Урок по теме “Дополнительные возможности электронных таблиц Microsoft Excel: поиск решения”
11класс
Раздел программы: “ Информационные технологии”.
Тема урока: “Дополнительные возможности электронных таблиц Excel: принятие решения”.
Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: урок-практикум, продолжительность 1.5 часа (сдвоенный урок - два урока по 45 минут)
Технология: проблемно-исследовательская
Цели урока:
Задачи урока:
1. Воспитательная:
- воспитание у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с конкретным приложением (информационная культура), критически осмысливать результаты своей деятельности.
2. Развивающая:
- развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса и положительной мотивации обучения, расширение кругозора;
3 .Образовательная:
- закрепление и обобщение пройденного материала по теме “Компьютерное моделирование”;
- закрепление основных навыков работы с электронными таблицами Excel;
- обучение загрузке и применению надстройки Microsoft Excel “поиск решения”;
Оборудование и дидактические материалы:
- компьютерный класс;
- приложение Microsoft Excel;
- тест по теме “Компьютерное моделирование”;
- практические задания на проверку навыков работы с приложением Excel;
- текст задачи.
-
План урока (время):
- Организационный момент (1 минута).
- Актуализация знаний (10+10 минут+1 минута на смену заданий).
- Обсуждение теста и практической работы (5 минут)
- Объяснение возможностей инструмента «поиск решения» (4 минуты)
- Индивидуальная работа за компьютером (14 минут)
- Перемена 10 минут.
- Формулировка задачи оптимизации (2 минуты)
- Постановка задачи и ее обсуждение (12-15 минут)
- Выполнение учащимися практической работы по оптимизации (20минут)
- Подведение итогов урока, домашнее задание ( 5 минут).
- Упражнения для глаз (2-3 минуты)
Ход урока:
Сегодня мы повторим материал прошлых уроков, связанный с применением электронных таблиц Excel , а также обсудим проблемы, связанные с общим подходом к решению различных жизненно важных задач.
Кроме того, вы научитесь с помощью электронных таблиц Excel не только подбирать параметры для получения нужного решения, но и организовывать сам поиск решения.
2. Выполнение теста и практической работы для повторения и закрепления полученных навыков.
Учитель: на рабочих столах лежат тестовые задания, а на столах рядом с компьютерами задания на практическую работу.( Поскольку в компьютерном классе установлено всего 8 персональных компьютеров, делимся пополам – первая половина берет задания для выполнения в среде приложения Excel, вторая – тесты по компьютерному моделированию. - это привычно и не требует пояснений со стороны учителя) Время выполнения 10 минут (обычно учащиеся справляются быстрее). Затем подгруппы меняются местами.
Внимание: результаты практической работы сохранить в папку своего класса, имена файлов – ваши фамилии;
ответы к тестам пишем на листах, разложенных вместе с текстами тестов.
При выполнении практической работы можете совещаться, при выполнении теста нет.
(см. приложения 1 и 2)
3. Обсуждение полученных результатов.
а) по тестированию:
вопрос 1: почему неприемлем вариант б? Ответ: потому что модель – представление, замещение одного объекта другим, а не создание представления о нем.
почему неприемлем вариант в? Ответ: потому что модель далеко не всегда упрощенное представление оригинала, например, современные японские роботы являются моделью человека не только в повторении некоторых внешних признаков, но и в поведении. Их устройство чрезвычайно сложное, при их создании используются достижения современной электроники и кибернетики. Модель беднее прототипа, поскольку при ее создании отбрасываются те характеристики оригинала, которые несущественны для решения поставленной задачи, либо которые по каким-либо причинам мы не можем учесть.
вопрос 2: почему неприемлем вариант а? Ответ: непонятно, что значит детальное описание? На каком-то языке? Или это рисунок? Что значит максимальная информация? Для какой задачи она максимальна?
почему неприемлем вариант б? Ответ: неясно, что значит “совокупность информации”
вопрос 3: почему неприемлем вариант а? Ответ: потому что в математическую модель могут быть включены не только уравнения, но и неравенства, различные другие условия.
почему неприемлем вариант б? Ответ: математическая модель – частный случай информационной модели, но не наоборот. Например наш классный журнал – это информационная модель класса, но не математическая модель его.
вопрос 4: почему неприемлем вариант б? Ответ: потому что программа определяет набор действий для решения задачи, но далеко не всегда содержит все необходимые параметры для решения задачи, например наборы файлов с данными, библиотеки и т.д.
почему неприемлем вариант в? Ответ: неясна форма описания компьютера – может это Price-лист? В нем ведь тоже содержится описание различных устройств и их характеристик.
вопрос 5:
Ожидаемый ответ: нет, поскольку не заданы ограничения на параметры.
Исходя из физического смысла параметров, U>=0 и R>0. Случай сверхпроводимости не рассматриваем. Задача расчета силы тока поставлена, если указано :
рассчитать I=U/R при U>=0 и R>0. Если ограничения на значения параметров
U и R не выполняются, расчет по формуле не выполнять и предупредить о
невозможности решения задачи.
