Дорогу осилит идущий
Оценка 4.6

Дорогу осилит идущий

Оценка 4.6
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
24.01.2018
Дорогу осилит идущий
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Золотое яблоко 2017.docx
Направление:  «Инновационные механизмы достижения результатов образовательной программы учреждения»                                                                        Левенко Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы  МАОУ «Юговская средняя школа» Дорогу осилит идущий   Мои   результаты   ОГЭ   по   русскому   языку,   средний   балл   (второе   место среди школ Пермского района как в 2016 году, так и в 2017 году): 2015­2016 у. год 2016­2017 у.год 29.7 27.2 27.8 31.5 29.9 30.4 Уровень школа район край Итоговая   аттестация   –   первая   по­настоящему   серьезная   проверка эффективности   учебной   деятельности   ученика   под   руководством   учителя. Подготовка  к итоговой  аттестации  – это всегда ответственный  процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением  его   применять. Скорее  всего,  этим  обусловлен   переход  от традиционной   формы   экзамена   к   экзамену   в   новой   форме, основной   задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к  следующей ступени образования. Главная задача учителя ­ учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и   хотели   самостоятельно   добывать   знания,   поэтому     моя позиция   –   учитель­ помощник,  учитель­партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики   в   системе   подготовки   к   ОГЭ,   подходы   к   организации   процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.      Из   своего   опыта   я   могу   выделить     следующие   направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ: развитие самоконтроля; развитие мотивации и целеполагания;   формирование умения решать задания разного уровня;   формирование уверенности и положительной самооценки; Задачи педагога:  вести   постоянную   психологическую   работу   с   учащимися,   поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно МАОУ «Юговская средняя школа» 1 высокий   результат,   например,   по   причине   тревожности,   связанной   с   самой процедурой ОГЭ;  правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки   учащихся   в   соответствии   с   их   индивидуальными   особенностями   и возможностями;  организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету; работать в тесном контакте с родителями.  Начиная с пятого класса, я     постепенно, шаг за шагом готовлю ребят   к ОГЭ,   этому   нелегкому   испытанию,  давая   нужный   теоретический   материал, проводя разные виды тестирования, обучая анализировать текст, писать сжатое изложение,   сочинение­рассуждение   и,   что   очень   важно,   формировать   чувство ответственности за свое будущее.  Первым   заданием   ОГЭ   по   русскому   языку   является   написание   сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения. По возможности использую звуковые файлы текстов, чтобы дети привыкали к тому, что текст читает не учитель. С пятого класса работаем с орфографическими словарями, чтоб такая работа вошла в привычку.  Второе задание ­ работа с тестом. Эту работу практикую тоже с 5 класса. Например, тесты   ОГЭ содержат в обязательном порядке  задание,  посвящённое разделу «Орфография» (безударные гласные в корне слова ), уже изученному в 5 классе.   Значит,   эти   задания   можно   отработать   и   в   последующие   годы   лишь повторять уже знакомый материал. А как радуются  мои  пятиклассники, когда я им говорю, что они выполнили задание   для выпускников школы.  Со временем количество таких заданий, с которыми может справиться ученик среднего звена, становится  все  больше. Уже  с пятого  класса   ведем    с  ребятами  специальные тетради   для   подготовки   к   экзаменам,   в   которые   мы   записываем   основной теоретический   материал,   трудные   случаи.   С   каждым   годом   материал накапливается и впоследствии является важным подспорьем при подготовке как к промежуточной аттестации, так и к  ОГЭ и далее к ЕГЭ. Уже с пятого класса выполняем   тестовые   задания     на   специальных   бланках.   Такая   работа   дает возможность предотвратить впоследствии все ошибки, связанные с оформлением бланков, снимает психологическую нагрузку, даёт уверенность  в своих силах. Следующий   этап   ­  работа     с     текстом,     создание   собственного высказывания   на   заданную   тему,  что   является   востребованным   не   только   на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного   рассуждения   является   показателем   общей   культуры человека.   Написание   сочинения­рассуждения   –   это,   пожалуй,   одно   из   самых сложных   заданий.   