Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.
Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.
В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком.
В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.
Техника иконописи
Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён.
Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска.
Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом.
Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века
Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.
Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса).
Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью.
Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом
Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер — дощанник, нанесением грунта — левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде.
Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте — «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».
Поле
Егорьевская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV — начало XV вв. Государственный Русский музей.
Поля́ иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега).
От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного
Виды иконописи
От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства:
монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.),
книжную миниатюру,
декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье);
с другой — живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.
Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век
Икона "Богоматерь Владимирская, присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире , в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.
Андрей Рублев (? – около 1430)
Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.
В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.
Феофан Грек (? – после 1405)
Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).
Дионисий (?–1503)
Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.
Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенность.
Симон Ушаков (1626–1686)
Иконописец. "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686), работал в Золотой и Серебряной палатах (1648–1664), создавал рисунки для церковной утвари, ювелирных украшений, шитья и т.п. Написал иконы для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был, церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке ("Богоматерь Елеуса Киккская", 1668) и многих других церквей. Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – "живоподобная" светотеневая моделировка ликов, стремление к передаче реального объема – нашли теоретическое обоснование в "Слове к люботщательному иконного писания". К наиболее известным работам Ушакова относится "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)" (1668).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.