Дополнительное образование в области технического творчества детей

  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дополнительное образование в области технического.docx

Сенникова Лариса Владимировна

Педагог дополнительного образования

МУДО «ДЮЦ «Максимум» г.Магнитогорск    

 Дополнительное образование в области технического

творчества детей

 

     Система дополнительного образования детей в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении 15 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

     Дополнительное образование детей  не рассматривается как некий придаток основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Наука рассматривает дополнительное образование детей как «особо ценный тип образования», как «зону ближайшего развития образования в России».

      Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую функции.

      Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное, в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу и возможность полноценной организации свободного времени.

      Одним из наиболее популярных видов деятельности в системе дополнительного образования является техническое творчество. В современных условиях техническое творчество – это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

      Занятия в творческих объединениях основываются на предметно- практической деятельности, открывают исключительно благоприятные возможности для образования, развития творческих способностей и трудовых навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, укрепления самостоятельности.

      Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет школьникам и будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития технической сферы производства. Чтобы программы дополнительного образования технической направленности были востребованы, необходимо модернизировать оснащение мастерских. Только современные лаборатории и мастерские, обеспечивающие работу на уровне технологий нового поколения, смогут привлечь ребят и открыть им удивительный мир технического творчества. Также необходимо создать новые условия организации работы в системе технического творчества и подготовить высококвалифицированных педагогов, которые сами стремятся к самосовершенствованию и способны гибко перейти от информационно- педагогической деятельности к руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно- исследовательской и профессионально-практической деятельностью обучающихся.

     Образовательные программы технического творчества предусматривают получение обучающимися профессиональных и социально-личностных компетенций, активно используют более широкое взаимодействие обучающихся друг с другом в рамках одной возрастной группы, творческое общение и обмен знаниями обучающихся разных возрастных групп, общение с профессиональным сообществом.

     Одна из особенностей технического творчества – традиционная профориентация обучающихся на инженерные профессии. И к 14-16 годам, пройдя программы технической направленности от дошкольника до старшеклассника, от легоконструирования до использования современного цифрового оборудования, дети как правило уже выбирают себе направление будущей профессиональной деятельности, в той или иной степени связанной с профилем технического направления.

      Развитие способности к техническому творчеству является важной составляющей общего развития человека. Мы не можем предсказать, каков будет мир через 10 лет, какие технологии, устройства и механизмы будут окружать нас в будущем, какие конкретные знания понадобятся нашим детям на протяжении их жизни. Но мы точно знаем, что мир продолжит стремительно меняться, человек и дальше будет передавать рутинные функции технике, а сам будет все больше заниматься творчеством и управлением. Надо научиться уже сегодня жить будущем, которого ещё никто не знает.