Для   того   чтобы   учащиеся   осознанно   выполняли   задание,   а результаты   работы   были   бы   очевидными   для   моих   учеников   и   для   меня, выстраиваю   систему   обучения   написанию   сочинения   –   рассуждения  тоже   с   5 МАОУ «Юговская средняя школа» 2 класса.  Поэтому оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Такая работа с использованием элементов  комплексного  анализа становится обязательной  на уроках  русского языка.   При   этом   желательно   брать   тексты   небольшие,   но   яркие,   образные, запоминающиеся.  С 5­7 класс мои ученики на промежуточной аттестации сдают экзамен по русскому языку, состоящий из теста и небольшого сочинения­рассуждения.   В восьмом классе на промежуточной аттестации сдают экзамен, приближенный к ОГЭ. И вот наступает   тот период, когда мои ученики уже овладели   грузом теоретической   информации   в   области   русского   языка   и     необходимо систематизировать  материал.  Это   9  класс. Именно   в 9  классе и  начинается самый серьезный период подготовки к ОГЭ.  Для решения этих задач я создала систему работы, предусматривающую организацию повторения и систематизации учебного материала. Работа проводится по следующим этапам: I  этап  –   осознание   мной   и   учениками   цели,   задач   и   ориентировка деятельности. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?    ориентировка в предметном содержании занятий; ориентировка в конкретных условиях обучения; ориентировка   в   методологическом   арсенале   способов   и   средств обучения. На самом первом занятии ставлю перед учениками общую учебную задачу – систематизация, обобщение полученных за годы обучения знаний, углубленное изучение   предмета.   Своим   ученикам   я   всегда   говорю,   что   сдача   ОГЭ   –   это трудная   работа,   но   вполне   по   силам   каждому,   нужно   только   приложить   все усилия, сосредоточиться, собрать в систему все изученное. И впоследствии на протяжении всей работы каждый шаг проходит посредством постановки учебных задач:   задачи   для   всего   класса,   для   группы   учащихся,   индивидуальные, постановка задач самими учащимися для себя.  В своей работе по подготовке учащихся к ОГЭ я использую следующие принципы построения занятий: мотивационный принцип; компетентностный подход; индивидуальный подход к каждому ученику; самостоятельность и саморазвитие учащихся; принцип осуществления контроля и самоконтроля.      Сама   работа   начинается   с   диагностирующей   работы,   позволяющей отследить   знания   учеников   и   представить   картину   в   целом.     Затем   провожу анализ работ в целом и по каждому ученику в отдельности. Далее, опираясь на результаты  работы, приступаю ко II этапу работы – планированию. Составляю тематическое   планирование   уроков   и   факультативных   занятий   с   учетом выполнения программы и особенностей данного класса. Каждый учащийся для 3 МАОУ «Юговская средняя школа» себя анализирует свои результаты  и ставит конкретные задачи, направленные на устранение пробелов в знаниях, углубление знаний. Следующий, III этап – реализация на практике намеченного плана:  повторение   теории   (здесь   использую   педтехнологию   модульного обучения); тренинги; сдача зачетов по основным темам; работа с  КИМами.    Повторение теории мы совмещаем с этапом тренинга – это, на мой взгляд, наиболее продуктивный способ подготовки. Курс  включает все разделы русского языка. Повторение идет блоками, сам блок делится на подтемы,  каждая подтема закрепляется   проверочным   тестом.   Помогают   в   работе   тетради   по   теории, которые вели с 5­го класса. В  9 классе  продолжаем работать в них: прописываем алгоритм   решения   каждого   задания.   Ученики,   на   мой   взгляд,   прежде   всего должны понять задание, уметь выделить главное. Вот пример задания ОГЭ: «Из предложений   9­15   выпишите   слово,   в   котором   правописание   суффикса определяется   правилом:   в   полных   страдательных   причастиях   прошедшего времени пишется НН». Дети проговаривают, что  найти надо СЛОВО,  а не слова, ПРИЧАСТИЕ, и это причастие КРАТКОЕ, и в нем НН. Такая работа приучает внимательно читать задание, что очень важно при сдаче экзамена. Советую детям представить, что на экзамене я сижу рядом, и мысленно проговаривать задание, объясняя мне ход действия.   При   подготовке   к   изложению   и   сочинению в рамках предпрофильного обучения провожу элективный курс «Работа с текстом» (9 класс); элективный курс «Обучение написанию сочинения-рассуждения» (8 класс). Иногда   совмещаю   занятия факультатива с уроками русского языка  для комплексного написания изложения и сочинения­рассуждения, так как текст изложения и сочинение(15.3) связаны друг с другом. Работе   по  созданию     сочинения­рассуждения  уделяю   самое   серьезное внимание, используя  время не только на уроках русского языка и консультациях, но   и   на   уроках   литературы,  когда   это   целесообразно   (например,  даю   задание написать сочинение – рассуждение по небольшому произведению или отрывку из текста).   