Дополнительный материал к элективному курсу «Азбука журналистики»
Оценка 4.7

Дополнительный материал к элективному курсу «Азбука журналистики»

Оценка 4.7
docx
31.08.2023
Дополнительный материал  к элективному курсу «Азбука журналистики»
Практические рекомендации для начинающих журналистов.docx

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Азбука журналистики»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

-         Как писать для радионовостей.

 

-         Стилистика новостей.

 

-         Лексика.

 

-         Построение новости.

 

-         Настоящее время.

 

-         Заголовки.

 

-         Подводка и отводка.

 

-         Источники информации.

 

-         Запись интервью.

 

-         Пресс-конференция.

 

 

Пояснительная записка

 

 

     Данный материал является дополнением к основному элективному курсу по журналистике, автором которого является О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умарова и др. В учебном пособии под их редакцией достаточно полно представлены основы журналистики. Однако практическая часть касается в основном работы в газете (написание статей и проч.). Большинство старшеклассников предпочитают практиковаться в жанрах новостей. Я, имея опыт работы корреспондентом, предоставляю ребятам  возможность попробовать свои силы в этом направлении. Строго следуя программе О.И. Лепилкиной, опираясь на собственный опыт, делаю акцент на жанрах новостей и учу ребят писать новостные сюжеты. Некоторым старшеклассникам удаётся достичь немалых успехов. Во время прохождения практики в ведущих службах новостей г. Красноярска («Русское радио–Красноярск», «Авторадио», «СТС-Прима»), устраиваемой мною во время летних каникул, ребята показывают хорошие результаты. Таким образом устанавливается тесный контакт между ведущими журналистами Красноярска и Школой. Я решила дополнить предложенный уже известными авторами материал-пособие, который позволит учащимся нашего образовательного учреждения обучаться основам журналистики и практиковаться на радио и телевидении в качестве корреспондентов новостей.  Добавлю, что  материал  составлен на основе собственного опыта, а также на материале лекций, прочитанных во время семинара в  Москве в 2018 году ведущими журналистами страны.

 

Как писать для радионовостей?

 

    Однажды мне пришлось выслушать мнение одной из моих коллег по поводу работы в службе новостей на радио - мол, в чём там могут возникнуть трудности, ведь выпуск длится всего несколько минут… Я не стала спорить. Однако так ли это на самом деле?

     Работа журналиста не бывает скучной и однообразной: каждую минуту он находится в поиске новой информации, которой необходимо придать форму и вылепить в виде моментального снимка. Оперативнее всего приходится работать радиожурналистам, ведь на радио новости выходят в эфир каждый час, в то время как на телевидении первый выпуск появляется только к вечеру. К этому времени журналистам удаётся собрать всю самую важную и интересную информацию. К тому же у них есть «картинка» - видеосъёмка, а это тоже облегчает работу корреспондента по привлечению внимания зрителя. «Газетчикам» ещё проще - у них имеется больше времени на разработку выпусков, да и читатель всегда может вернуться к написанному сюжету и перечитать ещё раз, если что- то не успел понять.

     На радио журналист  может рассчитывать только на слуховое восприятие слушателя. К тому же времени ему предоставляется в эфире не более трёх минут на весь выпуск новостей. Естественно, чтобы «сжать» информацию, не упустить ничего важного и в то же время быть понятым и заинтересовать слушателя, требуется большое искусство. Поэтому не все журналисты могут выдержать такой напряжённый ритм работы, да и не всем удаётся быть искусным в этом деле. Как же достичь такого мастерства?

     В настоящее время большинство профессиональных изданий, семинаров и тренингов посвящено именно тому, как надо писать и говорить в эфире. При этом мало кто рассказывает, что должно быть внутри. Предполагается, видимо, что если у журналиста есть талант или хотя бы способности, он сам знает и чувствует, что надо сказать. Однако без знания технологии производства новостей даже самый талантливый журналист с трудом сможет вписаться в производственный процесс, а его неформатные материалы будет сложно ставить в эфирную сетку, и он внесёт в работу радиостанции элементы хаоса. Именно поэтому особое внимание надо уделять тому, КАК писать для радионовостей.

