Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Уфимский колледж библиотечного дела и массовых
коммуникаций
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Документационное обеспечение
управления»
Выполнила:
Фахруллина С.Р.
студентка
гр. М-31
заочной
формы обучения
Руководитель:
___________Л.
А. Марешова
Контрольная
работа защищена
с
оценкой_____________
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Виды
классификаторов используемых в документационном обеспечении
управления…………………………………………….....5
2. Составление
описей рассылки на заказную корреспонденцию……..9
3. Прием,
регистрация, рассмотрение обращений граждан. Контроль сроков исполнения
обращения. Анализ работы с обращениями…...12
4. Подготовка и
передача дел в ведомственный архив………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….21
ВВЕДЕНИЕ
Делопроизводство сегодня определяется стандартом
как "отрасль деятельности", обеспечивающая документирование и
организацию работы с документами" (ГОСТ Р51141-98 Делопроизводство и
архивное дело. Термины и определения.), т.е. весь процесс от момента создания
документа и до его уничтожения или передачи на хранение в архив.
Организация делопроизводства условно делится на
две части:
- обеспечение своевременного и грамотного
создания документов (документирование);
-организация работы с документами:
получение-передача, обработка, учёт, регистрация, контроль, хранение, подготовка в
архив, уничтожение.
В настоящее время для большинства российских
государственных организаций и коммерческих фирм характерно отсутствие
упорядоченной системы ведения делопроизводства, несмотря на то, что именно
рациональное и четко организованное делопроизводство, определяющеедокументационное обеспечение управления организацией, может существенно увеличить эффективность
деятельности предприятия.
Организация работы с документами является важной
составной частью процессов управления и принятия управленческих решений, существенно влияющей на оперативность и качество
управления.
Процесс принятия управленческого решения состоит
из получения информации, ее переработки, анализа, подготовки и принятия
решения.
Все эти этапы самым тесным образом связаны с
документационным обеспечением управления.
Для получения экономического эффекта, прежде
всего, важно качество информации, которое определяется не только ее
количеством, но и оперативностью, степенью сложности и стоимостью.
Если на предприятии отсутствует четкая организация работы с документами, то, как следствие этого, закономерно появление документов
низкого качества как в оформлении, так и в полноте и ценности содержащейся в
них информации, увеличение сроков их обработки.
Это приводит к ухудшению качества управления и
увеличению сроков принятия решений и числу неверных решений.
Надежность и качество управления зависят от
качества и достоверности, оперативности приема-передачи информации, правильной
постановки справочно-информационной службы, четкой организации поиска, хранения
и использования документов.
К сожалению, в настоящее время документационное
обеспечение деятельности российских предприятий осуществляется, в основном,
стихийно и не принимает во внимание существующую нормативную базу и богатый
опыт совершенствования делопроизводства, накопленный в России за последние 175
лет.
Данная работа посвящена только 4 вопросам
документационного обеспечения управления. Но даже в этих вопросах попробуем
разобраться по подробнее.
1.
ВИДЫ КЛАССИФИКАТОРОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОКУМЕНТАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ
Классификаторы предназначены для автоматизации
работ с документами. Они позволяют при поиске, сортировке и обработке
использовать специальные коды, которые присваиваются документам. Классификаторы
– это нормативные документы, которые содержат перечень наименований документов
и их кодов в систематизированном виде.
Классификация и кодирование применяются в
статистике, экономике, банковском и таможенном деле. Классификаторы сокращают
многообразие форм, упрощают обработку, контроль, учет и систематизацию
документов.
Все классификаторы, а также методические
документы по их разработке составляют Единую систему классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). В
настоящее время действует более 37 общероссийских и общесоюзных
классификаторов. По области действия классификаторы подразделяются на
общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.
К сфере делопроизводства можно отнести
следующие классификаторы:
• Общероссийский классификатор управленческой
документации (ОКУД);
• Общероссийский классификатор предприятий и
организаций (ОКПО);
• Общероссийский классификатор профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
Рассмотрим каждый классификатор по отдельности.
Общероссийский классификатор управленческой
документации (ОКУД).
ОКУД содержит информацию об унифицированных
системах документации и формах документов, разрешенных к применению в народном
хозяйстве.
