Образон как средство закрепления информации в обучении русскому языку
Оценка 4.6

Образон как средство закрепления информации в обучении русскому языку

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
27.10.2023
Образон как средство закрепления информации  в обучении русскому языку
Описание ноосферного метода образования, использование методики Масловой Н.В., раскрытие понятий "символ", "образ", "образон" применительно к преподаванию русского языка. Конкретные примеры из опыты работы учителя
Образон.docx

Образон как средство закрепления информации

в обучении русскому языку

Сегодня основа российского школьного образования  – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы. Благодаря работе учителя, использующего широкий спектр современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися, достигаются результаты образования, предъявляемые ФГОС.

         Учитель обязан стремиться к тому, чтобы дети учились с интересом, чтобы выбранные учителем технологии не могли нанести вред здоровью ребенка, то есть, чтобы обязательным было условие использования в процессе обучения только здоровьесберегающих технологий. Именно здоровьесбережение должно стать приоритетной задачей современного образования. Поэтому сегодня происходят изменения не только в содержании образовательных программ, но и в методологии  и методике преподавания. Эти изменения направлены на поиск новых методов познания в процессе обучения, цель которых развитие личности обучающегося на основе полученных знаний и полезность применения этих знаний в своей жизни и быстро изменяющемся мире.

         В 90-е годы XX века стартовал новый этап в эволюции образования, названный ноосферным образованием.[1] Современное ноосферное образование создавалось как альтернативная критическая педагогика, оно является наукоёмкой биотехнической системой, все элементы которой не нарушают биоритмов учеников, преподавателей, воспитателей,  родителей. Эта биотехнология учитывает возможности мозга, психики, тела ребенка, подростка, юноши, девушки. В нем, по замыслу его создателей, раскрываются неисчерпаемые резервы возможности человека.

         Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной современной личности, устремленной к эволюционному развитию. Такое образование делает акцент, прежде всего, на подготовку социально активных граждан и формирует мировоззрение, рассматривающее мир как изменяемый.[2]

         Согласно концепции ноосферного образования, разработанной и предложенной действительным членом РАЕН доктором психологических наук Н.В. Масловой, суть ноосферного образования состоит в том, что его цели, задачи, средства, формы образования согласованы с естественными закономерностями мироздания и не способны нарушить биоритмы живых систем. В нем участвуют ученик, учитель и родители. Труды И.Р. Пригожина, Б.А. Астафьева, Н.В. Масловой, Ю.А. Урманцева и других ученых стали базовыми. Интегрировав их с лучшими педагогическими концепциями Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др., удалось разработать целостную научную концепцию ноосферного образования.

         Примером новых образовательных технологий в ноосферном образовании являются программы, которые используют природосообразные и здоровьесберегающие методы обучения. Это так называемое биоадекватное преподавание.[3] Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования работы правого и левого полушарий головного мозга, то есть релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации. Отсюда проистекает и название методики – релаксационно-активная. Она состоит в разумном распределении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

         Методика учитывает два аспекта единого процесса обучения и развития: пассивную – «я чувствую» и активную – «я действую». Пассивная форма работы обеспечивает оптимальное самочувствие в наиболее ответственные моменты учебной деятельности.

         Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности детей.

         Так создаются естественные для человека условия, при которых активизируются обе половины головного мозга. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий приводит к гармонии тела, мозга и души, снятию стресса и подключению разнообразных центров удовольствия. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению физического самочувствия учащихся. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение успеха и быстроты продвижения вперед.

         В создании оптимальных режимных условий обучения ключевая роль отводится релаксации. Многие педагоги знают, что релаксация – это уменьшение напряжения, произвольное и непроизвольное состояние расслабленности. Произвольная релаксация вызывается путём расслабления мышц и представления состояния покоя. Не следует путать релаксацию с медитацией. С точки зрения психофизиологии наиболее высокие результаты деятельности достигаются при некоей пониженной активации нервной системы, получившей название оптимального функционального состояния. Многие педагоги, и я в их числе, не зная всей этой науки, интуитивно чувствуют и делают всё для поддержания у детей функционального оптимума.

         В ноосферном (биоадекватном) уроке (занятии) присутствуют все рабочие этапы, принятые традиционной педагогикой:

I.  Приобретение знаний.

II. Формирование умения использования знания.

III. Закрепление навыка использования знаний.

         I этап - приобретение знаний проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивированное формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией. Время этапа 10 минут.

