Дошкольное образовательное учреждение как объект управления

  • Документация
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное образовательное учреждение (в дальнейшем по тексту ДОУ) понимается сегодня как объект управления, социальная организация, объединяющая субъектов образования на достижение целей, обеспечение качества образования и инновационные процессы.Дошкольное образовательное учреждение (в дальнейшем по тексту ДОУ) понимается сегодня как объект управления, социальная организация, объеди¬няющая субъектов образования на достижение целей, обеспечение качества образования и инновационные процессы. В ходе нашего исследования мы сделали попытку разработать концепцию и программу деятельности учреждения, способствующие становлению инди¬видуальности ребёнка и педагога.
Иконка файла материала конспект.docx
Дошкольное образовательное учреждение как объект управления Дошкольное   образовательное   учреждение   (в   дальнейшем   по   тексту   ДОУ) понимается сегодня как объект управления, социальная организация, объединяющая субъектов образования на достижение целей, обеспечение качества образования и инновационные процессы.  В ходе нашего исследования мы сделали попытку разработать концепцию и   программу   деятельности   учреждения,   способствующие   становлению   инди­ видуальности ребёнка и педагога. В   работах   Р.Б.Стеркиной   и   Л.О.Князевой   отмечается,   что   обновление   со­ держания   дошкольного   образования   связано   с   созданием   условий   овладения ребёнком   способами   деятельности,   соответствующими   уровню   его   развития   в данный период жизни. Основной путь разрешения проблем дошкольного образования видится   в   научном   подходе   к   системе   управления   качеством   образования   и созданием   условий   индивидуального   развития   ребёнка.   В   1992   году   под руководством   Р.Б.Стеркиной,   О.Л.Князевой,   М.Д.Маханевой   создается   и   экс­ периментально   апробируется   перспективная   модель   руководства   по   организации деятельности   дошкольного   учреждения.   Авторы   отмечают,   что   в   современных условиях   наиболее   перспективной   является   разработка   целостных   программ   на основе имеющегося лучшего опыта работы дошкольных учреждений, который может быть   осмыслен   и   представлен   в   результате   непосредственного   сотрудничества ученых и практиков. По мнению авторов, в условиях экономической свободы только новая   разумная   организация   деятельности   дошкольного   учреждения   поможет   его коллективу   пересмотреть   и   по­хозяйски   оценить   свои   финансовые   возможности, выбрать основные направления развития и спектр услуг, рационально использовать кадровый   потенциал.   А   это,   в   конечном   итоге,   будет   на   деле   способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д. Нам импонирует такая точка зрения авторов на то, что сложившаяся система управления дошкольным учреждением не ориентирована на развитие индивидуальности ребёнка и педагога, не отвечает   современной   гуманистической   модели   образования   и   концепции дошкольного   воспитания.   В   своём   исследовании   авторы   ограничились   лишь раскрытием   одной   функции   ­   управленческо   ­   организационной,   обеспечивающейиндивидуализацию педагогического процесса. При этом, утверждая, что он может быть реализован лишь при целостном подходе. В этом мы обнаруживаем некоторые противоречия  в   теоретических   подходах   к   системе   управления   инновационным процессом   в   ДОУ.   В   своих   исследованиях   авторы   уделили   особое   внимание организационно­методическим условиям: построение предметно­ пространственной среды, гибкого графика деятельности учреждения, отбор индивидуальных средств и методов педагогического общения, оптимального взаимодействия всех участников педагогического  процесса.  Целостный подход к  системе  управления дошкольным учреждением остался за пределами внимания авторов исследования. На преодоление противоречий   в   системе   управления   дошкольным   учреждением   с   позиций современных требований было направлено наше исследование.  В   исследовании   К.Ю.   Белой   была   сделана   попытка   осуществить   системный подход   к   управлению   ДОУ.   Автор   последовательно   раскрывает   все   функции управленческой деятельности, изучая динамику их изменения в ходе эксперимента. Она   доказывает,   что   обновление   управления   дошкольным   образовательным учреждением   связано   с   введением   целостной   системы   управления   дошкольным образовательным   учреждением   со   структурной   и   функциональной   перестройкой. Структурная   перестройка   связывается   с   выдвинутым   временем   требованием   ­ создание   адаптивного   образовательного   пространства,   в   котором   учитывается социальный   заказ   общества,   конкретного   населения.   К.Ю.   Белая   устанавливает закономерности   между   подходами   к   управлению   ДОУ   и   их   результативностью, которая   зависит   от   корпоративного   стиля,   от   учета   психо­физиологических возможностей ребёнка, конкретных целей дошкольного учреждения (целевые блоки), от   усиления   мотивационной   сферы   педагогов,   управленческой   компетентности руководителя.   