Для   анализа   беру   небольшие   произведения  современных   авторов:   Л. Улицкой,   Б.   Екимова   и   других   авторов.   Обязательно   даю   критерии   оценки работы   с подробными комментариями, а также практикую такой вид работы: раздаю готовые сочинения и прошу учеников побывать в роли экспертов и самим выставить   баллы   по   критериям   (такую   же   работу   предлагаю   на   примере изложения). Это помогает детям видеть чужие ошибки и избегать свои. Советую, чтобы на экзамене проделали то же самое, посмотрели на свою работу глазами эксперта.   Вместе с ребятами составляем   «Энциклопедию аргументов». Также при подготовке использую различные медиа ­ притчи, презентации. Мой кабинет МАОУ «Юговская средняя школа» 4 оборудован   АРМ   учителя,   поэтому   много   уроков   провожу   с   использованием ИКТ.  Опыт   работы   в   школе   показал,   что   невозможно   плодотворно   изучать русский   язык   и   литературу   без   вовлечения   учащихся   в   творческий   процесс освоения предмета. Целенаправленная работа по подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, на мой взгляд, является частью подготовки к ОГЭ. IV этап – оценка и самооценка работы.  Большое значение при подготовке к   ОГЭ   имеет   серьезная   организация   контрольно­оценочной   деятельности учащихся. Для себя веду ведомость сданных учащимися зачетов. Отслеживаю результативность   каждого   практического   упражнения,   каждого   текста.   Делаю сравнительный   анализ   с   предыдущими   работами,   слежу   за   ростом   каждого ученика, а также записываю темы, в которых заметны пробелы в знаниях, и меры по их ликвидации. Кроме того, отмечаю типичные для всего класса ошибки и индивидуальные.   Каждый   ученик   ведет   лист     индивидуальных   достижений   по русскому языку. Мы так его и называем «Листок достижений». Ребята наглядно видят свои результаты, отмечают свои успехи и достижения, намечают задачи, которые необходимо решить в ближайшее время. Всю   свою   работу,   начиная   с   первого   урока,   строю   на   положительных эмоциях, считаю это очень важным. Создаю ситуацию успеха, показываю, что ребята готовы к экзамену, то есть психологически настраиваю на успех.  Но в то же время  напоминаю, что экзамен – это труд и борьба за каждый балл.  Считаю     очень   важным   контакт   с  родителями   учеников,   готовящихся   к сдаче ОГЭ. Обязательно прихожу на родительские собрания в 9  классе. Родители знакомятся   со   структурой   ОГЭ,   получают   подробную   информацию   о дополнительной   литературе,   помогающей   в   подготовке   к   экзамену,   о   видах контроля,   предусматриваемого   учителем.   Знакомлю   родителей   с   «Листами достижений»   их   детей.   Родители   получают   информацию   о   том,   как   помочь своему ребёнку в ликвидации пробелов. Подводя   итоги,   могу   говорить   о   правильности   выбранных   целевых ориентиров и способов их реализации. Все выпускники подтвердили свои знания по   предмету.  Ожидаемый   и  реальный   результат  совпали.  Конечно,    не  всегда бывает легко, работы много, но если правильно определить цель и задачи, идти вместе с детьми шаг за шагом вперед, не «натаскивать», а просто  учить детей и учиться   самому,   то   добьешься   результатов   непременно.   Я   считаю,   что соотношение   между   затратами   времени,   силами   и   полученными   результатами оптимально.  И   это   не   только   успешная   сдача   выпускниками      экзамена   по  русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к    родному     языку,   владеющей   письменной   и   устной   речью,   личности компетентной.   Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к моему предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении  самостоятельно   мыслить,   в   коммуникативной   активности,   стабильности МАОУ «Юговская средняя школа» 5 результатов   обучения.   Наблюдается   позитивная   динамика       результативности сдачи обучающимися ОГЭ: Вид работы   количество Максимальное баллов 2016 год 2017 год Сжатое изложение Тест Сочинение­рассуждение Грамотность Вся работа в целом Оценка 7 13 9 10 39 5 4.7 10.5 8.0 6.5 29.7 4.05 5.9 10.7 8.05 6.9 31.5 4.3 Мною   представлена   только   часть   той   работы,   которая   ведется   по подготовке и успешной сдаче ОГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»  МАОУ «Юговская средняя школа» 6

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий

Дорогу осилит идущий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018