II этап - формирование умения использовать знания происходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа 10-15 минут.

III этап урока отводится на закрепление навыка использования знания. Во время этого этапа происходит отделение учебного образа и поиск самостоятельных примеров с последующими (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10-15 минут. Домашнее задание является продолжением последнего этапа урока.

         Вот тут мы и видим главную особенность ноосферного метода образования – возникновение и формирование мыслеобраза, затем выведение полученного мыслеобраза на уровень словесного описания, а далее поиск самостоятельных мыслеобразов. Именно эта отличительная особенность стала отправной точкой в биоадекватной методике Н.В. Масловой.

         Н.В. Маслова ввела базовое понятие символ в образование на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне, именно как символ, а не пример (иллюстрация сказанного учителем).[4]

         Н.В. Маслова предлагает символу занять лидирующее место в образовательном процессе. Она говорит о культурных образцах и природосообразных символах для воплощения индивидуальной ментальности. При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя, и таким образом на первое место выходит формирование «участного мышления» как индивидуального переживания знания.[5] Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных («вторая природа») образцов. Благодаря этому, возникает естественная безопасность от перегрузок, от давления учителя и т.п. По мнению Н.В. Масловой, образ (символ) – это результат и идеальная форма отражения материального и идеального объекта или явления в сознании человека, возникающий в условиях практики и познания на основе и в форме знаков.[6] Образ субъективен, он возникает в мозге как голограмма и является индивидуальной единицей мышления.

         Н.В. Маслова вводит понятие образон, отделяя его от понятий образ и символ и наполняя иным, более глубоким содержанием.[7] Образон – опорный образ, наполненный исчерпывающей учебной информацией в алгоритмическом порядке. Образон играет важную роль в биоадекватной методике: он начинает учебную тему, является первой наглядно-образной сверткой информации. С образоном связаны и другие части занятия. Образоны создаются педагогом и детьми, благодаря своей доступности, делают визуально доступным логическое и структурное поле информации, опосредованное им. Образон имеет законченный вербально-визуальный вид, отображающий изучаемое явление. Образон играет роль знака, в котором «схвачена» сущность учебного материала. Сама структура символа направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурным архетипам, дать через каждое частное явление целостный образ мира. Понимание назначения образона возможно и необходимо через понимание роли символа. Символ – это знак, универсальная категория, раскрывающая значение образа. Умение сразу охватить всю ситуацию взаимосвязей, всё явление адекватно его природе – это своеобразное прямое видение без расчленения операций лево-правополушарных. Ясно, что символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. По мнению Ж. Пиаже, ассоциативные корни мышления глубже логических. В ассоциации обнаруживается синтез логического и эмоционального, то есть целостность мышления.[8] Образон есть символ, смысловая структура которого рассчитана на активную  внутреннюю естественную работу человека. 
Поиск символа – это естественный способ проверки соответствия информации внутренним потребностям и абсолютным моральным ценностям человека. Образон раскрывает и гармонично формирует умение понимать явления и предметы в реальном и символическом смыслах.
 На этом свойстве мышления основывается эйдетическая (образная, долговременная) память. 

Образон необходимо отличать от образа. Главное отличие образона от образа состоит в следующих положениях:

- голографический образ создается мозгом и является индивидуальной единицей мышления;

- образон создается  учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;

- образон, благодаря своей доступности, делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации опосредованное им;

- образон играет роль знака. В знаке «схвачена» сущность иного, (т. е. учебного материала). «Знак есть правило перехода от онтологии (бытия) к гносеологии (познания)». 

        Образ и образон имеют много общего:

- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной информации;

- это своеобразный полет мысли – поиск истины через подбор аналогии для новой информации. В этом смысле – это метафорический полет (поиск) с целью овеществления мысли.

         Таким образом, создание образона является важной особенностью биоадекватной методики. Учитель организует подачу изучаемого материала как систему ярких опорных образонов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование образонов для обобщения и изучения учебного материала является частью авторской методики Н.В. Масловой.