Достоинством   в   работе   К.Ю.   Белой   является   то,   что   впервые   в системе   дошкольного   образования   был   осуществлен   теоретический   и методологический   подход   к   системе   управления   ДОУ.   И   в   качестве   таких методологических   положений   были   обозначены:   системно­деятельностный, личностно­ориентированный, коммуникативно­ диалоговый. На наш взгляд, в данном исследовании на страницах автореферата не достаточно широко был представлен личностно­ориентированный   подход   и   совсем   отсутствует   понятие   культуры 2управления   деятельностью,   что   мы   и   пытаемся   развернуть   в   ходе   нашего исследования. В работе П.И. Третьякова, К.Ю. Белой обозначен новый подход к управлению образованием по результатам. Авторы утверждают, что развитие же при управлении по   конкретным   результатам   предполагает   совершенствование   структуры   всей организации   детского   сада,   переход   на   горизонтальный,   корпоративный   принцип управления.   Управление   станет   эффективнее   если   руководители   будут целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. В этом утверждении нас привлекает мысль о том, что управленческая деятельность носит инновационный характер, если руководитель принимает управленческие решения по конкретным результатам, а так же, что управление становится эффективным, если руководитель   обеспечивает   условия   для   самосовершенствования   всех   субъектов управляемой системы. Однако, хотелось бы высказать сомнение по поводу того, что совершенствование   всей   структуры   сада   связана   лишь   с   переходом   на горизонтальный  принцип  управления, который в теории управления предполагает разделение персонала по видам деятельности. Мы придерживаемся точки зрения, что организационная   структура   должна   быть   представлена   в   виде   матрицы,   что обеспечивает   ей   вид   системы   и   придает   устойчивость.   Авторы   в   своей   работе обозначили   показатели   деятельности,   которые   характеризуют   учреждение   как развивающееся: инновационная деятельность, связанная с обновлением содержания воспитания   и   обучения,   педагогических   технологий   и   сочетание   самоанализа   и самоконтроля;   организация   учебно­воспитательного   процесса   сотрудничества, планирование,   взаимодействие,   среда;   эффективность   учебно­воспитательного процесса ­ сравнение соответствия запланированных результатов с фактическими. Авторы обозначили условия перевода дошкольного образовательного учреждения в режим развития: наличие  концепции  и  программы развития ДОУ, моделирование учебно­воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности, проведение эксперимента, создание общностей целей всего коллектива, организация оптимальной системы самоуправления, системы эффективной научно­методической деятельности,   оптимальная   предметно   развивающая   среда,   набор   альтернативных образовательных услуг в соответствии с запросами родителей и детей. В ходе нашего 3десятилетнего исследования мы смогли подтвердить данные, высказанные в работе П.И. Третьякова, К.Ю. Белой. В   работе   А.И.   Остроуховой,   посвященной   развитию   дошкольного   образо­ вательного   учреждения   как   открытого   социально­воспитательного   института, определены   организационно­социальные   условия,   обеспечивающие   дальнейшее развитие ДОУ. Мы разделяем точку зрения автора на то, что развитие дошкольного образовательного учреждения достигается благодаря интеграции программ, форм, технологий деятельности всех служб социальной сферы; разнообразными формами работы   с   дошкольниками,   расширением   круга   дополнительных   образовательных услуг,   выбор   одних   целей   деятельности.  Мы   глубоко   убеждены   и   поддерживаем точку зрения А.И. Остроуховой о том, что современное дошкольное образовательное учреждение   не   может   не   менять   свой   путь   дальнейшего   развития   без   наличия отвечающих современным требованиям концепции и программы развития. Именно они   позволяют   дошкольному  учреждению   видеть  свои  перспективы   и  направлять усилия   на   достижение   целей.   Исследование   А.И.   Остроуховой   позволило   нам определиться   в   таких   показателях   эффективной   деятельности   как   уровень профессионального роста педагогов и динамичное развитие способностей детей. При этом   хотелось   бы   отметить,   что   остался   неясным   вопрос   о   путях   интеграции программ   и   форм   взаимодействия   и   конкретных   показателей   эффективной деятельности   учреждения   на   уровне   индивидуального   развития   ребёнка.   На   эти вопросы   мы   попытались   ответить   в   нашем   исследовании   и   предложить   свой авторский взгляд на инновационный путь развития ДОУ. В   исследовании   Р.М.   Литвиновой   о   повышении   квалификации   педагогов   в инновационном   дошкольном   образовательном   учреждении   раскрывается культуросообразный подход к системе управления к системе управления процессом повышения квалификации дошкольных работников. Автор исследования поднимает вопросы изменения стиля руководства дошкольным образовательным учреждением в Ставропольском   крае,   в   активизации   инновационных   процессов   в   ДОУ.   