 

Стилистика новостей

 

     Основой любого информационного выпуска является, как правило, небольшое текстовое изложение новостного события. Но суть при этом остаётся неизменной - рассказ о событии. Причём слово «рассказ» здесь не менее важное, чем «событие». О том, что происходит, мы должны именно рассказывать, то есть излагать сообщение нормальным «человеческим» языком, доступным восприятию подавляющего большинства аудитории. Наши новости по стилю своего изложения должны быть рассчитаны на самых обыкновенных людей. Мы обязаны ТАКИМИ словами рассказать об  очередном «синхрофазотроне», чтобы все это поняли. Иначе нет смысла давать такую новость.

     Как считают многие исследователи, аудитория, прежде всего молодая, не хочет просто слушать новости, поскольку получить информацию она может из других источников - телевидения или Интернета. Люди, включившие радиоприёмники, хотят услышать именно рассказ о происходящих событиях.

     Необходимость удовлетворять желание аудитории делает журналиста скорее рассказчиком и посредником, нежели просто ведущим. Ведь из-за того, что вы начнёте говорить серьёзно, неестественно поставленным басом, ценность информации вряд ли удвоится.

     Следует помнить, что избыток официальных сообщений в эфире лишь отпугивает современную аудиторию. Хотя наиболее возрастная часть слушателей, привыкшая именно к такой манере подачи новостей в течение всей своей жизни, и сегодня воспринимает официальные сводки вполне спокойно, не обращая на это особого внимания. Однако если мы поговорим с программными директорами большинства коммерческих станций, то узнаем, что почти всей своей целевой аудиторией они считают активных, деятельных людей в возрасте 25-40 лет. Таким слушателям «кондовый официоз», разумеется, ни к чему. Сам ритм их жизни совсем иной.

 

Лексика, грамматика

 

Совсем коротко - о том языке, который мы должны использовать в новостях на радио. Конечно, этим разделам языка немало уделяется внимания и в школах, и в вузах. Однако эфир требует особого отношения к русскому языку. Он должен быть максимально простым, поскольку слушатель должен успеть воспринять то, что мы говорим, именно в тот краткий отрезок времени, когда наш текст реально звучит. В отличие от печатных СМИ, как я уже говорила ранее, слушатель не может вернуться к тем фрагментам, которые он не вполне понял; нет и той подсказки в виде «живой картинки», которая  существует на ТВ. Таким образом, мы можем рассчитывать только на свою речь. Вот несколько правил, которые журналист должен обязательно знать:

-Пишите короткими фразами, в каждой из которых 7-8 лексических единиц.

-Используйте минимум числительных, большие числа желательно округлять.

- Не увлекайтесь аббревиатурами.

-Избегайте малоизвестных географических названий, поскольку мы не можем по радио показать слушателям карту.

- Не следует увлекаться иносказаниями - кавычками, передающими иронию,  сарказм, скрытый смысл.

-Нежелательны (это рекомендации психологов) слова «пресловутый», « так называемый».

- Каждая новость должны отвечать на вопросы: что? где? когда? кто? почему?

     Ведущий должен следить за тем, чтобы в новости не было никаких «белых пятен» -  то есть вопросов, которые могут возникнуть у  слушателя и остаться без ответа.

     В целом считается, что радио заставляет авторов писать лучше, взвешивая буквально каждое слово, тратить время на поиск интонаций, пауз и акцентов. И это неслучайно, поскольку именно радио, ещё раз подчеркну, более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Тем самым они становятся активными участниками процесса. Как выглядят герои новостей, где происходит действие? - всё это они придумывают сами. Именно поэтому о новостях надо рассказывать, стимулируя тем самым воображение человека.

 

Построение новости

 

     В мире пока смогли придумать только два основных способа составления информационного сообщения. Один из них можно сравнить со строением рыбы: голова-туловище-хвост. То есть вначале небольшое вступление с сутью проблемы, затем «раскрутка» истории, кульминация в середине и эффектный финал. Таким образом, о новом слушатели должны узнать в первую очередь, не отвлекаясь на длинное вступление - никакой раскачки. Ведь главная задача, которая стоит перед нами, журналистами, работающими с информацией - оперативно сообщить главную новость. Именно поэтому в новостном радио используется принцип перевёрнутой пирамиды: вначале ведущий излагает самое важное, затем - менее важное и т.д. Самым трудным для начинающего журналиста бывает придумать начало сюжета. Ведь именно в завязке должна быть основная интрига: слушателя новость должна заинтриговать с первой же секунды, иначе он попросту переключится на другую волну радиоприёмника. Поэтому в информационной радиожурналистике самое важное - придумать начало. Первая фраза, «топ-лайн» - вот на что мы, журналисты, должны бросить все наши силы.  Мы должны удержать человека у радиоприёмника. При помощи первой фразы мы должны зацепить его, как рыбу, на информационный крючок. В идеале в начале каждой новости слушатель должен произносить что-то типа “Вот это да!» или «Ничего себе!»

