Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля.
Дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время
чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная
помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья
и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных
услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых
в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля.
В последние годы в России получены результаты многолетних научных
исследований, которые ярко высвечивают потребность и актуальность создания системы
ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии (Е.Р. Баенская, Е.А. Екжанова,
Е.В. Кожевникова, С.Б. Лазуренко, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Г.А. Мишина, Р.Ж.
Мухамедрахимов, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Л.И. Фильчикова,
Н.Д. Шматко и др.).
Теоретические основы психологопедагогической помощи детям раннего
возраста с отклонениями в развитии:
Понимание психического развития ребенка как процесса присвоения им
общественноисторического опыта человечества, фиксированного в продуктах
материальной и духовной культуры (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев);
Положение о закономерностях развития нормально развивающихся детей и
детей с психофизическими нарушениями, а также концепция единства
биологических и социальных факторов в культурноисторическом развитии
личности и положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка
(Л.С.Выготский);
Положение о развитии ориентировочноисследовательской деятельности
ребенка в результате накопления собственного практического опыта (И.М.Сеченов);
Положение о интериоризация действий, т.е. постепенного преобразования
внешних действий в действия внутренние, умственные (П.Я.Гальперин);
Положение о ведущей роли взрослого в развитии личности ребенка
(А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин);
Концепция зависимости эффективности коррекционной работы от времени
ее начала и содержания (А.А.Венгер (Катаева), Н.Н.Малофеев, Е.А.Стребелева);
Положение о ведущей деятельности, концепция амплификации детского
развития (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).
Главная направленность системы ранней помощи – комплексный
междисциплинарный подход к образованию, социализации и реабилитации детей с ОВЗ.
Необходимо объединение усилий всех специалистов (медиков, специальных педагогов,
психологов, социальных работников), которые должны быть направлены не на подмену
семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Система ранней помощи реализуется в
различных формах: службах ранней помощи, центрах игровой поддержки ребенка,
лекотеках,
группах коррекционной
направленности, инклюзивных группах и т.п.
группах кратковременного пребывания,
Основными направлениями работы Служб ранней помощи (как основной формы
организации раннего комплексного сопровождения) являются:
Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом,
генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.
Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или
риском отставания в развитии. Направление в соответствующую территориальную службу ранней
помощи.
Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития»
определение
(двигательному,
актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.
познавательному,
социальному);
речевому,
Разработка индивидуальной программы развития.
Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая,
физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).
Психологопедагогическая работа в условиях семьи и специально
организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям
ребенка.
Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование
семьи.
Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного
комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы
развития.
Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и
речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка
индивидуальных программ развития.
Основными задачами раннего психологопедагогического сопровождения детей с
отклонениями в развитии являются:
организация психологопедагогической помощи детям раннего возраста с
отклонениями в развитии в целях формирования возрастных психологических
новообразований, ведущей и типичных видов деятельности;
разработка содержания психологопедагогической помощи детям раннего
возраста с отклонениями в развитии;
психологопедагогическое сопровождение семьи;
организация взаимодействия разных специалистов,
оказывающих
комплексную психологопедагогическую помощь детям в первые годы жизни с
отклонениями в развитии.
Коррекционнопедагогическая работа с детьми раннего возраста с отклонениями в
развитии направлена как на формирование психологических новообразований, которые
должны быть, но еще не появились у малыша (умение эмоционально общаться, подражать,
совершать предметные действия, овладение навыками опрятности, самостоятельность в
быту), так и на формирование ведущей деятельности и психологических новообразований,
характерных для детей раннего возраста: предметной деятельности и предметноигровых
действий, представлений о себе, совершенствование восприятия, нагляднодейственного
мышления, появление фразовой речи, а также формирование предпосылок к продуктивным
видам деятельности лепке, рисованию, аппликации, конструированию.
возраста с ОВЗ:
Основные направления коррекционноразвивающей работы с детьми дошкольного
‒ организация коррекционноразвивающих занятий
‒ взаимодействие с родителями
Задачи коррекционноразвивающей работы с дошкольниками с ОВЗ:
Формирование и развитие социальнобытовых ориентировок, закрепление
навыков самообслуживания.
Стимулирование речевой деятельности.
Формирование вербальных и невербальных способов общения.
Формирование коммуникативной функции речи. Удовлетворение потребности в общении с окружающими.
Формирование предметнопрактической деятельности.
Развитие познавательной деятельности.
Обучение простейшим предметным и трудовым действиям.
Вовлечение ребенкаинвалида и родителей в совместную деятельность.
Коррекция взаимоотношений в семье.
Деятельность учителялогопеда, дефектолога.
Основные аспекты коррекционноразвивающей работы с различными
категориями детей с ОВЗ
Дети с нарушением слуха.
Психологопедагогическая помощь строится на следующих принципах:
всестороннее развитие ребенка; взаимодействие специалистов с родителями;
взаимодействие всех специалистов, участвующих в реабилитации ребенка.
Основные направления коррекционнопедагогической: стимулирование общих
движений; развитие движений глаз, зрительной ориентировки; развитие манипулирования,
предметных действий; формирование общения; развитие речевого и неречевого слуха;
развитие речи; развитие слухового восприятия (комплекс упражнений).
Педагогические условия для проведения педагогической работы: создание звуковой
среды (усиление источников звука); постоянное речевое общение с ребенком всех взрослых
в семье; обеспечение бинаурального слухопротезирования (подбор индивидуальной
звукоусиливающей аппаратуры).