Он предназначен для решения следующих задач:
· регистрации
форм документов;
· упорядочения
информационных потоков;
· сокращения
количества применяемых форм;
· исключения
из обращения неунифицированных форм;
· обеспечения
учета и систематизации унифицированных форм;
· документов
на основе их регистрации;
· контроля
над составом документов и исключения дублирования информации, применяемой в
сфере управления;
· рациональный
организации контроля за применением унифицированных форм документов.
Объектами классификации в ОКУД являются
общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы
документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации -
разработчиками унифицированных систем документации (УСД).
Коды ОКУД в соответствии с ГОСТЗ6.30-944
«Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов» представляются в
унифицированных формах документов.
Общероссийский классификатор предприятий и
организаций (ОКПО).
ОКПО содержит восьми- или десятизначный номер
юридического лица, указываемый в бухгалтерских документах.
Изменения к ОКПО вносятся Росстатом в составе
Статистического регистра хозяйствующих субъектов с использованием
информационно-вычислительной сети Росстата.
Классификатор используется для ведения списка
юридических лиц во всех государственных классификаторах и базах данных РФ для
облегчения связывания данных о юридических лицах и учета статистики.
ОКПО является кодом вида деятельности
организации, но не кодом самой организации.
Общероссийский классификатор профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
Классификатор предназначен для решения задач,
связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и
распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени
механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации
заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения
дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления
народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Объектами классификации в ОКПДТР являются
профессии рабочих и должности служащих.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
· профессии
рабочих;
· должности
служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает
профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником
работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и
обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и
соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях
экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан
на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих
постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом
наименований должностей, применяемых в экономике.
2.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСЕЙ РАССЫЛКИ НА ЗАКАЗНУЮ КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ
Обработка и отправка документов осуществляется централизованно
в отделе организации надзора Управления в соответствии с Правилами оказания
услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2005 N221 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N17, ст.1556) (в территориальном отделе – уполномоченным
лицом).
Обработка отправляемой корреспонденции включает
сортировку и вложение в конверты, адресованные (при направлении документа более
чем в 4 адреса - в соответствии с указателем рассылки, который составляется
исполнителем документа), определение и проставление стоимости отправления,
составление списка (описи, реестра) и передачу на отправку в местное отделение
связи.
Отправлять документы заказной почтой без крайней
необходимости не рекомендуется.
Документы для отправки передаются в отдел
организации надзора Управления полностью оформленными, подписанными и
зарегистрированными с отметкой о категории почтового отправления.
Перед упаковкой проверяется правильность
оформления документов, наличие приложений, соответствие количества экземпляров
количеству адресатов. Неоформленные или неправильно оформленные документы
подлежат возврату исполнителю на доработку.
Документы, отправляемые одновременно в один
адрес, вкладываются в один конверт.
Документы, подлежащие отправке, обрабатываются и
отправляться в день их подписания или не позднее следующего рабочего дня.
Срочная корреспонденция отправляется в первую очередь.
Досылка или замена разосланного ранее документа
осуществляется по указанию лица, подписавшего документ.
Отправляемая корреспонденция учитывается в:
- журнале - простая корреспонденция (рис. 1);
- описях – заказная корреспонденция,
отправляемая сторонним организациям (рис. 2, 3).
Заказная корреспонденция Управления оформляется
с использованием автоматизированной почтовой
программы Part Post 111 (для достоверного ведения базы
программы, заполняются отдельные описи по г.Уфа, Республики Башкортостан и
другим регионам Российской Федерации; в описи обязательно указывается индекс).
Журнал
учета простой письменной корреспонденции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1
Примечание:
1. Столбцы с 1 по 6 заполняются отделом, представившим простую корреспонденцию на отправку;
2. Столбцы 6 и 7 заполняются ответственным специалистом отдела организации надзора.
|
Опись документов, вложенных для отправки
заказным письмом, по Республики Башкортостан (другим регионам РФ)
от «____» ___________ 20____г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2
|
|
|
Рис. 3
Примечание:
- опись полностью составляется отделом,
представившим заказную корреспонденцию на отправку, согласовывается у
руководителя Управления (заместителя руководителя) и представляется для отправки
в отдел организации надзора для последующей отправки адресату.
