Дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля.
Иконка файла материала 11.docx
Дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ Проблема   ранней   комплексной   помощи   детям   с   ограниченными   возможностями здоровья   (ОВЗ)   и   их   социальной   адаптации   в   общество   является   в   настоящее   время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. В   последние   годы   в   России   получены   результаты   многолетних   научных исследований, которые ярко высвечивают потребность и актуальность создания системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии (Е.Р. Баенская, Е.А. Екжанова, Е.В. Кожевникова, С.Б. Лазуренко, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Г.А. Мишина, Р.Ж. Мухамедрахимов, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Л.И. Фильчикова, Н.Д. Шматко и др.). Теоретические   основы   психолого­педагогической   помощи   детям   раннего возраста с отклонениями в развитии:  Понимание психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно­исторического   опыта   человечества,   фиксированного   в   продуктах материальной и духовной культуры (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев);  Положение о закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей   с   психофизическими   нарушениями,   а   также   концепция   единства биологических   и   социальных   факторов   в   культурно­историческом   развитии личности и положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (Л.С.Выготский);  Положение   о   развитии   ориентировочно­исследовательской   деятельности ребенка в результате накопления собственного практического опыта (И.М.Сеченов);  Положение о интериоризация действий, т.е. постепенного преобразования внешних действий в действия внутренние, умственные (П.Я.Гальперин);  Положение   о   ведущей   роли   взрослого   в   развитии   личности   ребенка (А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин);  Концепция зависимости эффективности коррекционной работы от времени ее начала и содержания (А.А.Венгер (Катаева), Н.Н.Малофеев, Е.А.Стребелева);  Положение о ведущей деятельности, концепция амплификации детского развития (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). Главная   направленность   системы   ранней   помощи   –   комплексный междисциплинарный подход к образованию, социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Необходимо   объединение   усилий   всех   специалистов   (медиков,   специальных   педагогов, психологов, социальных работников), которые должны быть направлены не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Система ранней помощи реализуется в различных   формах:   службах   ранней   помощи,   центрах   игровой   поддержки   ребенка, лекотеках,   группах   коррекционной направленности, инклюзивных группах и т.п.   группах   кратковременного   пребывания, Основными   направлениями  работы   Служб  ранней  помощи   (как  основной  формы организации раннего комплексного сопровождения) являются:  Детальное   обследование   новорожденных   неонатологом,   неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.  Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии. Направление   в   соответствующую   территориальную   службу   ранней помощи.  Ранняя   диагностика   отклонений   по   основным   «линиям   развития»   определение (двигательному, актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.   познавательному,   социальному);   речевому,  Разработка индивидуальной программы развития.  Медицинская   реабилитация   (неврологическая,   психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).  Психолого­педагогическая   работа   в   условиях   семьи   и   специально организованной   среды,   отвечающая   особым   образовательным   потребностям ребенка.  Психологическая   поддержка   семьи;   периодическое   консультирование семьи.  Координация   деятельности   всех   социальных   служб   в   оказании   полного комплекса   услуг   ребенку   и   семье   при   реализации   индивидуальной   программы развития.  Динамическое   наблюдение   за   ходом   дальнейшего   психо­физического   и речевого   развития   (не   реже   одного   раза   в   шесть   месяцев).   Корректировка индивидуальных программ развития. Основными задачами раннего   психолого­педагогического   сопровождения   детей   с отклонениями в развитии являются:  организация психолого­педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями   в   развитии   в   целях   формирования   возрастных   психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности;  разработка содержания психолого­педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии;  психолого­педагогическое сопровождение семьи;  организация   взаимодействия   разных   специалистов,   оказывающих комплексную   психолого­педагогическую   помощь   детям   в   первые   годы   жизни   с отклонениями в развитии. Коррекционно­педагогическая работа с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии   направлена   как   на   формирование   психологических   новообразований,   которые должны быть, но еще не появились у малыша (умение эмоционально