Автор разрабатывает   критерии   оценки   качества   усвоения   педагогами   инновационных теорий: умения осуществлять экспериментальную работу, внедрять инновационные технологии,   ориентироваться   в   современных   актуальных   проблемах   дошкольного образования.   Особое   внимание   вызывает   в   исследовании   рефлексивно­ прогностический   подход   к   оцениванию   деятельности   педагогов.   На   наш   взгляд, 4именно он позволяет инициировать деятельность каждого педагога к обновлению своей   деятельности,   отвечать   за   качество   в   достижении   результатов.   Однако,   на страницах автореферата остается ряд вопросов, не нашедших освещения, какова же должна   быть   по   своей   модели   управления   деятельности   руководителя, обеспечивающего   инновационные   процессы   в   ДОУ   и   тенденции   их   в   систему повышения   квалификации   в   среде   дошкольного   образовательного   учреждения. Можно предположить, что между управляемой системой и управляющей существует корреляционная   зависимость,   доказывающая   качественную   деятельность руководителя и эффективность деятельности ДОУ. В   исследованиях   Р.М.   Чумичевой   была   изучена   оптимальная   система управления   качеством   образования   по   процессу   и   результату.   Автор   отмечает зависимость   между   методами   управления,   требованиями   стандарта   и   качеством дошкольного   образования.   Основная   причина,   обусловливающая   некачественное выполнение требований стандарта в широкой педагогической практике, заключается в   неточной   интерпретации   критериев   и   показателей   стандарта,   в   низком   уровне компетентности   руководителя   в   научном   подходе   к   управлению   качеством   по результату. Р.М. Чумичева предлагает авторское видение построения концепции и программы   развития   учреждения   посредством   управленческих   решений, обеспечивающих   качество   дошкольного   образования.  Интерес   в   работе   вызывают открытые   автором   возможные   пути   превышения   стандартных   требований   как показатель качества деятельности инновационного образовательного учреждения ­ Центр развития ребёнка. Именно системный подход к управлению образовательным учреждением,   по   утверждению   автора,   определяет   качество   процесса   и   его результата.   Автором   были   выявлены   закономерности, В работах Л.В. Поздняк рассматривались различные аспекты управленческой деятельности   руководителя   дошкольного   образовательного   учреждения.   В   них широко и разносторонне были определены деятельностные подходы к управлению учреждением.   обеспечивающие эффективность   деятельности   ДОУ,   среди   которых   определены   такие   качества руководителя   как   способность   организовывать   педагогический   коллектив   на достижение цели, прогнозировать деятельность учреждения и объединять коллектив на   достижение   поставленных   целей.   В   исследованиях   Л.В.   Поздняк   были сформулированы   требования   к   современному   руководителю   дошкольного 5учреждения.   Работы   данного   автора   обусловили   нам   возможность   осуществить дальнейшее   развитие   таких   направлений   в   деятельности   руководителя   как интеграция   взаимодействий   специалистов,   стимулирование   их   деятельности   по обеспечению   педагогического   процесса   образовательными   программами.   В исследованиях   Л.В.   Поздняк   вопросы   управленческой   деятельности   раскрыты наиболее   полно.   В   дошкольной   педагогике   изучались   и   более   частные   вопросы, связанные с управлением по отдельным направлениям деятельности. В работе В.Г. Алямовской, изучающей процессы управления оздоровительной деятельности   ДОУ   отмечается,   что:   «к   сожалению,   руководители   дошкольных учреждений   еще   не   научились   планировать   результаты   оздоровительной деятельности, создавая  под них соответствующую  методическую и материальную базу.» Автор приходит к убеждению, что основная задача руководителя состоит в обеспечении   управления   ДОУ   на   основе   системного   подхода,   комплексно решающего   как   медико­социальные,   так   и   психолого­   педагогические   проблемы детей дошкольного возраста. Автор не раскрывает, что представляет собой система управления,   но   достаточно   убедительно   доказывает   необходимость   проведения педагогического   мониторинга   как   системы   взаимосвязанных   специальных   видов деятельности, носителями которых являются участники, выполняющим развивающие функции. Мы разделяем эту точку зрения В.