     Разумеется, новостей, которые способны «встряхнуть» слушателя, бывает не очень много. А потому особая нагрузка ложится именно на журналистов, на нашу способность так построить самую, казалось  бы, обыкновенную новость, чтобы привлечь к ней максимальное количество аудитории.

     Научиться делать новости о главном совсем не трудно. Первые недели надо себя постоянно контролировать, напоминать себе о правилах, а затем вы неожиданно заметите, что по-другому уже писать не можете.

      Иногда можно вынести в начало новости обстоятельства времени: «только что», «несколько минут назад». Эти ключевые слова подчёркивают нашу оперативность и, что самое важное, дают возможность слушателю почувствовать свою причастность к происходящему за счёт простейшей синхронизации времени: «В это время в аэропорту нашего города  приземлился самолёт, на борту которого находится Министр Обороны РФ, прибывший посмотреть зимнюю универсиаду-2019…». В такие моменты ни один из тех, кто настроился на нашу волну, не переключится на другую. Возникает элемент сопереживания тому, что происходит именно сейчас.

     Есть ещё несколько вариантов ключевых фраз, которые притягивают внимание аудитории: «Срочное сообщение» или «Сообщение с пометкой МОЛНИЯ». Они, безусловно, относятся к разряду исключительно служебной информации, которую используют журналисты внутри редакции. Однако они же позволяют привлечь повышенное внимание аудитории.

     Представьте себя в обычной обстановке возле радиоприёмника, дома или в машине… Что такое радио? Обычный фон нашего быта. И внимание полностью переключается на него лишь тогда, когда в эфире звучат ключевые слова. К ним, как считают специалисты рекламного бизнеса, относятся и такие, как «курс доллара» или «прогноз погоды». В этом же ряду - слова «срочно», «экстренно», «только что», «в эти минуты», «мы прерываем наши передачи» и т.п. Мы снова возвращаемся к тому, что слушателя надо «зацепить».

     Здесь также важно, чтобы любой материал звучал свежо и ново, если даже до этого аналогичные новости были в эфире неоднократно. Надо стремиться к тому, чтобы слушатель поверил: в эту минуту новость передаётся впервые и обращена именно к нему.

 

Настоящее время

 

     Один из важнейших принципов вещания заключается в следующем: «Радио - это то, что сейчас». Принцип надо стараться соблюдать, используя эффект реального времени, причём не только непосредственно в репортажах с места события, но и создавая видимость реального времени в кратких новостях. Для этого следует чаще применять глаголы в настоящем и будущем времени. Особенно старайтесь использовать их в первых фразах новостей.  Приведу два примера:

     «Рэпер BERRY выступил против использования нейросетей в музыке».

      «Рэпер BERRY выступает против использования нейросетей в музыке».

      Кажется, это мелочь… Однако она помогает добиться того, что признали столь важным чуть раньше - сопричастности слушателя к происходящим событиям. При этом смысл сообщения не искажается.

     Вообще, есть универсальное правило, которое помогает оживить события: употреблять прошедшее время стоит только тогда, когда вы рассказываете об уже свершившемся факте, не имеющем продолжения.

     Готовя сообщения к эфиру, следует также помнить, что мы пишем новости, а не историю. А потому нужно употреблять в своей речи больше настоящего времени - но не в ущерб достоверности, конечно. Если, к примеру, корабль уже утонул, а мы говорим, что корабль тонет, то это, мягко говоря, будет неправдой.

