ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОНОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ
ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
Курмашова Светлана Николаевна
Частная общеобразовательная школа «Исток», г. УстьКаменогорск
В настоящее время в нашей стране происходят
существенные изменения в национальной политике
образования. Это связано с переходом на позиции личностно-
ориентированной педагогики. Одной из задач современной
школы становится раскрытие потенциала всех участников
педагогического процесса, предоставление им возможностей
проявления творческих способностей. Решение этой задачи
невозможно без осуществления вариативности
образовательных процессов, в связи с чем появляются
различные инновационные типы и виды образовательных
учреждений.
Определение «инновация» как педагогический критерий
встречается часто и сводится, как правило, к понятию
«новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном
переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в
новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин
«инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и
наметил основные черты «дидактического портрета» этого
метода, направленного на развитие способности ученика к
самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений,
к совместной деятельности в новой ситуации.
Инновационный подход к обучению позволяет так
организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость,
и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон,
«зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его
особенности? Применительно к педагогическому процессу инновация
означает введение нового в цели, содержание, методы и
формы обучения и воспитания, организацию совместной
деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую
деятельность, изменения в содержании и технологии
обучения и воспитания, имеющие целью повышение их
эффективности.
В современной системе образования можно выделить два
типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и
развивающиеся. Для традиционных систем характерно
стабильное функционирование, направленное на
поддержание однажды заведенного порядка.
В развивающихся образовательных системах инновационные
процессы реализуются в следующих направлениях:
формирование нового содержания образования, разработка и
внедрение новых педагогических технологий, создание
новых видов учебных заведений. Кроме этого,
педагогический коллектив ряда образовательных
учреждений занимается внедрением в практику инноваций,
уже ставших историей педагогической мысли.
Основополагающей мировой тенденцией является смена
парадигмы образования. На смену старой «знаниевой»
парадигме образования приходит новая –личностно-
развивающая. Таким образованием мы можем считать –
дополнительное образование.
Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический
потенциал: выступает как мощное средство формирования мотивации
развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы
возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно
сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к
органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и,
конкурентоспособной личности .
как следствие,
формированию
Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко
распространен, и является составной (вариативной) частью общего
образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим
обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и
личностно.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации.
Дополнительное образование детей многообразно,
разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их
сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости
дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем
больше ребѐнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче
ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в
наше время — время постоянных перемен.
Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится
оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного
воспитания преступных группировок, наркомании и т.д. Мы хотим увлечь
детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы
в будущем. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности
дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно
получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности,
определить свой собственный образовательный путь.
В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети
формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают
практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою
коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить
учатся сотрудничеству и сотворчеству. Процесс творчества развивает и
обогащает личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал. Правильно
организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе
творчества.
Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как
правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство,
реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно,
чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно
помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать
правильный выбор своей профессии.
В педагогическо коллективе школы «Исток» решили создавать в среду,
которая воспитывала бы и развивала детей. «Ребенок учится тому, что видит
у себя в дому» — говорит народная мудрость. Значит, создание в школе
среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне,
способной воспитать полезные привычки и сформировать модели поведения ,а
также комплексный подход к созданию благотворной обстановки не только
во время учебных занятий, но и во внеурочное время особенно актуальная
задача .
Следовательно, организовать свободное время с пользой для развития и
воспитания детей — задача педагогов школы . А путеводные положения,
отвечающие специфике дополнительного образования,
которыми
руководствовался учредитель школы ,следующие:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те,
которые ещё не нашли своего дела.
2. Взаимное превосходство: если у когото получается хуже, чем у других,
значит чтото должно получиться лучше – это «чтото» нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным.
4. Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для
всех детей на каждом занятии.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее
его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение
необходимого учебного материала.
В частной общеобразовательной школе «Исток» учащиеся во внеурочное
время могут развивать свои способности и реализовать свой творческий потенциал. Для этого в школе работает «Развивающий центр», в котором
предусмотрены занятия в следующих студиях: ИЗО, Хореографии, Театр
песни и Спортивных игр.