 В схемах-образах – образонах -  приведено полное обобщение материала к каждому явлению русского языка и представление его через абстракцию в виде знакомого каждому ребёнку простого образа (ромашка, яблоко, колос). При этом явления, имеющие единую природу, ассоциируются через один и тот же образ. Поиск образона нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, в учебном пособии «Русский язык 5-11 класс» Н.В. Масловой, которое недавно выпущено издательством «Традиция», подача учебного материала по теме «Имя прилагательное» дана через образон «Яблоко», представляющий на самом деле сочное яблоко, вызывающее обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку, изучая имя прилагательное как часть речи, дети должны ощутить важность и обязательность вопроса этой части речи «какой?», «какая?», «какое?».

Как тут не вспомнить добрую русскую классику - рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» подтверждает высокое качество образона «Яблоко». Важность такого подхода в образовании подчеркивал Дейл Карнеги: «Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это и попробовать на вкус».[9]

Образон в учебнике – это эвристический поиск природной аналогии изучаемого явления по качественным, количественным, относительным признакам (форма, цвет, запах, вкус, звук и др.) Все образоны в пособии Масловой представлены в соответствии с физиологическими особенностями человека. Естественные основания образа, символа и образона кроются в природе зрительного анализатора. С позиции физиологии дуэт «глаз – мозг» способен работать в двух режимах: симультанном (панорамное, быстрое «схватывание» информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (детализированное, медленное восприятие информации с помощью центрального зрения).

Одна из важных задач образона  - «включать» все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного). Образон играет первостепенную роль в принципе потенциальной интеллектуальной безопасности, которая основана на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае природосообразность, самоорганизация информации, инвариативность. Обращение к опыту природы принимается большинством людей и способно гармонизировать душу человека. Поэтому поиск образонов в мире природы этичен по отношению к большинству людей, так как «уравнивает» их в опыте и создает психологические основания для принятия образона.

Итак, образон является «транспортным средством» для доставки учебной информации во все необходимые отделы мозга. Он же является и средством проверки усвоения учебного материала, так как заключительная часть любого занятия по биоадекватной методике связана с созданием учащимися их личного образона изученного материала.

Виды образонов могут быть различными: рисованными, лепными, шитыми, вязаными, электронными, поэтическими, музыкальными и т.п.

По типу среди образонов выделяют следующие:

1.     Конструктивный (показывает соотношение составных частей темы).

2.     Ассоциативный (показывает сходство, аналог качеств, свойств, структуры, функций и др.).

3.     Метафорический (проводится образное неспецифицированное сравнение).

Алгоритм создания образона может быть следующим:

1.     Глубоко изучите материал, который вам предстоит передать ученикам.

2.     Сформулируйте основную идею учебной темы.

3.     Определите структурные блоки материала, темы и их соподчиненность.

4.     С помощью ассоциаций найдите природный, историко-культурный, бытовой, сказочный или другой образ, соответствующий учебной теме: ее идее, структуре, композиции.

5.     Нарисуйте, слепите и т.п.  – создайте найденный вами образ. Вы можете найти  Интернете придуманные вами образы (электронный образон).

6.     Нанесите учебную информацию на те или иные части образа, соответственно их месту и соподчиненности в общей системе учебного материала.

Данный алгоритм апробирован последователями биоадекватной методики, а механизм создания образона представлен в книге Н.В. Масловой «Ноосферное образование».

         Сегодня Н.В. Маслова предлагает к работе с обучающимися учебное пособие «Русский язык 5-11 классы» издательства «Традиция». В нем  представлено 28 цветных вкладок, на которых размещены образоны курса «Русский язык».

         Мне бы хотелось показать образон «Водопад», относящийся к теме «Глагол».         

https://s4.planeta.ru/i/1c6863/huge.jpg
(образон можно увеличить)

Мы видим, как  образон «Водопад» в своём вечном движении («Глагол») даёт возможность совершать дополнительное действие колесу водяной мельницы («Деепричастие») и омывать яблоко («Причастие»).

         Как я уже говорила, иногда учитель, не зная о ноосферном образовании, интуитивно создает собственные образоны, может быть, называя их иначе. В моей учительской копилке есть подобные находки. О некоторых из них я расскажу далее.