 

Заголовки

 

     Одна из форм подачи информационного материала - заголовки, которые используются в начале больших новостных выпусков. Заголовки (журналисты из ещё называют анонсами) выполняют двойную функцию: с одной стороны, кратко информируют слушателя о событии, с другой - призваны «зацепить» его, заинтриговать, заставить слушать всю программу или хотя бы часть её. Вспоминается случай, когда одного из слушателей мы буквально взволновали своим анонсом. Просто одному из корреспондентов новостей пришла в голову неплохая идея: предстоящие учения под названием «Антитеррор» вывести в заголовок как настоящие. Получилось что-то вроде этого: «Колонна вооружённых людей в масках движется к центральным улицам краевого центра. Пятеро заложников банка находятся в руках заложников и надеются на помощь…».  И дальше, после непродолжительной паузы, мы говорим в эфире следующее: «По такому сценарию сегодня в нашем городе проходят учения под названием «Антитеррор».

     Таким образом, каждый из заголовков-анонсов содержит в себе некую загадку и потому заставляет слушателя оставаться на нашей волне и дальше слушать новости. При этом, что очень важно, наши заголовки не искажают действительности и вполне корректны.

     Разумеется, бывают принципиально другие ситуации, например, когда происходит что-то экстраординарное, причём буквально в данный момент и именно в нашей новостной программе об этом сообщается впервые. Здесь не стоит скрывать сути, и в заголовке должно быть всё самое главное, хотя и достаточно коротко. Такой заголовок - как «вспышка» - должен буквально взорвать эфир. И даже если в нём прозвучит всё самое  важное - внимание слушателя всё равно, как мне кажется, будет приковано к нам.

 

Подводка и отводка

 

     Каждый репортёрский материал, используемый в информационной программе, содержит подводку и отводку - текст, написанный автором репортажа, но предназначенный для чтения в эфире ведущим новостей. Практика показывает, что возможен двойной подход к составлению подводок.

     Один подход - новостной - заключается в том, что в подводке первая, возможно, самая важная  часть информации, а далее в самом материале просто продолжается рассказ об этом, со всевозможными дополнениями и объяснениями. Это может выглядеть, к примеру, так:

 

ВЕДУЩИЙ В СТУДИИ:

 

     До сих пор нет ясности в том, что стало причиной авиакатастрофы под Иркутском. По словам Губернатора области  […], в ближайшее время этот вопрос решится… Продолжит тему Ольга Крылова.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ:

 

     Губернатор […] отметил, что обстоятельства крушения  самолёта, принадлежавшего компании  […],  расследуются. Будут приняты все меры, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем.

 

     Это традиционный и наиболее распространённый подход, когда новость подаётся последовательно. Однако зачастую возникает эффект разорванности, когда первую часть новости рассказывает один человек (ведущий новостей). Этот подход применим в тех  случаях, когда материал подаётся с места события и ведущий с репортёром разделены расстоянием.

      Мне наиболее импонирует другой подход к созданию подводок и представлению корреспондентских материалов. Я его называю «анонсным», но это не совсем точное название. В этом случае перед репортёрским материалом заявляется только его тема либо ориентация на какую-то персону.

 

 ВЕДУЩИЙ:

 

Мы следим за развитием событий  в Приморском Уссурийске. Там  прорвало дамбу, сдерживавшую паводок… Рассказывает Ольга Крылова.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ:

 

На заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций обсуждается вопрос об устранении последствий стихийного бедствия. По словам Губернатора […],  общий ущерб оценивается в 7 миллиардов рублей…

 

     Этот вариант подводки встречается особенно часто.

     Что касается отводок, то к ним должно быть применимо одно общее правило. У слушателя не должно возникать впечатления, будто репортаж кто-то обрезал (например, в целях соблюдения установленного формата), и поэтому последнюю фразу из него приходится произносить ведущему. Корреспондентский материал должен быть законченным произведением, и роль отводки заключается в том, чтобы просто закрыть тему - ещё одним сообщением, связанным с тем, о чём рассказывалось в репортаже.

     И ещё по поводу подводок и отводок. Журналисты часто раздумывают, стоит или нет переделывать подводку, которую делал репортёр. Корреспонденты - грамотные журналисты, знают свою работу и лучше представляют, как ввести свой материал.  Однако я всегда стараюсь помнить, что каждый из нас пишет в своём стиле. И вот представьте: подводку корреспондент напишет, выражаясь поэтическим языком, дактилем, а я все свои тексты - хореем. Это заметно на слух всегда, когда человек вдруг начинает говорить не своими словами. Если текст ведущего и корреспондентский материал звучат в разном стиле - это нормально. Но один человек должен говорить одинаково. У него не должно происходить раздвоения. Поэтому всегда стоит творчески переосмыслить и переделать те подводки, которые для нас готовят наши коллеги.