Документы, переданные на отправку,
обрабатываются и отправляются в тот же день или не позднее первой половины
следующего рабочего дня.
3.
ПРИЕМ, РЕГИСТРАЦИЯ, РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН. КОНТРОЛЬ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЯ. АНАЛИЗ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ.
Обращения граждан делятся на следующие виды:
· Предложения;
· Заявления;
· Жалобы.
Под предложениями обычно
понимаются обращения в соответствующие учреждения или к должностным лицам,
содержащие идеи по совершенствованию политических, социально-культурных сфер
деятельности, не связанных с нарушением прав самого гражданина. Это желание
автора включиться в общественную жизнь.
Под заявлением подразумевается
обращение граждан по поводу реализации личных прав или законных интересов, не
связанных с нарушением этих прав и интересов.
Под жалобой понимается
обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан.
Основополагающими принципами работы с этими
документами являются право каждого гражданина обжаловать незаконные действия
любого должностного лица или учреждения; всемерное расширение и упрочение
связей с широкими массами; гласность работы по рассмотрению обращений граждан.
Обращение следует рассматривать и как важное средство осуществления и охраны
прав личности.
Обращения граждан выражаются как в письменной,
так и в устной форме. Должностные лица государственных и общественных органов
обязаны проводить личный прием граждан. Обязательно ведется документирование
приема граждан по личным вопросам: заполняется карточка приема, в которой
отражается решение по данному вопросу. Руководители учреждений должны сообщать
гражданам в письменной или устной форме о решениях,
принятых по их обращениям.
Обращения разрешаются в срок до
одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения —
безотлагательно, но не позднее 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб определены в
законодательных актах, они могут продлеваться, если жалоба требует специального
изучения и дополнительных проверок.
Делопроизводство по предложениям, заявлениям и
жалобам граждан ведется отдельно от общего делопроизводства, регламентируется
Инструкцией по делопроизводству по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в
организации, разработанной на основании Типового положения о ведении
делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам.
Устанавливается следующий порядок рассмотрения
обращений граждан. Все обращения регистрируются в день поступления и
учитываются на регистрационной карточке (имеется унифицированная форма). Индекс
состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера
поступившего документа, например, К-12 от 12.06 2000 г. Картотеки из РКК
могут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.
Сами обращения записываются в специально отведенной для этого книге.
Контроль за разрешением обращений граждан в
государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны
обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по
ним решений. Обращения, на которые дается промежуточный ответ, с контроля не
снимаются. Контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по
разрешению вопроса.
Предложения, заявления и жалобы граждан
возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство
в организации, со всеми сопутствующими материалами и карточками для
централизованного оформления дел. Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах
располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое
заявление со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу,
куда подшиваются также повторные письма и вновь поступившие материалы.
Ответственность за сохранность документов этого вида несут руководитель
учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям,
заявлениям и жалобам граждан.
Установлен пятилетний срок хранения обращений
граждан и
документов по их разрешению.
Анализ работы с обращениями.
После внесения обращения в книгу лицо,
ответственное за ее ведение, должно ознакомить руководителя организации с
содержанием записи. Руководитель принимает решение о рассмотрении замечания или
предложения, определяет конкретного исполнителя (исполнителей) и срок
исполнения. Принятое решение оформляется в виде резолюции, которая должна быть
датирована и подписана.
В книге не предусмотрена графа для оформления
резолюции руководителя. Потому в организации необходимо определить, где она
будет оформляться, а также установить порядок, в соответствии с которым задание
руководителя по исполнению замечания или предложения будет доводиться до
исполнителя (исполнителей).
Рассмотрим возможные варианты.
Вариант 1
После внесения гражданином обращения в книгу,
оно передается ответственным лицом руководителю. Он знакомится с содержанием
замечания или предложения и записывает принятое решение в виде резолюции в
графе «Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения, дата
рассмотрения, наименование должности, подпись и фамилия лица, внесшего
сведения». Затем с этой страницы книги снимается копия, которая передается
исполнителю.
Вариант 2
После внесения гражданином обращения в книгу с
соответствующей ее страницы снимается копия и передается руководителю для
оформления резолюции, которая переносится ответственным лицом в графу книги
«Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения, дата
рассмотрения, наименование должности, подпись и фамилия лица, внесшего
сведения». После этого копия с резолюцией направляется исполнителю.