общаться, подражать, совершать предметные действия, овладение навыками опрятности, самостоятельность  в быту), так и на формирование ведущей деятельности и психологических новообразований, характерных для детей раннего возраста: предметной деятельности и предметно­игровых действий, представлений о себе, совершенствование восприятия, наглядно­действенного мышления, появление фразовой речи, а также формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности ­ лепке, рисованию, аппликации, конструированию. возраста с ОВЗ: Основные направления коррекционно­развивающей работы с детьми дошкольного ‒     организация коррекционно­развивающих занятий ‒     взаимодействие с родителями Задачи коррекционно­развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ: ­       Формирование   и   развитие   социально­бытовых   ориентировок,   закрепление навыков самообслуживания. ­      Стимулирование речевой деятельности. ­      Формирование вербальных и невербальных способов общения. ­      Формирование коммуникативной функции речи.­      Удовлетворение потребности в общении с окружающими. ­      Формирование предметно­практической деятельности. ­      Развитие познавательной деятельности. ­      Обучение простейшим предметным и трудовым действиям. ­      Вовлечение ребенка­инвалида и родителей в совместную деятельность. ­      Коррекция взаимоотношений в семье. ­      Деятельность учителя­логопеда, дефектолога. Основные   аспекты   коррекционно­развивающей   работы   с   различными категориями детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха. Психолого­педагогическая   помощь   строится   на   следующих   принципах: всестороннее   развитие   ребенка;   взаимодействие   специалистов   с   родителями; взаимодействие всех специалистов, участвующих в реабилитации ребенка. Основные   направления коррекционно­педагогической:   стимулирование   общих движений; развитие движений глаз, зрительной ориентировки; развитие манипулирования, предметных   действий;   формирование   общения;   развитие   речевого   и   неречевого   слуха; развитие речи; развитие слухового восприятия (комплекс упражнений). Педагогические условия для проведения педагогической работы: создание звуковой среды (усиление источников звука); постоянное речевое общение с ребенком всех взрослых в   семье;   обеспечение   бинаурального   слухопротезирования   (подбор   индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры). Дети с нарушением зрения. Направления   психолого­педагогической   помощи:   развитие   вестибулярного аппарата;   развитие   двигательной   сферы;   развитие   остаточного   зрения,   формирование зрительного   внимания;   развитие   осязательного   восприятия;   развитие   слухового восприятия; развитие движений рук. Взаимосвязь психолого­педагогической коррекции с лечением зрения. Дети с нарушением опорно­двигательного аппарата. В   комплексное   восстановительное   лечение   детского   церебрального   паралича включаются разнообразные средства: медикаментозные, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Важное условие комплексного воздействия ­ согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Организация занятий в рамках ведущей деятельности. С   учетом   реформирования   системы   образования   в   целом   и   дошкольного образования   в   частности   альтернативой   специального   образования   детей   раннего   и дошкольного   возраста   с   ОВЗ   становится   инклюзивное   образование,   предполагающее включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для него специальных образовательных условий с учетом его образовательных потребностей на базе образовательной организации. Специальное и инклюзивное образование реализуется на основе ФГОС дошкольного образования. Особое внимание уделяется проблеме реализации ФГОС ДО по отношению к детям с ОВЗ. Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования. В ФГОС   ДО   учтены   особые   образовательные   потребности   отдельных   категорий   детей. Утверждены основные принципы стандарта. Цели   ФГОС   ДО:   обеспечение   государством   равенства   возможностей   каждого ребенка   в   получении   качественного   дошкольного   образования;   обеспечение государственных   гарантий   уровня   и   качества   образования   на   основе   обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения.Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия); сохранение и поддержка   индивидуальности   ребенка,   развитие   его   индивидуальных   способностей   и творческого потенциала; формирование общей культуры воспитанников Основные   принципы   реализации   ФГОС   ДО   (применительно   для   детей   с   ОВЗ): поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребенком всех   этапов   дошкольного   детства,   амплификация   (обогащение)   детского   развития; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его   возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями;   содействие   и сотрудничество   детей   и   взрослых   в   процессе   развития   детей;   приобщение   детей   к социокультурным   нормам,   традициям   семьи,   общества   и   государства;   формирование