     Если вы используете хотя бы часть принципов, о которых я рассказала, вы сможете правильно строить свои сюжеты.

 

Источники информации

 

     Как сказала одна известная журналистка, «хороший журналист похож на таксу: он за версту чувствует новость, где бы он ни находился - на пресс-конференции, заседании межведомственной комиссии, в театре или на пикнике». Поэтому начинающему корреспонденту новостей важно знать все источники информации. Этот список может быть нескончаемым, и вы,  ребята, когда-нибудь сможете его продолжить. Общая схема выглядит так:

 

1.     Редакционный календарь.

     Туда заносятся все события, о которых редакция узнаёт заранее. Чаще всего (в крупных городах) пресс-службы администраций в начале каждой недели рассылают журналистам план мероприятий, в которых примут участие губернатор и мэр. Эти релизы обсуждаются с редактором новостей, который заранее аккредитует своего корреспондента на то или иное мероприятие. Особый интерес всегда вызывает приезд в наш город представителей Верховной власти из Москвы. В 2005 году, когда произошло объединение Красноярского края, в наш город пожаловали многие важные лица нашей страны. Поэтому нам, журналистам, посчастливилось пообщаться с ними сразу со всеми на таком важном мероприятии. Однако для того чтобы попасть на него, нужно не только зарекомендовать  себя грамотным и оперативным журналистом, но и получить пропуск в Администрацию края. Такой пропуск получают только те корреспонденты, которые умеют передавать с места события всё самое важное и интересное. А этому тоже нужно учиться. Поэтому знакомимся со вторым источником информации.

2.      Службы ГО, МЧС, МВД, ГИБДД, пожарные и др.

     Работа корреспондента новостей на «Русском радио» начинается со сводок от этих служб. Журналист знакомится с ними через электронную почту, отбирает то, что интересно и важно для общественности, обрабатывает материал, дополняя различными подробностями, которые он узнаёт от различных пресс-служб. Например, приходит сводка о погибших в пожаре за последние сутки. Как известно, чаще всего возгорания происходят в период холодов, когда жители частных домов используют различные нагревательные приборы. Хороший журналист не будет рассказывать отказном из них подробно, а попытается выявить какую-нибудь общую тенденцию во всех произошедших случаях. Например, это может выглядеть так: «НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ СТАЛО ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ МНОГИХ ЖИТЕЛЕЙ КРАЕВОГО ЦЕНТРА. КАК СООБЩАЮТ В ПРЕСС-СЛУЖБЕ МЧС КРАЯ, ЗАЧАСТУЮ ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ САМОДЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ОБОГРЕВА ПОМЕЩЕНИЙ. ТАКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ НЕ МОГУТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРАВИЛАМ ЭКСПЛУАТАЦИИ. СОТРУДНИКИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ СОВЕТУЮТ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ И НЕ ПОДВЕРГАТЬ СВОИ ЖИЗНИ  ОПАСНОСТИ».

     Добавлю, что бывают случаи, когда слушатели звонят в студию и сообщают о каких-нибудь происшествиях.  Такую информацию ни в коем случае нельзя выпускать в эфир без тщательной проверки. Не забывайте, что слушателя можно обмануть только один раз. Второго раза не будет, так как вам перестанут верить и не будут больше вас слушать. Приведу такой печальный пример из собственной практики. Однажды в нашу службу новостей позвонил неизвестный и сообщил о серьёзном происшествии на проезжей части по проспекту Красноярский рабочий. При этом сообщающий был очень взволнован и кричал, что кондуктор трамвая, столкнувшегося с пассажирским автобусом, находится в тяжёлом состоянии. При этом лжеочевидец скинул правдоподобное видео (позже выяснилось, что это была съёмка трёхлетней давности). Я попросила подробно рассказать о происшествии, а затем позвонила в пресс-службу ГИБДД. Однако там информацию не подтвердили. Неизвестный позвонил вновь и стал уверять, что происшествие произошло только что и службы ГАИ об этом не успели ещё узнать. Несмотря на то, что на руках у меня было видео, якобы только что снятое с места происшествия, я попросила подтвердить данную информацию каким-нибудь очевидцем, находящимся рядом. Действительно, женский голос сообщил то же самое. Представьте себе моё состояние: горячая новость, о которой ещё никто не знает, мы первыми можем об этом сообщить, к тому же через несколько минут мне нужно будет выходить в прямой эфир с очередным выпуском, а новостей мало. И я рискнула, сославшись на слова неизвестного очевидца: «В КРАСНОЯРСКЕ 16 ЧАСОВ. В СТУДИИ ОЛЬГА КРЫЛОВА. ЗДРАВСТВУЙТЕ! СЕРЬЁЗНАЯ АВАРИЯ ПРОИЗОШЛА НЕСКОЛЬКО МИНУТ НАЗАД НА ПРОСПЕКТЕ КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ. ЕСТЬ ПОСТРАДАВШИЕ. ПО СЛОВАМ ОЧЕВИДЦА…»

