ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ
Оценка 5

ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Оценка 5
docx
14.03.2023
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ
Доклад Рудская В.В..docx

Дошкольное учреждение: состояние и возможности формирования психологом коррекционно-развивающей игровой среды

 

Рудская Валентина Викторовна,

педагог-психолог

МДОУ «ЯСЛИ-САД № 355 Г. ДОНЕЦКА»

 

В дошкольном возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связанной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его развития, в том числе и для успешного, обучения в школе.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Стоит обратить внимание на тот факт, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. При большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения выделяется категория детей, которых характеризует недостаточный уровень так называемой школьной зрелости.

Реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к его развитию, а с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит стилю общения с детьми, формированию у детей навыков общения и представлений о правильном поведении.

Доброжелательный стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами социально-педагогической профилактики, направленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении, связанных с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка.

Занятия по коррекционно-развивающим программам обеспечивают детям овладение первоначальными знаниями и умениями: развитие мышления, памяти и других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей, не охваченных специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей, их личности, интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др., а также на организации игровой среды, которая является важным компонентом дошкольного образования и развития ребенка. Подлинно человеческая, гуманистически организованная игровая среда является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему страдание. Игровая среда, окружающая ребенка, может и должна развивать и воспитывать личность, служить фоном и посредником во взаимодействии его со взрослыми и другими детьми.

Однако, в нынешнем дошкольном учреждении иногда еще господствует игровая среда, соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми.

Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса здесь являются фронтальные формы работы с детьми, занятия, строящиеся по типу школьного урока.

Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку, формальной дисциплине и удобства взрослых. Личность ребенка, воспитывающегося в такой среде, характеризуется высокой степенью пассивности и замкнутости.

Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организованно воспитание, в каком окружении он растет - монотонном, однообразном, стандартном или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся. Правильно организованная психологом игровая среда имеет приоритетное значение для развития личности ребенка.

Непременным условием построения игровой коррекционно- развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Эти положения личностно-ориентированной модели воспитания обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в ДОУ. (по В.А.Петровскому):

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии: Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контактов между ними. Выбор оптимальной дистанции и позиции в общении для маленьких детей означает преобладание контактных форм общения (ласки „поглаживание" - телесный контакт). С возрастом увеличивается дистанция общения, оно все чаще опосредуется предметами, преобладающим становится общение „глаза в глаза", что предполагает специальные условия организации предметного пространства.

2) принцип активности, самостоятельности, творчества: Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности, своего здорового тела. По мере взросления ребенка изменение окружающего требует все более целенаправленных действий, связанных с планированием и преодолением препятствий. Среда в ДОУ должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоции и чувств, в ДОУ должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком „взрослых" форм деятельности.

3) принцип стабильности – динамичности: Для того, чтобы окружение оставалось приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Постоянство и неизменность элементов среды сохраняется в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества. Этот принцип применительно к возрасту может быть охарактеризован в терминах Пиаже: мир меньших по возрасту детей при всей его динамичности - „обратим"; у старших детей пластика мира дает возможность новых, относительно устойчивых форм.

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования: Среда должна представлять единый комплекс - цветовой, световой, звуковой, кинестетической (движения, осязания, обоняния и др.) модальностей. Каждая' из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом.

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности, и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми. В возрастном плане этот принцип может быть раскрыт как увеличение не прогнозируемости событий, наполняющих среду, ее „неожиданности" для ребенка: чем меньше ребенок, тем меньше разница между тем, чего он ждет, и тем, что реально происходит в окружении. С возрастом этот „зазор" увеличивается.

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: Чем старше ребенок, тем больше удельный вес необычного вокруг. Если взрослому (не ребенку!) среда не кажется непривычной - это плохо организованная среда для старшего дошкольника.

7) принцип открытости-закрытости: Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, которая должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Этот принцип предполагает разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира, и т.д.

8) принцип дифференцированности: Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Мы считаем, что игровая развивающая среда и материально- техническое обеспечение не тождественны, но они, безусловно, связаны между собой, т.е. материально-техническое обеспечение является лишь основой развивающей игровой среды. Оснащение дошкольных учреждений дорогостоящим оборудованием и играми, не соответствующими особенностям психического развития ребенка, формирует игровую среду, способствующую развитию у него позиции потребителя и пассивного наблюдателя.

Таким образом, создание игровой среды с целью формирования активной личности выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль воспитания, который зависит от педагога, его индивидуальности. Поэтому первоочередная задача психолога - познакомить воспитателей с возрастными портретами ребенка, от знания которых зависит общий уровень их профессиональной грамотности и ориентации в педагогической работе с детьми. Вторая задача психолога - попытка определить общие требования к организации и содержанию пространственно-предметного окружения в ДОУ.

Какие же требования мы предъявляем к организации предметно-развивающей игровой среды? Эти требования следующие:

1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

• для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

• для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

• быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно- печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху); отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки (например, для детей третьего года жизни это будет освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении - катании, лазании, играх с крупными двигателями; в группе четвертого года жизни это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов у которых, что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться, и с большим количеством атрибутов, обозначающих внешний знак роли - шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами и пр., т. к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приблизиться к их возможностям и быть такими же „большими и важными"; у детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстником, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполненные разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3детей);

• включать не только стационарную,- но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование („открытые" ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); „запасник ценных вещей", где сосредоточены куски ткани, платки, „бабушкины" платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

• расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовывать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр., на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.);

• оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись, полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других мате- риалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».

4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

Требования же к содержанию предметно-развивающей игровой среды следующие:

1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

• программным требованиям, задачам воспитания и обучения.

• возрастным возможностям, связанным  с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда детям четвертого года жизни в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будет использовать объемные готовые формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские - прямоугольники, квадраты, круги и т. д., различные силуэты животных - собачек, лошадок и пр., предметов - корзиночек, домов);

• интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда  и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «автомобильные гонки», „приди первым" и др., а девочки - образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.

2. В предметно-развивающей игровой среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов - восприятия, памяти, внимания и пр. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и т. д.

3. Содержание предметно-развивающей игровой среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание, интереса ребенка к предметно-развивающей среде и: - на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху); - на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо); - обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую); - неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь новое и интересное).

В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, когда особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию их личности, отмечается тенденция к росту разнообразия дошкольных учреждений различного типа, четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности дошкольного учреждения. Это требует создания психологом в дошкольных учреждениях игровой коррекционно-развивающей среды, способствующей осуществлению новых подходов к воспитанию и обучению детей.

Решение этой проблемы, на наш взгляд, осуществимо при повышении эффективности работы психолога дошкольного учреждения в следующих направлениях:

• обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами, от урока - к игровым формам;

• изменение формы общения с детьми - от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений;

• преобразование предметной среды в ДОУ в игровую среду развития ребенка в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества.


 

Дошкольное учреждение: состояние и возможности формирования психологом коррекционно-развивающей игровой среды

Дошкольное учреждение: состояние и возможности формирования психологом коррекционно-развивающей игровой среды

Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей, их личности, интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др

Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей, их личности, интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др

Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности, своего здорового тела

Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности, своего здорового тела

Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности

Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности

Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям - возможность создания для детей сюрпризной…

Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям - возможность создания для детей сюрпризной…

Требования же к содержанию предметно-развивающей игровой среды следующие: 1

Требования же к содержанию предметно-развивающей игровой среды следующие: 1

В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, когда особое значение придается охране и укреплению физического и психического…

В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, когда особое значение придается охране и укреплению физического и психического…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023