В обоих случаях изготавливаются два экземпляра
копий: один передается исполнителю, другой остается у ответственного лица для
контроля за сроком исполнения. При необходимости могут быть изготовлены
дополнительные экземпляры копий - по числу исполнителей.
Вариант 3
После внесения гражданином обращения в книгу,
оно передается ответственным лицом руководителю, который знакомится с
содержанием замечания или предложения и записывает принятое решение в виде
резолюции в графе «Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или)
предложения, дата рассмотрения, наименование должности, подпись и фамилия лица,
внесшего сведения». Ответственным лицом заполняется два экземпляра
регистрационно-контрольной карточки (далее - РКК), куда наряду с фамилией,
именем, отчеством гражданина, адресом его места жительства и (или) работы,
содержанием замечания или предложения и иными сведениями, изложенными на
соответствующей странице книги, переносится резолюция руководителя. Один
экземпляр карточки передается исполнителю, другой помещается в контрольную
картотеку. При необходимости могут быть заполнены дополнительные экземпляры
РКК.
4.
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕДАЧА ДЕЛ В ВЕДОМСТВЕННЫЙ АРХИВ
Значение и практическая ценность документов организации различна. Одни
документы используются длительное время для справочно-информационной работы,
другие — очень быстро утрачивают свою значимость.
Для долговременного хранения документов создается архив организации.
Работу по организации и проведению экспертизы ценности документов должна
проводить постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), которая назначается
приказом руководителя и состоит из 3—5 человек.
Экспертиза ценности документов постоянного и временного сроков хранения должна
проводиться ежегодно. Отбор документов постоянного срока хранения проводится на
основании Номенклатуры дел организации с обязательным полистным просмотром дел.
При полистном просмотре дел постоянного срока хранения подлежат изъятию
дублирующие экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и
документы с временным сроком хранения. Одновременно проводится и отбор
документов и дел долговременного (до 10 лет) хранения с истекшими сроками
хранения.
По результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел
постоянного, долговременного сроков хранения и документов по личному
составу (отдельно по каждому виду), а также акты о выделении дел к
уничтожению. Формы описей и акта унифицированы.
Дела включаются в акт об уничтожении, если предусмотренный для них срок
хранения истек к 1 января того года, в котором составлен акт. Например, дела с
трехлетним сроком хранения, законченные делопроизводством в 1994 году, могут
быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 1998 года.
Дела могут быть уничтожены только после того, как описи на дела постоянного
срока хранения за соответствующий период утверждены и переданы в ведомственный
архив организации.
Описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) срока хранения и по личному
составу, а также акты о выделении дел к уничтожению рассматриваются на
заседании ЭК предприятия и согласовываются с ведомственным архивом.
Законченные делопроизводством дела постоянного, временного (свыше 10 лет) срока
хранения и по личному составу после окончания календарного года, в котором они
заведены, должны быть подготовлены к передаче в ведомственный архив.
Предархивная подготовка дел включает две процедуры: оформление и
описание дел.
Оформление дел производится лицом, ответственным за работу с документами.
Полное или частичное оформление
дел производится
в зависимости от сроков хранения документов. Дела постоянного хранения подлежат
полному оформлению, временного — частичному.
Полное оформление предусматривает:
· перегруппировку
документов дела в прямой хронологической последовательности с января по декабрь
(взамен обратной хронологической последовательности — с декабря по январь,
возникающей при формировании дел в течение года);
· нумерацию
листов в деле черным графитным карандашом в верхнем правом углу арабскими
цифрами;
· составление
для наиболее ценных дел внутренней описи документов дела (личные дела и
др.);
· составление
заверительной надписи дела;
· подшивку
дела в твердую темную обложку из картона на 4 прокола без металлических зажимов
или переплет документов дела;
· внесение
необходимых уточнений в реквизиты обложки дела: уточнение названия
структурного подразделения, если оно менялось, делопроизводственного индекса,
заголовка дела, даты и др.
На обложке дела постоянного срока хранения указываются: наименование
предприятия, наименование структурного подразделения, индекс дела, номер дела,
номер тома, части, заголовок дела, аннотация к документам дела (для особо
ценных документов), дата, количество листов, срок хранения дела.