     Через полчаса мне позвонили из ГИБДД края и сказали,  что никакой аварии не было, это был ловкий розыгрыш. В следующем выпуске новостей мне пришлось извиняться перед радиослушателями, но делать это пришлось очень осторожно, чтобы не оттолкнуть людей от нашей волны. Если бы мне это не удалось, имидж нашего радио пострадал бы. Впредь для меня это стало хорошим уроком.

3.     Различные ветви власти.

     Когда мы ведём диалог с кем-нибудь из чиновников, то понимаем, что он нас использует в своих личных или профессиональных целях. Ему нужно показать, например, как хорошо работает его ведомство.  В этом нет ничего страшного, так как мы тоже из этого какую-то пользу извлекаем.

    

4.     Интервью.

     Это один из самых важных источников информации, и корреспонденты умело им пользуются. На любой пресс-конференции можно задать интересующий вас вопрос и  сделать горячую новость. К примеру, когда происходит трагическое событие, а обстоятельства его по каким-то причинам на данный момент ещё не выяснены, невозможно «выудить» хоть какую-нибудь информацию. Поэтому корреспонденты «хватаются» за любую встречу, чтобы вернуться к неразрешённой теме, задать вопрос и построить на этом новостной сюжет.

5.     Пресс-конференция, брифинги.

     Брифинги и пресс-конференции также являются основными источниками информации для любого журналиста. К тому же здесь они имеют возможность пообщаться и посоревноваться  между  собой во время данных мероприятий - вернее, во время ожидания выступления какого-либо лица. Однако бывают такие конференции и брифинги, которые не дают пищи для новостей. Но хороший журналист обязан вернуться с материалом для выхода в эфир. Поэтому он должен из любого выступления вычленить такой момент, который можно будет в дальнейшем «раскрутить» на интересную новость.

6.     Информационные агентства, Интернет.

Сразу отмечу, что это самый доступный способ добывания новостей. Однако уважающий себя журналист пользуется такой возможностью лишь в крайних случаях, когда новостей нет. Бывают такие дни. Например, если выпуск новостей на телевидении начинается с новостей о погоде, о том, что выпавший снег помешал движению на дорогах, из-за чего многие горожане опоздали на работу, знайте, что новостей в течение дня было мало или вообще не было. Я сама не раз пользовалась таким приёмом. И мы, корреспонденты новостей, тоже пользуемся сайтами в Интернете. Но с какой целью?

     Дело в том, что оперативные службы не всегда успевают сообщить нам о каком-либо происшествии. И если мы систематически посещаем информационный сайты - такие, например, как Newslab - то всегда находимся в курсе происходящих событий и успеваем проанонсировать их или даже сделать новость. Для этого нужно связаться с оперативными службами и выяснить подробности происходящего. Если человек, с которым вы общаетесь по телефону, разрешит сделать аудиозапись, то Вам удастся записать  интервью. И получится интересная новость!

     Таким образом, Интернет-сайты можно использовать только в качестве идеи, которую вы потом «облачаете» в различные детали и подробности и выпускаете в эфир.

     Добавлю к вышесказанному, что многие Интернет-ресурсы - это перепечатка (не всегда законная!) сообщений с других сайтов. Кроме того, у тех, кто выкладывает информацию на бесплатных ресурсах, далеко не всегда есть желание и возможность её проверять. Поэтому имейте в виду, что в Интернете много полезного, но и очень много мусора. Пользуйтесь проверенными сайтами.

7.     Радиостанции, телеканалы.

Нельзя слепо копировать новости, которые вы узнали из эфира конкурентов. Ищите новый ракурс темы, развивайтесь!

8.     Газеты.

