  изменения свойств химических элементов-неметаллов;

·              - характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

·              - описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также  общие свойства  соответствующих им кислот;

·              -сравнивать неметаллы с металлами

·              - составлять схемы строения атомов галогенов;

·              -на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

·              -записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

·              -характеризовать химические элементы подгруппы серы;

·              -записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

·              - описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

·              - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·              -получать и собирать аммиак;

·              -распознавать опытным путем аммиак

·              -  составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

·              - составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

·              -распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

·              описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений

·              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 

 

                                                                                  Раздел 2.  Содержание учебного курса  

                                                                   

1.     Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

 

 

2.     Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида.

     Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+.

     Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе

     и народном хозяйстве. гидроксиды и соли железа (II и III).

 

3.     Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

4.     Органические соединения

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Алканы. Метан и этан: строение молекул. Химические  свойства алканов: реакция горения, дегидрирование этана. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Свойства этилена:  реакция взаимодействия этилена с водой; полимеризация этилена. Полиэтилен и его значение. 

 Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

 

                                                                                      5.Обобщение знаний по химии за курс основной школы

 

Физический смысл порядкового номера элемента в  периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация, общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ

Тема

1.

Ознакомление с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

2.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение Fe и Zn в HCl)

3.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

4.

Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) калия; в) алюминия; г) железа.

5.

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6.

Качественная реакция на ионы Fe+2 и Fe+3, Ca+2, Ba+2 и соединений натрия и калия.

7.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов.

8.

Качественная реакция на хлорид-ион.

9.

Качественная реакция на сульфат – ион.

10.

Распознавание солей аммония.

11.

Качественные реакции на карбонаты.

12.

Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности.

13.

Изготовление моделей молекул углеводородов.

14.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

15.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1.

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

2.

Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода».

3.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

4.

Получение, собирание и распознавание газов на примере O2, H2, CO2, NH3.

 

Раздел 3. Тематическое планирование

 

№ п/п

Перечень разделов и последовательность их изучения

Кол-во часов на изучение каждого раздела

Сроки изучения разделов

Сроки контроля

 

1

 

 Повторение основных вопросов курса химии 8 класса

12

01.09.2020-07.10.2020

07.10.2020

 

2

 

Тема 1. Металлы

18

14.10.2020-22.12.2020

22.12.2020

 

3

 

Тема 2. Неметаллы.

24

23.12.2020-31.03.2021

30.03.2021

 

4

 

Тема 3. Органические соединения.

 

10

06.04.2021-05.05.2021

05.05.2021

 

5

 

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

4

11.05.2021-19.05.2021

 

 

 

ИТОГО

68

 

 

 

                                                                                                                                      Согласовано

                                                                                                                                      заместитель директора по УВР

                                                                                                                                       __________________ Е.Г. Липуга


Скачано с www.znanio.ru

Ростовская область Мартыновский район х

Ростовская область Мартыновский район х

Раздел 1. Планируемые результаты

Раздел 1. Планируемые результаты

Познавательные УУД: • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Познавательные УУД: • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Ученик научится: · анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной спереработкой веществ; • проводить химический эксперимент; • оказывать первую…

Ученик научится: · анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной спереработкой веществ; • проводить химический эксперимент; • оказывать первую…

Ученик получит возможность научиться: · объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп; · характеризовать строение и общие свойства металлов; · описывать свойства высших…

Ученик получит возможность научиться: · объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп; · характеризовать строение и общие свойства металлов; · описывать свойства высших…

ОВР · -характеризовать химические элементы подгруппы серы; · -записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения

ОВР · -характеризовать химические элементы подгруппы серы; · -записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения

Металлы Положение металлов в периодической системе химических элементов

Металлы Положение металлов в периодической системе химических элементов

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020