Достижение планируемых результатов по химии

  • docx
  • 20.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Достижение планируемых результатов по химии.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ: ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ

 

 

 

 

 

 

Савочкина Н.В.

учитель химии

 

 

 

 

 

 

2019г

 

 

 

 

 

 

Случайные открытия делают только подготовленные умы.
  Все наше достоинство — в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто.

Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.

                                                                                                                  Блез Паскаль

           Образовательный результат — ключевое понятие нового стандарта. Содержание образовательных результатов отражает их современность, перспективность, реалистичность. Посмотрим с этой точки зрения на образовательные результаты, которые, согласно стандарту, должны быть получены при изучении естественно-научных предметов  школе. В чём их смысл и как они могут быть достигнуты?

            Образовательные результаты ФГОС делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные.

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников средней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В современной концепции химического образования практическая направленность подчёркивается как важное требование обновления содержания, но в последние годы снижается качество усвоения учебного материала курса химии. Это связано с сокращением часов на лабораторные опыты и решение экспериментальных задач, резко снижает мотивацию к учению, переводит экспериментальную науку в область абстракций.

Достижение высокого уровня результатов освоения обучающимися школьной программы по химии становится не только актуальной, но и трудной педагогической задачей, которую решить без практико-ориентированного подхода, энтузиазма невозможно.

        Таким образом, в рамках реализации ФГОС по химии существует противоречие - между объективными условиями и природосообразными потребностями подростков, которые проявляются в интересе к практической стороне предмета.

 В ходе практической деятельности нами должны решаться, следующие задачи:

1. Выявлять  общее состояние проблемы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.

2. Продолжение внедрение современных образовательных технологий, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении.

3. Совершенствование инфраструктуры взаимодействия с учителями школы, специалистами других сфер деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.

4. Обобщение  положительного опыта работы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.

     Мною выбрана такая педагогическая тактика по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников:  совокупность практико-ориентированных технологий и подходов в обучении, средств, приемов и методов в обучении, используемых для наиболее полного достижения образовательных целей.

       Так же  мною в понятие педагогической техники включаю три группы собственных умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

В  своей педагогической практике:

- реализую личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении;

- внедряю современные образовательные технологии: информационные и Интернет – технологии, исследовательские методы в обучении, межпредметные связи на основе

принципов: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.

На своих занятиях уделяю особое внимание:

·               демонстрации роли практических знаний о веществах и их свойствах.

·               ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы).

·               раскрытию химической сущности процессов приготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.

·               реализации межпредметных связей (с физикой, биологией, экологией).

·               знакомство со способами решения жизненно важных проблем – с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:

·               ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных  жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).

·              организации профориентации обучающихся (формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).

В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием. Эффективными формами, методами и приемами практикоориентированного обучения в формировании личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников являются:

- учебное исследование в рамках урока; (на занятиях обучающиеся выполняют творческие здания исследовательского характера)

( становится все сложнее, т.к. на настоящий момент не выделяются средства на реактивы, а запасы подходят к концу )

- учебный химический эксперимент в рамках урока;

- домашний химический эксперимент как вид самостоятельной работы обучающихся. ( например  исследование наличия крахмала в продуктах питания )

исследовательская и проектная деятельность школьников; ( в прошлом году  6 итоговых исследовательских проектов по химии в 9 классах )

 

- поиск материалов исторического характера, биографических справок о великих учёных, объяснение загадок природы; (школьники знакомятся со статьями СМИ, рекламными объявлениями, изучают химический состав  различных товаров. ( в 9 классе изучаются лекарственные препараты)

 

Убеждаю школьников, что химическая безграмотность опасна для окружающих. Не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим, чтобы безграмотное использование обычных средств бытовой химии не нанесло вреда здоровью.

 

Чтобы заинтересовать школьников практической химией, применяю задачи, межпредметного содержания (валеологического, экологического, бытового). Проанализировав условия задач, обучающиеся отмечают закономерность - в их содержании заложены сведения о связи знаний по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. ( связь с жизнью прослеживается в впр по химии 11 класс )

 

Включение задач межпредметного содержания дает возможность повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к собственному здоровью.

Решению педагогических задач значительно способствует проведение      уроков на тематических неделях.

В ходе практической деятельности по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии достигнуты определенные  результаты, хотя и не очень  высокие.

Личностные результаты:

- повысилась мотивация школьников к изучению химии;

- ценностно-смысловые установки обучающихся включают потребность к здоровому образу жизни в области питания и использования средств бытовой химии;

       Предметные результаты: - качество обученности по предметам по итогам1 четверти : 8а - 50%

                 8б - 64%

                9а - 72%

                9б - 21%

                9в - 65%

- вторая ступень обучения - 52-57%;

    Метапредметные результаты  характеризуются положительной качественной динамикой результативности участия обучающихся  в олимпиаде  по химии   Школьный этап - 1 победитель и 4 призера.

 

Самый первый лауреат Нобелевской премии в области химии С.А. Аррениус (1859-1927) говорил: «Химия более, чем какая либо другая наука лежит в основе современной материальной культуры». Школьники, пользуясь плодами химической промышленности должны с интересом узнавать, как все это получается. Это возможно только в практической плоскости изучения предмета химии.