Вторая задача поставлена, если указано:
рассчитать y=a/b при b<>0. При b=0 предупредить о невозможности решения.
б) по практическому заданию:
По первой части задания у вас получилось, что надо бы заработать еще 4 пятерки и все ОК. А во по «троечкам» нечто странное – их количество стало отрицательным. В чем дело?
Ответ: задача плохо поставлена – связи между параметрами в формуле указаны, а вот ограничения на их значения – нет.
Вопрос: А была ли у вас возможность эти ограничения указать?
Ответ: нет, в окне команды “подбор параметра” такой возможности нет.
Учитель: хорошо, в Excel есть инструмент для решения и таких задач. Он называется “поиск решения” и находится там же, где и подбор параметра: в пункте меню “Сервис”.
Если вы его там не нашли, войдите в “надстройки” и поставьте «галочку» напротив строки «поиск решения». Иногда для доустановки этого компонента требуется компакт-диск с приложениями Microsoft Office.
Давайте попробуем воспользоваться этим инструментом.
Учитель садится за компьютер и объясняет, каким образом применять этот инструмент с вариантами ограничений на значения параметров:
все они – целые, количество двоек и троек мы оставим в покое, а вот четверки и пятерки допускаем варьировать. Демонстрируется возможность добавления, изменения и удаления ограничений. Подчеркивается, что при каждом из этих действий модель задачи изменяется.
В печатном виде возле каждого компьютера находится инструкция по применению надстройки «поиск решения».
Учащиеся по 2 человека садятся за компьютеры и применяют полученные инструкции.
Учитель помогает, далее расширяется количество изменяемых параметров, включая все оценки – оказывается, что одно из решений, - когда количество двоек=0, но увы, в задаче зафиксировано текущее состояние оценок по предмету, выбор учеником сделан и его знания были оценены неудовлетворительно. Так что думайте, детки, не ставьте себя сами в затруднительное положение.
До конца 1-го часа занятий учащиеся работают с моделью успеваемости.
Начало второго урока.
Задача:
Группа туристов возвращается из похода и должна попасть в город, чтобы успеть на последнюю электричку.
Вопрос: можно ли считать, что задача поставлена?
Ответ: нет, поскольку пока только описана ситуация и поставлена цель – быстрее попасть в город.
Вопрос: в чем будет заключаться постановка задачи?
Ответы учащихся: сначала надо собрать информацию о месте нахождения группы, оценить расстояние до города, возможности передвижения – пешком или на транспорте, сколько осталось времени до отхода электрички.
Вопрос: какие источники информации можно использовать?
Ответы: карты местности, опрос местных жителей или других туристов, компас для определения направления, расписание движения электричек, часы.
Учитель: в результате активной суеты всех членов группы туристов получены следующие данные, которые можно считать вполне достоверными:
В настоящий момент группа находится в поле и расстояние до города по прямой составляет 3 км. Через город проходит хорошая дорога, известно кратчайшее расстояние от места нахождения группы до дороги - 6 км. Скорость передвижения по полю 4 км/час, а по дороге 5 км/час. До отхода последней электрички осталось 1 час 45 минут.
Какой маршрут выбрать группе, чтобы быстрее попасть в город?
(текст задачи в этой формулировке раздается всем учащимся)
Учитель: направлены ли действия группы по сбору данных на моделирование задачи достижения цели в кратчайшее время?
Ответ: да, поскольку мысленно каждый турист наверняка представляет себе модель задачи и целенаправленно собирает данные не о перспективах на погоду или урожай в данной местности,
не о фауне (здесь смех –«волка боюсь!») или флоре и т. п.
Учитель: итак, мы строим модель задачи, преобразуя ее из мысленного, интуитивного образа в некоторую форму, чтобы можно было обсуждать.
Вопрос: как называется этот процесс?
Ответ: формализация задачи – мы выделяем наиболее важные для решения задачи параметры и попытаемся установить между ними связь.
Учитель: первая часть постановки задачи уже есть – задача сформулирована и известны значения необходимых параметров. Чтобы лучше представить себе ситуацию построим графическую модель взаимного расположения объектов задачи – сделаем чертеж. Очень часто именно графическое, более наглядное, чем словесное, отображение задачи, помогает в ее решении.
х о р о ш а я д о р о г а
х
о
р
|
ш
а
я
дорога
Очевидно, что возможны три варианта решения:
Соотнесем наши рассуждения с чертежом
АС=6 км
АВ=3км
скорость перемещения по полю Vp=4 км/час
скорость перемещения по дороге Vd=5 км/час
Вопрос: как теперь насчет формализации задачи?
Ответ: степень формализации задачи увеличилась, мы ввели формальные обозначения из языка математики.
Вопрос: а нет ли каких-либо отклонений в нашем чертеже от реальной жизненной ситуации?
И в какой мере допустимо пренебречь чем-то?