Дети с нарушением зрения.
Направления психологопедагогической помощи: развитие вестибулярного
аппарата; развитие двигательной сферы; развитие остаточного зрения, формирование
зрительного внимания; развитие осязательного восприятия; развитие слухового
восприятия; развитие движений рук.
Взаимосвязь психологопедагогической коррекции с лечением зрения.
Дети с нарушением опорнодвигательного аппарата.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича
включаются разнообразные средства: медикаментозные, различные виды массажа, лечебная
физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Важное
условие комплексного воздействия согласованность действий специалистов различного
профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога,
воспитателя.
Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
С учетом реформирования системы образования в целом и дошкольного
образования в частности альтернативой специального образования детей раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ становится инклюзивное образование, предполагающее
включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для
него специальных образовательных условий с учетом его образовательных потребностей на
базе образовательной организации. Специальное и инклюзивное образование реализуется на
основе ФГОС дошкольного образования.
Особое внимание уделяется проблеме реализации ФГОС ДО по отношению к детям
с ОВЗ. Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования. В
ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.
Утверждены основные принципы стандарта.
Цели ФГОС ДО: обеспечение государством равенства возможностей каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе обязательных
требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения.Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ: охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия); сохранение и
поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и
творческого потенциала; формирование общей культуры воспитанников
Основные принципы реализации ФГОС ДО (применительно для детей с ОВЗ):
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дошкольного
детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребенком
всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с
его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействие и
сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей; приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в
различные виды деятельности; учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ: создание соответствующего
образовательного пространства; создание программнометодического обеспечения;
создание предметноразвивающей образовательной среды; создание дидактического
обеспечения.
Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ в соответствии с
ФГОС ДО включает безопасную среду жизнедеятельности, функциональные помещения
для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителядефектолога, учителя логопеда, зал
ЛФК, кабинет педагога психолога;) сетевое взаимодействие образовательной организации
с другими ведомственными структурами и окружающим социумом (детская поликлиника,
ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство).
Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с
отклонениями в развитии в коррекционноразвивающий процесс. Первые годы жизни
ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка
с ограниченными возможностями здоровья. Специальный педагог и психолог должны
убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней
коррекционноразвивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего
это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. В этом
случае важно организовать «сеть взаимодействия» между такой семьей и специалистами
разных учреждений и ведомств. Семья играет ведущую роль и несет основную
ответственность за процесс и результаты коррекционноразвивающей работы с ребенком.
Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и
социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных
перспектив и оценке результативности работы.
Подводя итог выше сказанному, следует подчеркнуть, что в настоящее время в
Российской Федерации результате принятых на государственном уровне принципиально
важных решений сложились благоприятные условия для создания федеральной системы
ранней помощи.
Большинством специалистов субъектов Российской Федерации признается
актуальность и необходимость незамедлительного создания государственной системы
ранней помощи в стране. Это объясняется, с одной стороны, уменьшением доли рождения
здоровых, физиологически зрелых детей, что приводит к фактам нарастающей
инвалидизации детского населения, увеличению числа социальных сирот и вызывает
озабоченность этим общества в целом, а с другой стороны, увеличением затрат на
специальное дошкольное и школьное образование на современном этапе развития
государства.
Литература1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования соответствующую ФГОС. Под ред. М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой. «Мозаика Синтез» Москва 2014г.
2. Баенская, Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях
раннего эмоционального развития./ Метод. пособие. / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
М., Экзамен, 2004.
3. Бгажнокова, И.М. Общее и специальное образование: пути к
взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. (Образовательная политика) //
Вопросы образования. 2006. № 2. С. . 3038.
4. Браткова, М.В. Особенности развития предметных действий у детей
раннего возраста с органическим поражением ЦНС/ М.В. Браткова // Дефектология.
2006. №2.
5. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в ДОО. В соответствии с ФГОС
ДО./ Белая К.Ю. М.: ТЦ Сфера, КарапузДидактика. 2015. 128с.
6. Бенилова, С.Ю., Давидович, Л.Р., Микляева, Н.В. Дошкольная
дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей
(современные подходы)/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. М.: Изд
во Парадигма, 2012. 312с.
7. Верещагина, Н.В. Нормативнозаконодательная база современного
дошкольного образования (для родителей)/ Верещагина Н.В. М.: ДетствоПресс,
2014. 252с.
8. Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Инклюзивная практика в работе
структурных подразделений дошкольных образовательных организаций//
Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования:
сборник материалов VII медународного теоретикометодологического семинара (2
3 марта 2015 года). М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. 257с. Т. 2. С.9399
9. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет /
А.С. Галанов. — М.: Аркти, 2006. — 110 с.
10.
11.
Ганичева, И.В. Телесноориентированные подходы в психокоррекционной
и развивающей работе с детьми / И. В. Ганичева. М.: Книголюб, 2008. 137 с.
Григоренко, Н.Ю. Значение и содержание психологопедагогического
консультирования родителей в работе логопеда с детьми первых лет жизни с
отклонениями в развитии/ Н.Ю. Григоренко // Специальная педагогика и
специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии:
материалы третьего международного теоретикометодологического семинара. В 2х
частях. Часть 2. – М.: МГПУ, 2011. – 234с. – С.3437.