На занятиях в ИЗО – студии разработаны различные способы действия с
художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок,
размазывание по поверхности бумаги пластилина используется при работе с
детьми. Рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд к которому
не надо принуждать. Но очень важно поддерживать ребенка, постепенно
открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности при
работе с различными материалами. Нетрадиционное рисование расширяет
сферу возможностей ребенка, развивает воображение, фантазию, раскрывает
креативные возможности школьника почувствовать красоту и многообразие
окружающего мира.
Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его
физическому, нравственному, эстетическому развитию дети раскрывают для
себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ
жизни, культуру.
Хореография у ребенка является дополнением и продолжением его реальной
жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения
и переживания, которых он не мог бы получить из какихлибо иных
источников.
В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевальноплясовыми
движениями, знакомятся с различными видами танца: от русского народного
до современного. Их движения становятся правильнее, выразительнее,
улучшается речедвигательная координация. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и
грамотной манеры поведения в обществе. На таких занятиях ребёнок не
только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет
развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид
искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как
он видит этот мир.
На занятиях в «Театре песни» педагог старается повысить уровень певческих
навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и
музыкальной культуры. Цель студии – развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.
Всем известно, что основы музыкального развития и любовь к искусству
формируются в детском возрасте и создают фундамент музыкальной
культуры человека. Благодаря проведенным мастерклассам мы увидели
творческий подход музыкальных руководителей в организации
дополнительного образования в рамках кружковой работы.
Студия
художественноэстетического направления позволяет раскрыть музыкальные
таланты детей, проявить индивидуальность и способность к самовыражению.
Так же в школе работает студия спортивных игр. Она ориентирована на
развитие ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни,
воспитание спортивного резерва нации. Каждый второй
школьник
систематически занимается физической культурой и спортом.
На занятиях по самоподготовки усваивается тот материал, который изучили
на уроках. Успешность зависит от атмосферы сотрудничества, взаимопомощи,
заинтересованного отношения к действиям каждого ребенка, как со стороны
педагога, так и со стороны коллектива. В связи с этим воспитанники
чувствуют себя составной частью объединения единомышленников, что
оказывает влияние на формирование таких положительных личностных
качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление
завершить начатое до конца. Таким образом целью дополнительного
образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого,
успешная адаптация в самостоятельной жизни. Данный результат служит
своеобразным ориентиром деятельности педагога,
осуществляющего
дополнительное образование.
Таким образом, дополнительное образование способно решить целый
комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять
стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору
его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику
―
ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и
педагога. Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи.
Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя
рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении
современного качества образования не безгранична, особенно в рамках
классноурочной системы.
Пора преодолеть стереотип восприятия
дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение,
воспитание и развитие ребенка.
Исследования современных авторов доказывают, необходимость включения
детей с особыми образовательными потребностями в различные виды
внеурочной физкультурноспортивной,
эколого
биологической, туристкокраеведческой, технической, трудовой активности. (
В.М. Мозговой, Е.Д. Худенко и др.)
социальнобытовой,
В свое время еще А.С.Макаренко указывал, что развитию творческих
возможностей школьника способствует возможность проявить свои умения на
кружковых занятиях, где дети могут показать неповторимость изделий,
созданных своими руками.
ЛИТЕРАТУРА
1 Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития: Дис. … канд. пед. наук. Москва, 1998. – 147 с.
2 Скачков А.В. Дополнительное образование как социальнопедагогическая
проблема: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1996. – 24 с.
3 Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях
совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис. … д
ра пед. наук. – Казань, 1999. – 34 с.
4 Дорожкина Л.А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент в
образовании. – 2003. № 4. С. 1830.
5 Жамадилов Н.Д. Позаботимся о нашей опоре и надежде. – А.:
Современное столичное образование. – 2004. №3. – С.2529.
6 Закон Республики Казахстан «Об образовании»// Электронный
справочник «Законодательство РК». – Алматы: Юрист, 2004.
7. http://stranamasterov.ru/
8. http://stranamasterov.ru/user/105496
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ , В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.