Ответ: да, особенно про поле – вряд ли можно двигаться точно по прямой;
да, ведь Земля круглая. Примем эти допущения, т. к. расстояния в данной задаче невелики по сравнению с размером Земли, а насчет формы нашего пути – пусть туристы стараются не сбиваться.
Учитель: можно ли сказать, что теперь модель задачи построена?
Ответ: нет, т.к. не указана связь между параметрами. И надо ввести еще один параметр – время.
Учитель: попробуйте установить эту связь. Можете для удобства обозначить расстояние BD через х, иногда и привычная форма обозначения помогает быстрее решать. В остальном дальнейшая формализация для вас не должна представлять трудности.
После недолгой самостоятельной работы появилась модель задачи в следующем виде (ее записали на доске):
Время достижения города по дороге td=(AB+BC)/Vd
Время достижения города по полю tp=AC/Vp
Время достижения города по траектории ADC t=AD/Vp+DC/Vd
Расстояния: AD=(AB2+BD2)^0.5
DC=BC-BD.
Очевидно, что должны выполняться следующие ограничения:
BD>0 и BD<BC.
Вместе с числовыми значениями параметров расстояний и скоростей эти уравнения и неравенства представляют информационную модель задачи, более точно – математическую модель. Модель построена, задача поставлена. Наша цель – найти такое расстояние BD, при котором параметр t становится минимальным, т. е. найти наилучшее в данной ситуации решение – оптимальное.
Этап работы с компьютерной моделью:
Учитель: теперь на рабочий лист Excel разместим все необходимые данные и формулы, их связывающие. Образец внесения данных см. в приложении к заданию.
Учащиеся вводят обозначения, данные и формулы.
Учитель: Это и есть наша компьютерная модель. Можем ли мы быть уверенными, что модель полностью адекватна задаче? Как это проверить?
Ответы: для проверки адекватности можно ввести очень простые данные, чтобы даже в уме просчитать правильность результатов – предлагаем следующие значения:
AB=3, BC=4, тогда AC должно стать равным 5. При х=0 AD=AB=3, а DC=4
Vp=1 и Vd=1, тогда будет tp = 5, td=t=7. Для единообразия результатов учитель на доске записывает предложенные данные. Подставим, получим:
|
AB |
3 |
BC |
4 |
AC |
5 |
AD |
3 |
x |
0 |
DC |
4 |
vp |
1 |
vd |
1 |
tp |
5 |
td |
7 |
t |
7 |
Теперь вводим все значения параметров в соответствии с постановкой задачи. Получаем:
Итак, компьютерная модель разработана и даже получены первые результаты.
Теперь пытаемся минимизировать параметр t, изменяя параметр х.
Вызываем инструмент “поиск решения” , устанавливаем режим поиска и добавляем ограничения.
Очевидно, что полученный результат для tp грешит излишней точностью. Давайте отформатируем ячейки как числовые с точностью до 2х знаков. Когда надо было думать о форматировании ячеек?
Ответы: при внесении данных на лист Excel.
Полученный результат:
Обсуждение результата.
Учащиеся сообщают: при сравнении значений параметров видно, что сначала надо идти по полю, затем выйти на дорогу в двух км от города.
По сравнению с движением напрямик мы выигрываем 0.1 часа, т. е. 6 мин.
Учитель предлагает провести компьютерный эксперимент, т. е. попробовать изменять расстояния и скорости, убрать ограничения на параметр х.
Результаты собраны в Приложении 3.
Учитель просит учащихся обобщить результаты работы.
Ответы: мы прошли через все этапы решения задачи с использованием компьютера – от возникновения самой идеи задачи, определения ее цели, разработки модели через постановку задачи, перешли к компьютерной модели и проверили ее адекватность, затем получили решение с помощью такого инструмента электронных таблиц как “поиск решения”. Затем проводили различные изменения параметров задачи, т. е. компьютерный эксперимент, результаты получали очень быстро.
Учитель: вот и замечательно. А дома попробуйте записать математическую модель этой задачи, выразив параметр t как функцию х и исследуйте эту функцию.
Упражнения для глаз в соответствии с СанПиН (2 мин)
Самоанализ:
Урок основан на использовании проблемно-исследовательской технологии. Учащиеся показали хороший уровень владения техникой работы с электронными таблицами.
Вопросы моделирования изучались в 10-ом классе и мы неоднократно возвращались к ним в первом полугодии 11 класса. Результаты тестирования по теории хорошие. Правда, все же были ответы, что модель – это упрощенное представление…
Урок прошел насыщенно, учащиеся активно работали с инструментами Excel, интересовались результатами соседей, даже соревновались, изменяя сами исходные данные ( как по скорости перемещения, так расстояния). Для объективности скажу, что задачи оптимизации по экономике проще с точки зрения подбора параметров и выбранная мной задача о туристах привлекла меня возможностью графического построения и различных подходов к исследованию. Идея задачи позаимствована из книги : В. В. Махрин «Учитесь работать на компьютере», М., ИНФРА-М, 2001.
При обсуждении звучали и критические замечания по отношению к реальности самой задачи, особенно насчет скорости перемещения по полю и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.