Дополнительное образование в воспитательной системе
МБОУ «Русскинская СОШ»
Орехова А.Н.
Заместитель директора
МБОУ «Русскинская СОШ»
Д. Русскинская
Сургутский район
История нашего образовательного учреждения берет своё начало с 1957г. За годы существования в школе сложился коллектив единомышленников, отличающихся творческим потенциалом и творческой активностью. Педагогический коллектив школы стабилен и обладает солидным интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения поставленных задач, на высоком уровне владеет технологией обучения, постоянно повышает свою квалификацию. Структура школы традиционна, она основана на трех возрастных группах: I ступень обучения – 1-4 классы; II ступень обучения – 5-9 классы; III ступень обучения – 10-11 классы.
В школе создана хорошая материальная база, позволяющая применять ИКТ и Интернет-ресурсы в воспитательном процессе: спортзал, спортплощадка, 2 мастерские, библиотека, медицинский кабинет, 2 современных компьютерных класса, подключенных к сети Интернет, кабинет психолога и социального педагога, уютная столовая, актовый зал, Зал Боевой Славы.
В организации свободного времени и досуга детей огромную роль играет система дополнительного образования. Дополнительное образование – это процесс свободно избранных ребенком способов приобретения знаний, видов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение способностей и интересов личности и содействующий её самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
Мы выделяем следующие функции дополнительного образования: образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие
В школе работает более 20 объединений и спортивных секций, главной задачей которых является развитие физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, развитие компетентностей. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений: художественно-эстетическое; физкультурно-спортивное; интеллектуально-познавательное; военно-патриотическое.
Программы дисциплин дополнительного образования художественно - эстетической направленности направлены на разностороннее развитие ребенка, обогащении его знаний, интересов и способностей. В данном направлении в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов функционируют следующие творческие объединения: ансамбль «Вокальный ансамбль», «Изостудия», «Бумагопластика», «Косторезная», «Народное ремесло», «Бисероплетение».
Физкультурно-спортивная направленность учебного плана дополнительного образования представлены деятельностью объединении «Шахматы» и секций «Волейбол» и «Спортивные игры». Данные программы позволяют последовательно решать задачи физического и интеллектуального воспитания школьников на основе представленных занятий в кружках. Следующая направленность – военно-патриотическая – «Юный патриот» является так же востребованной. Она включает в себя, такие как строевая подготовка, огневая подготовка, строевые приемы с оружием, основы безопасности жизнедеятельности и основы гражданской обороны. Воспитанник объединения Коновалов Григорий, ученик 11 класса получил награду нагрудный знак «70 лет Победы», за активное участие в мероприятиях объединения и школы.
Из опыта реализации проекта «Школьный пресс-центр «Тром-Аганские звездочки». В рамках интеллектуально-познавательной направленности реализуется программа «Тром – аганские звездочки», которая позволяет получить теоретические знания и реализовать свой потенциал в практической деятельности, формирует способность к рефлексии и самосовершенствованию. «Сохранение и развитие сургутского диалекта языка ханты в системе дополнительного образования Сургутского района.
Цель программы: профилизация литературного образования и развитие медиаобразования посредством создания двуязычного печатного издания народа ханты (сургутский диалект).
Задачи программы:
•Обучение редакционного коллектива основам журналистики.
•Оказание помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.
•Создание методической литературы на двух языках.
•Сохранение самобытной культуры народа ханты.
•Укрепление толерантности, национального самосознания в полиэтническом регионе.
•Развитие личности посредством медиаобразования и самообразования.
В данном объединении занимается 32 воспитанника.
Достижения проекта:
- грант 2 степени на Молодежном Конвенте Югры в мае 2013 года:
Газета выиграла в конкурсе «Журналист года-2013» в номинации «Надежда» в (г.Сургут);
- получила первое место за программу в научно-практической конференции «Всероссийской конкурс этнокультурных образовательных систем регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Педагогика Севера: учимся вместе» г. Москва, 2014 год
- Стала лауреатом (3 место) VI Всероссийского конкурса "СМИротворец" на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений в номинации "Детское и молодежное
СМИ» г. Москва 2014 г.
- Сопочина Виалетта, главный редактор газеты, была удостоена Гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.
Проект школьный пресс-центр «Тром-Аганские звездочки» имеет важное социальное значение и способствует укреплению толерантности в молодежной среде, развитию медиапространства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также является оптимальной базой для социализации, профориентации детей ханты, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка, участвующего в проекте, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Работа над проектом долгосрочная, есть перспективы развития. Данный опыт может быть тиражирован не только на территории ХМАО-Югры, но и в любом полиэтническом регионе Российской Федерации.
На основании вышеизложенных выводов можно сделать заключение о том, что дополнительное образование является необходимой отраслью основного среднего образования. Его функционирование именно параллельно и наряду с основными учебными занятиями дает большие возможности для обучающихся, тем более, если такая секция функционирует в стенах школы, гимназии или лицея. Отсутствие необходимости дополнительных расходов и экономии времени, которые могли бы быть затрачены в пути до места проведения дополнительных занятий, привлекает большее количество учащихся. Таким образом, больший процент обучающихся получает всестороннее развитие индивидуальности и творческих способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.