Статья "Язык без санкций"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья представляет собой эссе о состоянии русского языка в современном мире.Она была написана на конкурс,проводимый Российской газетой,но не смогла в нем участвовать,увы,так как конкурс был для преподавателей русского языка из ближнего и дальнего зарубежья.Всё-таки есть некоторая уверенность в том,что работа будет интересна коллегам-словесникам.
Иконка файла материала Язык без санкций.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа  №160» Тайгинского городского округа, Кемеровская область, 652400, г.Тайга,ул.Советская,101, тел. (8 384 48) 2­23­54 Язык без санкций. Профессионализм или мужество требуется                               сегодня   педагогу – русисту?                                                                                            Семушкина Ирина Витальевна,                                                                                  учитель русского языка и                                                                                  литературы,                                                                                  паспорт 3216 714678 выдан                                                                                  Миграционным пунктом УФМС                                                                                  России по Кемеровской области в                                                                                    гор.Тайга 06.03.2017 года,                                                                                  проживает по адресу:                                                                                  г.Тайга,пер.Электровозный,3                                                                                  № сотового телефона 89609051171Эссе                Слово «санкции» сейчас едва ли не самое популярное в речи политиков и журналистов. И даже далёкие от политики  люди постоянно слышат, что вновь и вновь по отношению к России приняты меры воздействия, что­то опять запрещено. И опять   на   слуху   уже   привычное:   «Введены   очередные   санкции…».   Не   ушло,   не позабылось, но уступило в рейтинге употребляемости второе значение этого слова: «разрешение на что­либо».                  Как же понять выражение «язык без санкций»? Скорее всего, без запретов и разрешений,   без   всякого   внешнего   влияния   на   язык   нашей   многострадальной Родины,если речь идет о русском языке.                О России много говорят в мире: больше обвиняют, пророчат. От чего? От страха?   Зависти?   Безумной   ненависти?   Гораздо   реже   благодарят,   сострадают, стараются понять. Очень «за державу обидно»!              Люблю путешествовать по необъятной нашей Отчизне. Вспоминаю поездку в студенческие годы по Прибалтике и Белоруссии. 1981 год. Милые литовцы, более сдержанные   латыши,   бесконечно   радушные   белорусы.   Всюду   родная   речь   и приветствия, улыбки. В общем, «союз нерушимый», согласие и понимание. Очень жаль,   что   эпитет   «нерушимый»   оказался   неточным.   Да,   мы   многое   потеряли   с распадом Союза. В том числе и позиции русского языка на огромных территориях союзных республик. А кто­то из журналистов сравнил его с историей строительства Вавилонской башни. А что? Очень хорошее сопоставление…           Мне понравился и запомнился ответ нашего президента на вопрос журналиста перед   выборами:   «В   какое   время   Вы   хотели   бы   вернуться?»   Не   раздумывая,   он ответил: «В СССР». Думаю, многие сказали бы то же самое.              Ноябрь 2016 года. Кемеровский государственный университет проводит  IX Международную   лингвистическую   школу   «Русский   язык   в   современном поликультурном пространстве». Мне посчастливилось быть слушательницей школы. Была создана удивительная атмосфера общения, мы, учителя общеобразовательных школ   Кемеровской   области,   чувствовали   себя   коллегами   деятелей   науки,   с удовольствием слушали лекции ведущих учёных ­ филологов России, Хорватии и Кыргызстана, участвовали в круглых столах. Любимыми лекторами стали доктора филологических   наук,   профессора   Валерий   Михайлович   Мокиенко   (Санкт­ Петербург), Григорий Ефимович Крейдлин  (Москва),  Людмила Алексеевна Араева ( Кемерово).        Больше тридцати лет преподаю в школе, но столько нового узнала о фонетике, словообразовании,   лексике,   фразеологии   русского   языка.   Сколько   в   нём   ещёнепознанного,   неисследованного!   До   сих   пор   перечитываю   конспекты   лекций   и удивляюсь, скольким     интересным и полезным начинаниям в работе с детьми они дали толчок.         Но глобальная цель школы – повышение интереса общества к русскому языку, пропаганда его ценности внутри страны и за рубежом.   В первый день занятий из лекции   доктора   филологических   наук,   профессора   О.В.   Фельде  (Красноярск)   мы узнали   много   нового   о   положении   русского   языка   в   мире.   Процитированные лектором слова филолога Вячеслава Никонова «Ни один язык в мире не имел такого катастрофического падения, как русский» заставили задуматься не только о судьбе родного языка, но и о будущем России. Пословица   недаром молвится: «Язык, как стяг, державу водит».            Цифры, показывающие снижение количества носителей языка по сравнению восьмидесятыми годами прошлого века, поражали, хотя всем было понятно, что это всего лишь беспристрастная статистика и результат политической деятельности. А сколько людей страдает из ­ за того, что они теперь не считаются носителями языка, не имеют возможности изучать его, общаться,   мы не знаем. Таких данных нет… В той   же   самой   дружественной   Прибалтике   предприняты   беспрецедентные   санкции против русского языка, а значит, и против граждан этих стран, которые вынуждены подчиняться обстоятельствам.          И, наконец, вопрос, на который необходимо ответить: Профессионализм или мужество требуется сегодня   педагогу – русисту?              Я считаю, что вопрос только по форме проблемный. Педагог должен быть профессионалом.   Думаю,   что   учитель­русист,   выбрав   мужество,   то   есть   позицию просвещения вопреки официальной политике, не перестанет быть профессионалом. И ещё, несмотря на то, что нет в педагогике клятвы, подобной клятве Гиппократа, настоящий учитель не может не учить. Большинство моих уважаемых коллег живут по   этому   принципу,   бережно   передавая   свою   любовь   к   русскому   языку воспитанникам. За ними будущее!        Среди выпускников нашей школы последних лет есть учителя русского языка и литературы, специалисты в разных областях, которые работают в нашей стране и за рубежом: в Канаде, Чехии, Нидерландах, США. Надеюсь и верю, что филолог Ирина, преподающая   языки   в   университете   Виннипега,   и   Олеся,   программист   Чешского технического университета в Праге, будут способствовать укреплению авторитета русского   языка   за   рубежом.   А   недавний   студент   Никита,   который,   обучаясь   на факультете   международных   отношений,   год   учился   в   Китае,   рассказывает   об огромном интересе китайской молодёжи к изучению русского языка. Это радует и создаёт оптимистический настрой.Но, к сожалению, мы должны согласиться с тем, что живём в тяжёлое военное время,   хотя   эту   войну   называют   информационной,   холодной.   Вспоминая   строки стихотворения   Анны   Андреевны   Ахматовой   со   знаковым   названием   «Мужество», написанное в «сороковые – роковые» годы прошлого века, дадим короткую клятву педагога­русиста: …И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово… Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!