С целью систематизации и закрепления перечня заголовков дел внутри фонда
составляется опись дел. Опись является учетным документом и основной частью
научно-справочного аппарата архива, обеспечивающей оперативный поиск
документов. Опись составляется в трех экземплярах: один — передается вместе с
делами в ведомственный архив, второй — прилагается в качестве основания к
протоколу заседания экспертной комиссии, третий — остается в качестве контрольного экземпляра
в аппарате предприятия.
На дела постоянного, долговременного сроков хранения и по личному составу
составляются отдельные описи.
Дела постоянного и долговременного срока хранения находятся в архиве
организации 10 лет, после чего передаются на государственное хранение; дела по
личному составу хранятся в архиве организации 75 лет.
Итак, наиболее важные документы в делах сданы на хранение в архив организации
по описи (экземпляр описи подшивается к номенклатуре и акту об уничтожении);
утратившие свою значимость документы уничтожены по акту, а документы,
необходимые для справочно-информационной работы, остаются для работы в
подразделении. Дела расположены по годам, допускается в одном деле подшивать
документы нескольких лет, но документы одного года должны быть отделены
разделителем от документов следующего года. Они хранятся период в соответствии
с номенклатурой и производственной необходимостью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем основные итоги данной работы.
Документирование — регламентированный процесс записи информации на бумаге или
ином носителе, обеспечивающий ее юридическую силу.
Документ, как носитель информации, выступает в качестве непременного элемента
внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая
взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия
управленческих решений, служит доказательством их
исполнения и источником для обобщений, а также материалом для
справочно-поисковой работы.
Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным,
предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно
является одним из средств укрепления законности и контроля.
От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге
зависит быстрота принятия решений. Поэтому в рациональной организации документообороту всегда
уделяется большое внимание.
С научно-технической точки зрения рассмотрены: классификаторы применяемые в
ДОУ, правила работы с корреспонденцией, основные требования к хранению
документов, работа с гражданами.
Классификаторы сокращают многообразие форм, упрощают обработку, контроль, учет
и систематизацию документов. Благодаря им работа с документами становиться
проще.
Печатные документы имеют свои преимущества и недостатки. Печатный документ
доводит информацию до исполнителя, не имеющего персонального компьютера. К
данному документу всегда можно вернуться, при условии его длительного хранения
в архиве.
Руководители организаций должны систематически анализировать и обобщать
предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания, с целью
своевременного устранения порождающих их причин.
Передача дел в ведомственный архив осуществляется, как правило, по графику,
составленному заведующим ведомственным архивом (или лицом, ответственным за
архив), предварительно согласованному с руководителями структурных подраделений
и утвержденному руководителем учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Румынина Л.А. Делопроизводство:
учеб. пособие / Румынина Л.А. – М.: Мастерство, 2002
2. Галахов В.В. Делопроизводство:
образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. –
2-е изд., перераб. и доп. / Галахов В.В., Корнеев И.К. и др.; под ред. Корнеева
И.К., Кудряева В.А. – М.: Проспект, 2004
3. Корнеев И.К. Деловая переписка и
образцы документов: учеб.-практическое пособие / Корнеев И.К., Пшенко А.В. –
М.: Проспект, 2008
4. Басаков М.И. Делопроизводство
и корреспонденция в вопросах и ответах: учеб. Пособие
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2000
5. Пшенко А.В Документационное
обеспечение управления: учеб. пособие – 6-е изд. – М.: «Академия», 2007
6. Кабашов С.Ю. Делопроизводство и
архивное дело в терминах и определениях / Кабашов С.Ю., Асфандиярова И.Г. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008
7. Крылова И.Ю. Документирование
управленческой деятельности: учеб. пособие. – СПб.: «Бизнес-пресса», 2004
8. Андреева В.И. Делопроизводство. Изд. 6-е,
перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
9. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов. – М.: Издательство стандартов, 2003
10. Кирсанов М.В. Курс делопроизводства: Документационное
обеспечение управления: учеб. пособие / Кирсанов М.В., Аксенов Ю.М. – М.:
ИНФРА-М., 2002
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.