         Не секрет, что одной из сложных тем курса русского языка в 5-7 классах является тема, связанная с морфологическим разбором изучаемой части речи. Впервые с этой темой ученики знакомятся в начальной школе, но обучают в начальной школе морфологически разбирать только три основные части речи: имя существительное, глагол и имя прилагательное. Безусловно, сведения об этих частях речи уже в 5 классе значительно пополняются новыми знаниями. Таких знаний становится довольно много, и их нужно привести в единую систему, чтобы ребенок мог без затруднений морфологически разобрать любую из изучаемых частей речи.

         Морфологический разбор любой части речи состоит из трех частей (компонентов). Первая часть – идентификация разбираемого слова как части речи. Во второй части указываются морфологические признаки, которые делятся на постоянные и непостоянные.  Третья часть посвящена выяснению синтаксической роли разбираемого слова. Указанные части следуют друг за другом в строго установленном порядке. Поэтому для того чтобы ученик хорошо усвоил и запомнил этот материал, надо было придумать яркий и понятный образ-символ, то есть образон. Выбирая образон для темы «Морфологический разбор части речи», я искала что-то легко запоминающееся ученику и обязательно состоящее из трех частей (компонентов). Так я придумала образон «Обед». Конечно, в период создания «Обеда» я не знала термина «образон», не знала и ноосферного образования, и биоадекватной методики преподавания. Но я уверена, что интуитивно поняла, как может помочь мне и детям придуманный символ в овладении трудной темой курса русского языка.

         Итак, образон «Обед» поможет ученику овладеть знаниями по теме «Морфологический разбор части речи». Как я уже говорила, морфологический разбор состоит из трех частей, так же, как и обед состоит из трех блюд. Первое блюдо во время обеда мы идентифицируем по-разному, можно и просто спросить, что предложено в качестве первого? То же самое происходит и при морфологическом разборе – в I пункте мы идентифицируем слово как часть речи, для этого задаем вопрос, определяем значение слова и его начальную форму.

         Второе блюдо, предлагаемое на обед, как правило, состоит двух компонентов: основного блюда и гарнира. Та же ситуация и при морфологическом разборе, когда мы переходим к его II пункту. II пункт разбора тоже состоит из двух компонентов: постоянных признаков части речи и ее непостоянных признаков. Едоку при употреблении второго блюда приходится пользоваться несколькими столовыми приборами – это не всегда легко. Так и при разборе  - работа над II пунктом наиболее сложна, требует концентрации внимания и памяти.

         Третье блюдо – это самая приятная часть любого обеда, это сладкий десерт или напиток, то есть то, что приятно и легко съесть / выпить. То же самое чувство испытывает ученик, закончив работу над II пунктом и приступая к выполнению самой легкой части разбора, - выявлению синтаксической роли разбираемого слова. Как правило, ученики хорошо запоминают эту часть разбора, редко допускают в ней ошибки.

         Итак, образон «Обед» был создан специально для изучения темы «Морфологический разбор части речи». Его универсальность состоит в том, что по нему можно изучать эту тему для любой из частей речи русского языка, начиная с имени существительного в 5-ом классе и заканчивая частицей в 7-ом. Я использую данный образон в течение долгого времени и с уверенностью могу сказать, что его применение эффективно.

Образон «Обед»

 вопрос? -

 Н.Ф. -

 
I. Идентификация части речи
первое

II. Морфологические признаки

Постоянные признаки

 
котлета

Непостоянные признаки

 
гарнир

III. Синтаксическая роль

кисель

         Допускаю, что не все мои коллеги отнесутся серьезно к предлагаемой мною методике. Но, по моему глубокому убеждению, всегда лучше что-то предлагать, придумывать нестандартное объяснение трудной темы, чем критиковать современное образование и ругать сегодняшних учеников.

         В моей педагогической копилке есть еще образоны, которые создавались отдельными классами или группами учащихся, интересовавшихся предметом русский язык. Это образон «Страна», представляющий систему частей речи в русском языке. В «Стране» существует город Глагол и река Имя прилагательное, деревня Частицы и озеро «Междометие». Принцип создания и функционирования данного образона, я думаю, понятен.

         При изучении раздела «Морфемика» использую образон «Стена». Представьте себе кирпичную стену, где каждый кирпичик является какой-либо морфемой, и вы поймете, как получился этот образон.

