Дошкольная образовательная организация и школа - социальные партнеры в осуществлении качественной подготовки детей к школе
Оценка 4.8

Дошкольная образовательная организация и школа - социальные партнеры в осуществлении качественной подготовки детей к школе

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
24.02.2024
Дошкольная образовательная организация  и  школа  - социальные  партнеры в осуществлении качественной подготовки детей  к школе
для педагогов
Дошкольная образовательная организация и школа.doc

Дошкольная образовательная организация  и  школа  - социальные  партнеры в осуществлении качественной подготовки детей  к школе


         Предшкольное образование - это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблема, которая уже не один десяток лет настоя­тельно требует своего разрешения. Правильно выстроенные, науч­но обоснованные, психологически безупречные организация и со­держание предшкольного образования позволят перейти от дуб­лирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обес­печивают успешный переход к обучению в школе.

       По мнению известного психолога Запорожца А.В., понятие преемственности между детским садом и школой, связанно не только с согласованием  работы детского сада и школы, но и с  обеспечением преемственности уровней развития детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного, то есть вопросы разностороннего развития [25;45]. Эта работа получила дальнейшее продолжение в исследованиях таких психологов, как  Д.Б. Эльконина,  В. Давыдова,  Н.Н. Поддъякова и др. А среди педагогов эта работа нашла отражение в исследованиях В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, Т.В. Тарунтаевой.

 Ученые отмечают, что  большую часть своего времени ребенок проводит в детском саду и в школе. Эти организации являются важнейшими институтами социализации в жизни ребёнка. Здесь он получает огромное количество информации, общается с взрослыми и сверстниками, знакомится с правилами, нормами, традициями, обычаями, принятыми в конкретном обществе, приобретает огромный социальный опыт.

           Кудрявцева Е.А. утверждает, что преемственность должна обеспечить непрерывность развития на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Она также раскрывает несколько взглядов на преемственность дошкольного и начального уровней образования. Одни ученые утверждают, что  преемственность это внутренняя органическая связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка к переходу от одного уровня развития до другого.  Преемственность раскрывается ими со стороны динамики развития детей, организации и осуществления самого педагогического процесса.

По мнению других учёных, основные компоненты преемственности это взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса. Некоторые дают характеристику преемственности в формах и методах обучения.

Во многих исследованиях, преемственность характеризуют  как готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни, через перспективные связи между возрастными линиями развития.

   Ученые отмечают, что педагогический процесс является  целостной  системой, вследствие чего, преемственность необходимо осуществлять по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовать через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольной организации, психолога школы и т.д. [32; 57-63].

В настоящее время действующие программы дошкольного образования стремятся к  исключению из них повторения части учебного материала, изучаемого в школе.  Современные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования, которая была утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.,  руководитель авторского коллектива Виноградова Н.Ф.  

В концепции раскрывается перспектива развития дошкольного – начального образования, преемственность дошкольного и начального образования впервые рассматривалась на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней подчеркнуты психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Документ провозглашает отказ от диктата начального уровня школьного образования по отношению к дошкольному образованию. В концепции утверждены индивидуализация и дифференциация образования, а также создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствовал бы  себя комфортно и мог развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

         Концепция непрерывного образования отражает взаимосвязь дошкольного и начального уровней образования и предполагает решение следующих задач:

Ø приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;

Ø обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;

Ø развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;

Ø стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

Ø развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе; включить детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);

Ø формировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную, деловую и др.);

Ø развивать желания и умения учиться, формировать готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

Ø развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

Ø совершенствовать достижения дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

Ø специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

Ø индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания [28; 5-31].

    Базируясь на исследованиях отечественных ученых Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» под редакцией В.И.Слободчикава,2005г. В ней дается обобщенно-схематический анализ истории становления современного детства. Делается вывод, что в истории детства, а не в наличии социальных условий лежат источники и основание для выделения в целостном процессе развития его различных стадий, причины возникновения критических периодов в развитии. На каком-то этапе истории складываются условия моделирования в детском сообществе отношений взрослых. Именно таким путем возникает новая ведущая деятельность – ролевая игра. Игра общественна по происхождению, содержанию и форме. В разработанной Концепции  была предложена модель образовательного процесса для дошкольных организаций, в основу которой положена структурная дифференциация образовательного процесса, исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого, образовательный процесс, включает две основные составляющие:

Ø совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

Ø свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как базовая для всего дошкольного возраста (3-7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) [21;23].

    По мнению    Джиенбаевой В.В., важнейшим условием, обеспечивающим преемственность в работе дошкольных организаций и школ, является создание так называемой направленности личности, формирование у ребенка установки на ту основную деятельность, которой ему предстоит заниматься. Поэтому  задача воспитателя подготовительной группы  не только работать над кругозором детей и формировать ряд  навыков и способов поведения, но и воспитание важнейших качеств личности, наличие которых в значительной мере будут способствовать успешной учебе ребенка. Особое внимание требуют следующие качества:

Ø любознательность — желание заниматься новым, стремление глубже

           узнавать уже известное, радость от сделанных открытий;

Ø активность и инициативность — стремление действовать самостоятельно, не обращаясь за помощью к старшим; проявление разумной инициативы, поиск новых путей и приемов действия, проявление элементов творчества (придумывание рисунков к рассказу, сказок на заданную тему, создание новых конструкций и др.);

Ø способность к самоконтролю и саморегуляции  — умение управлять своими практическими и умственными действиями, элементарное самообладание, выдержка, способность к волевому усилию

          соответственно требованию; умение критически оценивать свою и    

           чужую работу, исправлять допущенные ошибки;

Ø владение основными учебными умениями — наблюдение, слушание, рассказ, изображение, выделение главного в воспринимаемом рассказе, сохранение логической последовательности в изложении, свободное пользование грамотной речью; готовность сенсомоторного аппарата — умение сохранять заданную позу, не только выполнять привычные действия, но и овладевать новыми, четко различать природные и речевые звуки, интонации человеческой речи, правильно

           различать цвета и их оттенки и т.д.;

Ø сформированность навыков гигиенического, социального и культурного поведения и сложных привычек, которые становятся характерообразующими, например, умение держать слово,

           беречь время, потребность быть всегда занятым, выполнять обещание,   

           помогать людям и т.д.;

Ø владение знаниями о том, что хорошо, что плохо, признание общественных норм морали, обязательных для каждого человека.