     Многие журналисты спорно относятся к вопросу о том, можно ли использовать информацию из газет. Ведь в основном печатные издания отстают по оперативности от радио. Однако и в них можно почерпнуть полезную информацию. Например, в выпуске утренних новостей не принято говорить о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Люди, настроившиеся на нашу волну с раннего утра, должны получить положительный заряд. Поэтому в это время мы обычно рассказываем о новостях культуры,  спорта и проч. В этом случае многое можно «выудить» из газет и развить информацию.

 

Запись интервью

 

     Как вы считаете, на каком расстоянии от говорящего нужно держать микрофон? Этот вопрос может только показаться простым. На самом деле начинающий журналист сталкивается с этой проблемой уже на месте событий, когда ему уже некогда об этом раздумывать. Так случилось и со мной, когда я брала интервью в первый раз. Конечно, журналист  после окончания института по-настоящему начинает учиться ремеслу уже на работе. Теорию знать немаловажно. Однако к этому нужно ещё иметь талант или хотя бы опыт. Выезжая на первый в своей жизни брифинг, я не предполагала, с какими трудностями мне придётся столкнуться. В том, как надо держать для говорящего микрофон, я не сомневалась. В результате получилась непригодная для эфира запись. Основной моей ошибкой стало то, что я иногда перебивала интервьюируемого. В результате запись в интервью было взять невозможно, так как там звучал и мой голос. Кроме того, нельзя держать микрофон прямо перед губами говорящего - запись получается нечёткая, звуки в ней сливаются. Далеко его держать тоже нельзя, так как посторонние звуки будут заглушать голос говорящего, особенно если интервью приходится брать на улице. Поэтому, исходя из опыта, я советую держать микрофон максимально близко к говорящему, желательно у самого рта, но чуть сбоку или ниже, чтобы не было задуваний, или так называемого «поппинга» - резкого взрыва согласных п и б.

     Почему так близко? Дело в том, что запись интервью сильно отличается от записи репортажа. Ваша задача - отсечь всё звуковое пространство, окружающее говорящего. Чем же могут мешать даже слабые посторонние звуки? Например, вы записываете интервью с экспертом о том, как могут в перспективе меняться цены на нефть и как  это отразится на российском бюджете. Представьте, что на фоне этого интервью раздаётся телефонный звонок или время от времени слышны голоса людей - пусть даже очень тихо. Это однозначно плохо, так как шумы в данном случае ничего не иллюстрируют, никак не соотносятся с темой разговора, а значит, будут восприниматься слушателями исключительно как помехи, отвлекающие внимание. Даже шум проезжающего за окном автомобиля не иллюстративен, хотя, при желании, можно выстроить связь: нефть - бензин - автомобиль.

     Бороться с шумом лучше самым обычным способом: на время записи плотно закрывайте форточки и двери, выключите кондиционер, лампу дневного освещения и телефон.

     В каких случаях интервьюирование может происходить на шумовом фоне? Только в двух: если темой интервью является СОБЫТИЕ, во время которого производится запись, или если это ИНТЕРВЬЮ-ПОРТРЕТ. В том случае, когда слушатель предупреждён о том, что вы беседуете с человеком во время митинга (и тема разговора тоже связана с митингом) - шум должен быть, стерильная акустика здесь неуместна.

     Портретное интервью призвано не только раскрыть внутренний мир собеседника, но и показать мир, его окружающий.

 

Пресс-конференция

 

      Самыми ценными источниками информации являются брифинги и пресс-конференции. Но у начинающих корреспондентов порой возникают проблемы. С какими из них сталкиваются мои ученики, проходящие практику в службе новостей?

     Стоит ли идти? Не следует полагать, что любая  пресс-конференция автоматически заслуживает вашего внимания. Опытный журналист, прежде чем поехать, изучает пресс-релиз. В нём указывается причина встречи с журналистами и достаточно подробно говорится о предмете предстоящего разговора. Когда  главный редактор новостей решит, нужна ли ему эта пресс-конференция, корреспондент готовится к выезду.

    Да, идти стоит, но что мне нужно для этого? Прежде всего нужно разобраться в сюжете и продумать вопросы. Как правило, на пресс-конференции раздают распечатки. В них указываются имена и должности участников, излагаются факты, цифры, даты и пр. Всё это поможет вам при подготовке материала.