         Конечно, я использую и традиционные формы и методы обучения, проверенные временем технологии, на которых базировалось советское образование. Но мне интересно придумывать что-нибудь новое, необычное с целью сделать урок непохожим на другие, ярким и запоминающимся. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики не воспринимали предмет русский язык как скучный свод правил по орфографии и пунктуации. Поэтому ко мне на урок иногда приходит невероятный Касакос и его друзья. Впрочем, я уверена, что подобные «существа» приручены многими моими коллегами. Эти «существа» у каждого педагога свои – зависит от фантазии учителя. Но в этом я вижу позитивные стороны – цель у всех одна – сделать подаваемый учебный материал доступным и понятным.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бахтин, М.М. Работы 1920-х годов. Киев, «Next», 1994.

2.     Карнеги, Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Изд. «Попурри», 2017.

3.     Маслова, Н.В. Ноосферное образование. Пособие для учителя. – Симферополь: Доля, 2012.

4.     Маслова, Н.В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира. Изд. «Концептуал», 2017. Серия: Образование, воспитание.

5.     Маслова, Н.В., Клименкова Т.М. Биоадекватные учебники // Методическое пособие для учителей. – Севастополь, 2013.

6.     Педагогический энциклопедический словарь. Ред. Бим-Бад, Б.М. «Дрофа», 2009.

7.     Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Изд. «Питер», 2003.

8.     Пригожин, И.Р., Стенгерс, И. Порядок из хаоса, М. 1986.

9.     Тимофеева, Р.Е. Введение в ноосферное образование. – Якутск, Институт проблем развития человеческих ресурсов Целевого отделения РАЕН, 2003.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Педагогический энциклопедический словарь. Ред. Бим-Бад, Б.М. «Дрофа», 2009, с.349.

[2] Маслова, Н.В. Ноосферное образование. Пособие для учителя. – Симферополь: Доля, 2012, с. 23.

[3] Там же, с. 56.

[4] Маслова, Н.В., Клименкова Т.М. Биоадекватные учебники // Методическое пособие для учителей. – Севастополь, 2013, с.31.

[5] Бахтин, М.М. Работы 1920-х годов. Киев, «Next», 1994, с. 383.

[6] Маслова, Н.В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира. Изд. «Концептуал», 2017. Серия: Образование, воспитание. С. 153.

[7] Там же, с. 65.

[8] Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Изд. «Питер», 2003, с.74.

[9] Карнеги, Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Изд. «Попурри», 2017,  с. 371.

Образон как средство закрепления информации в обучении русскому языку

Образон как средство закрепления информации в обучении русскому языку

Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной современной личности, устремленной к эволюционному развитию

Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной современной личности, устремленной к эволюционному развитию

Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности детей

Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности детей

I этап - приобретение знаний проходит в состоянии релаксации

I этап - приобретение знаний проходит в состоянии релаксации

Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных («вторая природа») образцов

Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных («вторая природа») образцов

Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего

Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего

Таким образом, создание образона является важной особенностью биоадекватной методики

Таким образом, создание образона является важной особенностью биоадекватной методики

Естественные основания образа, символа и образона кроются в природе зрительного анализатора

Естественные основания образа, символа и образона кроются в природе зрительного анализатора

Глубоко изучите материал, который вам предстоит передать ученикам

Глубоко изучите материал, который вам предстоит передать ученикам

Мы видим, как образон «Водопад» в своём вечном движении («Глагол») даёт возможность совершать дополнительное действие колесу водяной мельницы («Деепричастие») и омывать яблоко («Причастие»)

Мы видим, как образон «Водопад» в своём вечном движении («Глагол») даёт возможность совершать дополнительное действие колесу водяной мельницы («Деепричастие») и омывать яблоко («Причастие»)

Указанные части следуют друг за другом в строго установленном порядке

Указанные части следуют друг за другом в строго установленном порядке

Как правило, ученики хорошо запоминают эту часть разбора, редко допускают в ней ошибки

Как правило, ученики хорошо запоминают эту часть разбора, редко допускают в ней ошибки

III . Синтаксическая роль

III . Синтаксическая роль

Конечно, я использую и традиционные формы и методы обучения, проверенные временем технологии, на которых базировалось советское образование

Конечно, я использую и традиционные формы и методы обучения, проверенные временем технологии, на которых базировалось советское образование

Тимофеева, Р.Е. Введение в ноосферное образование

Тимофеева, Р.Е. Введение в ноосферное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023