    Таким образом, главная задача в обеспечении преемственности между подготовительной группой детского сада и школой является бескризисный переход детей от одного уровня к другому. А встречающиеся трудности, длительность и напряжение в их преодолении в огромной степени зависят от уровня готовности ребенка, а также от такта и мастерства педагога, который принимает дошкольника в I класс [20;15].

    Бахтеева Т.В.  утверждает, что в настоящее время преобразования направлены на улучшение развития детей в дошкольных организациях и обеспечение преемственности дошкольного и начального уровней образования. Эти преобразования отражаются в содержании и методах работы, сложившихся формах взаимосвязи детского сада и школы. Одним из главных направлений взаимодействия двух образовательных уровней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, которое  позволяет не только преодолевать возникшие трудности в процессе обучения, но и предотвращать их. Эти стратегические задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего  взаимодействия детского сада и других образовательных структур, если дошкольная организация выступает в качестве открытой, готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой.

   При взаимодействии многих дошкольных организаций и школ сложились продуктивные формы сотрудничества. Они  реализуют программы и планы по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе.  Эффективными формами взаимосвязи между воспитателем детского сада и учителем является: взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немало важными являются связи между детским садом, школой, другими учреждениями, семьей:

Ø сотрудничество с методическим кабинетом;

Ø совместное участие в педагогических советах и семинарах;

Ø посещение детьми подготовительной группы детского сада первого класса;

Ø сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;

Ø     сотрудничество с медицинскими учреждениями.

   Дошкольная образовательная организация  и  школа  являются социальными партнерами в осуществлении качественной подготовки детей  к школе. Поэтому необходимо, чтобы учителя I классов и воспитатели подготовительных групп творчески общались в ходе составления годового плана работы школы и подготовительной группы; посещали занятия и уроки с последующим обсуждением, проводили совместные педсоветы, участвовали в родительских собраниях, помогали друг другу в организации массовых мероприятий, выставок, утренников, экскурсий и т.п. Проводили ознакомление друг друга со спецификой планирования воспитательной работы в детском саду и тематическими планами уроков в школе. Это поможет определить необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.

    В результате совместной деятельности выявляются наиболее плодотворные формы сотрудничества. Они дают возможность педагогам предоставлять друг другу информацию об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановки в семье и т.д. Так воспитатель, длительное время, наблюдая за ребенком, может предоставить учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может помочь при выборе индивидуального подхода к новому ученику и его родным.  При совместной работе педагоги могут разрабатывать программы, формы и способы работы с семьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации. Большую роль играют формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся в первом классе. Дошкольные организации совместно со школой организуют разнообразные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и учащиеся. При таких встречах у детей усиливается интерес к школе, желание учиться.   Школьники учат будущих первоклассников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, проявляют заботу о младших товарищах [3].

     Таким образом, делая вывод по всему выше сказанному, можно сказать, что предшкольное образование обеспечивает оптимальные условия для максимальной реализации ребенком своих возрастных и индивидуальных возможностей. Школа и детский сад являются социальными партнерами в  осуществлении качественной подготовке детей к школе. Их задача – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей, позволяющее бескризисно перейти от одного уровня образования к другому. Многоаспектность проблемы преемственности между дошкольной организацией и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур. Решение проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального уровней образования.


Дошкольная образовательная организация и школа - социальные партнеры в осуществлении качественной подготовки детей к школе

Дошкольная образовательная организация и школа - социальные партнеры в осуществлении качественной подготовки детей к школе

Одни ученые утверждают, что преемственность это внутренняя органическая связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка к переходу от…

Одни ученые утверждают, что преемственность это внутренняя органическая связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка к переходу от…

Документ провозглашает отказ от диктата начального уровня школьного образования по отношению к дошкольному образованию

Документ провозглашает отказ от диктата начального уровня школьного образования по отношению к дошкольному образованию

Базируясь на исследованиях отечественных ученых

Базируясь на исследованиях отечественных ученых

Поэтому задача воспитателя подготовительной группы не только работать над кругозором детей и формировать ряд навыков и способов поведения, но и воспитание важнейших качеств личности, наличие…

Поэтому задача воспитателя подготовительной группы не только работать над кругозором детей и формировать ряд навыков и способов поведения, но и воспитание важнейших качеств личности, наличие…

Таким образом, главная задача в обеспечении преемственности между подготовительной группой детского сада и школой является бескризисный переход детей от одного уровня к другому

Таким образом, главная задача в обеспечении преемственности между подготовительной группой детского сада и школой является бескризисный переход детей от одного уровня к другому

Дошкольная образовательная организация и школа являются социальными партнерами в осуществлении качественной подготовки детей к школе

Дошкольная образовательная организация и школа являются социальными партнерами в осуществлении качественной подготовки детей к школе

При совместной работе педагоги могут разрабатывать программы, формы и способы работы с семьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации

При совместной работе педагоги могут разрабатывать программы, формы и способы работы с семьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024