познавательных   интересов   и   познавательных   действий   ребенка   через   его   включение   в различные виды деятельности; учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей Условия   инклюзивного   образования   детей   с   ОВЗ:   создание   соответствующего образовательного   пространства;   создание   программно­методического   обеспечения; создание   предметно­развивающей   образовательной   среды;   создание   дидактического обеспечения. Организация   образовательного   пространства   для   детей   с   ОВЗ   в   соответствии   с ФГОС ДО включает  безопасную среду  жизнедеятельности,  функциональные  помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя­дефектолога, учителя­ логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога­ психолога;) сетевое взаимодействие образовательной организации с другими ведомственными структурами и окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство). Обязательным   условием   является   раннее   включение   родителей   ребенка   с отклонениями   в   развитии   в   коррекционно­развивающий   процесс.   Первые   годы   жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Специальный   педагог   и   психолог   должны убедить   родителей   и   привести   их   к   пониманию   жизненной   необходимости   ранней коррекционно­развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. В этом случае важно организовать «сеть взаимодействия» между такой семьей и специалистами разных   учреждений   и   ведомств.   Семья   играет   ведущую   роль   и   несет   основную ответственность за процесс и результаты коррекционно­развивающей работы с ребенком. Именно   родители   являются   основными   заказчиками   образовательных,   медицинских   и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы. Подводя   итог  выше  сказанному,  следует  подчеркнуть,  что  в  настоящее  время  в Российской Федерации результате принятых на государственном уровне принципиально важных решений сложились благоприятные условия для создания федеральной системы ранней помощи. Большинством   специалистов   субъектов   Российской   Федерации   признается актуальность   и   необходимость   незамедлительного   создания   государственной   системы ранней помощи в стране. Это объясняется, с одной стороны, уменьшением доли рождения здоровых,   физиологически   зрелых   детей,   что   приводит   к   фактам   нарастающей инвалидизации   детского   населения,   увеличению   числа   социальных   сирот   и   вызывает озабоченность   этим   общества   в   целом,   а   с   другой   стороны,   увеличением   затрат   на специальное   дошкольное   и   школьное   образование   на   современном   этапе   развития государства. Литература1. «От   рождения   до   школы»   Примерная   общеобразовательная   программа дошкольного образования соответствующую ФГОС. Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. ­ «Мозаика ­ Синтез» Москва 2014г. 2. Баенская, Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития./ Метод. пособие. / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. ­ М., Экзамен, 2004. 3. Бгажнокова,   И.М.   Общее   и   специальное   образование:   пути   к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. ­ (Образовательная политика) // Вопросы образования. ­ 2006. ­ № 2. ­ С. . 30­38. 4. Браткова,   М.В.   Особенности   развития   предметных   действий   у   детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС/ М.В. Браткова // Дефектология. 2006. №2. 5. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в ДОО. В соответствии с ФГОС ДО./ Белая К.Ю. ­ М.: ТЦ Сфера, Карапуз­Дидактика. ­ 2015. ­ 128с. 6. Бенилова,   С.Ю.,   Давидович,   Л.Р.,   Микляева,   Н.В.   Дошкольная дефектология:   ранняя   комплексная   профилактика   нарушений   развития   у   детей (современные подходы)/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. ­ М.: Изд­ во Парадигма, 2012. ­ 312с. 7. Верещагина,   Н.В.   Нормативно­законодательная   база   современного дошкольного образования (для родителей)/ Верещагина Н.В.­ М.: Детство­Пресс, 2014. ­ 252с. 8. Григоренко,   Н.Ю.,   Астахова,   Л.Б.   Инклюзивная   практика   в   работе структурных   подразделений   дошкольных   образовательных   организаций// Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII медународного теоретико­методологического семинара (2­ 3 марта 2015 года). ­ М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. ­ 257с. Т. 2. ­ С.93­99 9. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет / А.С. Галанов. — М.: Аркти, 2006. — 110 с. 10. 11. Ганичева, И.В. Телесно­ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми / И. В. Ганичева. ­ М.: Книголюб, 2008. ­ 137 с. Григоренко,   Н.Ю.   Значение   и   содержание   психолого­педагогического консультирования   родителей   в   работе   логопеда   с   детьми   первых   лет   жизни   с отклонениями   в   развитии/   Н.Ю.   Григоренко   //   Специальная   педагогика   и специальная   психология:   современные   проблемы   теории,   истории,   методологии: материалы третьего международного теоретико­методологического семинара. В 2­х частях. Часть 2. – М.: МГПУ, 2011. – 234с. – С.34­37.