Г. Алямовской на то, что современному руководителю   на   практике   необходимо   применять   системные   принципы управленческих   решений,   определяющих   качество   и   эффективность   ДОУ. Показатели   эффективности   ДОУ   она   определяет:   соответствие   концепции деятельности ДОУ его целевым установкам, адекватная самооценка профессионалов своей деятельности. В резолюции Всероссийского совещания работников дошкольных учреждений «Пути   оптимизации   здорового   и   физического   развития   детей   в   дошкольных образовательных   учреждениях»   (М,   2001)   отмечается   реализация   системного подхода   в   использовании   всех   средств   и   форм   оздоровительной   работы   с дошкольниками,   обеспечивающая   здоровье   детей   и   приобщение   их   к   здоровому образу жизни. На наш взгляд, такой подход правомерен не только к решению задач, связанных с физическим развитием ребёнка, но и в целом к системе управления дошкольным образовательным учреждением. 6В исследованиях В.С. Собкина и Е.М. Марич, изучавших жизненные ценности и профессиональные   ориентиры   воспитателей   дошкольного   учреждения,   были выявлены   закономерности   в   развитии   их   профессионального   творчества.   Авторы установили,   что   инновационные   процессы   в   системе   дошкольного   образования зависят   от   уровня   профессионального   образования,   от   профессиональной активности,   от   способности   критически   оценивать   содержание   образования. Развитие этих способностей у специалистов возникает, по утверждению авторов, от тех условий, которые складываются в образовательном учреждении. В.С. Собкин и Е.М.   Марич   специально   не   фиксируют   своё   внимание   на   изучении   вопросов, связанных   с   управлением   деятельностью   воспитателей,   но   отмечают,   что   именно особенности   организации   профессиональной   деятельности   позволяют   достичь высоких   результатов   и   реализовать   свои   педагогические   возможности.   Эти высказывания   определили   поиск   в   системе   управления   инновационных   форм организации   и   координации   деятельности   специалистов   как   условие индивидуального творческого развития педагогов. В   исследовании   И.А.   Малашихиной   отмечено,   что   главным   направлением   в развитии   системы   дошкольного   образования   является   поиск   условий   для   ста­ новления инновационных процессов, связанных с изменением устаревшей структуры дошкольного   образования,   технологическим   реконструированием   содержания образования, переориентацией технологий обучения и воспитания на потребности ребёнка.  Однако  автор   отмечает,  что  квалификация  педагогов сегодня  не всегда отвечает   научным   требованиям   к   специалисту,   а  это  снижает   эффективность образовательного   процесса   и   его   результата.   И.А.   Малашихина   приходит   к утверждению, что основной путь преодоления возникших в практике противоречий связан с переходом на концептуально­системный уровень управления дошкольным образованием.   Она   утверждает,   что   именно   проектирование   образования   на концептуальных основах позволяет планомерно достигать качественных результатов в   деятельности   учреждения.   Эти   положения   убедили   нас   в   необходимости разработки не только концепции развития учреждения, но и программы, отражающей систему управленческих решений по достижению качества результата в дошкольном учреждении. 7Таким образом, в современных нормативно­правовых документах определены приоритетные   направления   развития   системы   управления   дошкольным образованием. Они ориентируют руководителей учреждения на создание целостной концепции и программы развития учреждения как необходимого условия появления инновационных процессов и качественных результатов. В   исследованиях,   связанных   с   вопросами   управления   дошкольным   обра­ зованием,   были   высвечены   следующие   вопросы:   функции   управленческой   дея­ тельности   и   обновление   системы   дошкольного   образования;   создание   органи­ зационно­социальных условий в дошкольном учреждении для изменения его статуса; культуросообразный   подход   к   системе   управления   процессом   повышения квалификации дошкольных работников; планирование и проектирование в системе дошкольного   образования   как   путь   обеспечения   его   качества;   образовательный стандарт   как   механизм   управления   качеством.   Анализ   исследований   позволил определить   ряд   нерешённых   вопросов,   на   которые   в   ходе   нашей   работы   мы попытались   найти   ответ.   Проблемами,   требующими   разрешения,   выступили: концептуальные подходы к управлению качеством образования, программа развития учреждения   как   управленческое   решение   в   изменении   системы   дошкольного образования,   формы   организации   специалистов   как   психологический   механизм, обеспечивающий   развитие   профессионального   творчества   и   достижение   качества образования. Библиографический список 1. Литвинова   P.M.   Повышение   квалификации   педагогов   в   инновационном ‒  Автореф. дис... канд.пед.наук.  ‒ дошкольном образовательном учреждении.  Ставрополь, 2000.  ‒  22с. 2. Малашихина И.А. Педагогика детства.  3. Поздняк Л.В., Лященко H.H. Управление  дошкольным  образованием.  ‒  Ставрополь, 1997. ‒   М., 1999. 432с. ‒ 4. Третьяков   П.И.,   Белая   К.Ю.   Дошкольное   образовательное   учреждение: управление по результатам.  ‒ ‒  М.: Новая школа, 2001.   304с. 89

Посмотрите также