     Выступающий находится слишком далеко, я не могу подойти ближе. Что делать в такой ситуации? Не паникуйте! Я своих практикантов сразу «излечиваю» от этого комплекса: заставляю их выходить на всеобщее обозрение (поверьте, когда тебя изучающе рассматривает целая «свора» журналистов,  очень придирчивая к «новичкам», это сделать непросто), позировать мне на камеру и ставить микрофон перед выступающим. Главное - привыкнуть к обстановке и перестать бояться, что у вас ничего не получится. В свою «стаю» (как сами себя называют журналисты) «коры» принимают только смелых и незакомплексованных! Благодаря такому приёму мои юные корреспонденты быстро осваиваются и к началу конференции готовы принять предложенную им информацию.

    Интервью записано. Что дальше?  Сначала прослушайте фрагмент записи и убедитесь, что она получилась качественной. Как правило, у «новичков»  первое интервью выходит «комом». Рекомендую всегда делать записи в блокноте, чтобы по пути в студию можно было продумать сюжет будущей новости и сделать первые наброски. Тогда, приехав на место, вы легко сделаете «нарезку» из звукового файла и быстро напишете интересную новость.

 

 

Примечание

 

     Я очень довольна тем, что мне удалось заинтересовать работой в службе новостей многих своих учеников, которые в дальнейшем  выбрали для себя профессию журналиста. Надеюсь, ещё не раз мне доведётся возить на практику кого-нибудь из вас, ребята. Посещайте элективный курс «Азбука журналистики». Успехов Вам!

 

 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - ПРАКТИЧЕСКИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - ПРАКТИЧЕСКИЕ

Я, имея опыт работы корреспондентом, предоставляю ребятам возможность попробовать свои силы в этом направлении

Я, имея опыт работы корреспондентом, предоставляю ребятам возможность попробовать свои силы в этом направлении

На радио журналист может рассчитывать только на слуховое восприятие слушателя

На радио журналист может рассчитывать только на слуховое восприятие слушателя

Необходимость удовлетворять желание аудитории делает журналиста скорее рассказчиком и посредником, нежели просто ведущим

Необходимость удовлетворять желание аудитории делает журналиста скорее рассказчиком и посредником, нежели просто ведущим

Нежелательны (это рекомендации психологов) слова «пресловутый», « так называемый»

Нежелательны (это рекомендации психологов) слова «пресловутый», « так называемый»

В идеале в начале каждой новости слушатель должен произносить что-то типа “Вот это да!» или «Ничего себе!»

В идеале в начале каждой новости слушатель должен произносить что-то типа “Вот это да!» или «Ничего себе!»

Настоящее время Один из важнейших принципов вещания заключается в следующем: «Радио - это то, что сейчас»

Настоящее время Один из важнейших принципов вещания заключается в следующем: «Радио - это то, что сейчас»

Антитеррор» вывести в заголовок как настоящие

Антитеррор» вывести в заголовок как настоящие

КОРРЕСПОНДЕНТ: Губернатор […] отметил, что обстоятельства крушения самолёта, принадлежавшего компании […], расследуются

КОРРЕСПОНДЕНТ: Губернатор […] отметил, что обстоятельства крушения самолёта, принадлежавшего компании […], расследуются

И ещё по поводу подводок и отводок

И ещё по поводу подводок и отводок

Однако для того чтобы попасть на него, нужно не только зарекомендовать себя грамотным и оперативным журналистом, но и получить пропуск в

Однако для того чтобы попасть на него, нужно не только зарекомендовать себя грамотным и оперативным журналистом, но и получить пропуск в

При этом лжеочевидец скинул правдоподобное видео (позже выяснилось, что это была съёмка трёхлетней давности)

При этом лжеочевидец скинул правдоподобное видео (позже выяснилось, что это была съёмка трёхлетней давности)

Пресс-конференция, брифинги.

Пресс-конференция, брифинги.

Интернете много полезного, но и очень много мусора

Интернете много полезного, но и очень много мусора

Почему так близко? Дело в том, что запись интервью сильно отличается от записи репортажа

Почему так близко? Дело в том, что запись интервью сильно отличается от записи репортажа

Когда главный редактор новостей решит, нужна ли ему эта пресс-конференция, корреспондент готовится к выезду

Когда главный редактор новостей решит, нужна ли ему эта пресс-конференция, корреспондент готовится к выезду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023