МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Слово «миф» происходит от греч. mythos — сказание, предание. Учитывая это значение,
некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой (видимо, и многие из вас
также относятся к древнегреческим мифам, с которыми вы познакомились на уроках
истории). Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в
нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит
никакой логики. Подробнее об отличии мифа от сказки и предания вы сможете узнать,
прочитав отрывок из источника, помещенный в конце параграфа.
Из курса истории вы знаете, что люди древности всегда рассматривали человека как
часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа
не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками.
Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них
проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем
назвали мифологическим сознанием.
Попробуем понять особенности мифологического сознания, сопоставляя его с тем, как
воспринимает мир современный человек. К примеру, мы наблюдаем за рассветами и
закатами и знаем, что они связаны с вращением Земли; мы видим малыша, который,
перебегая от одного взрослого к другому, с упоением сообщает каждому свое имя, и
понимаем, что у ребенка начинает формироваться самосознание. Иными словами, между
нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным,
стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и т. п. Древние люди не подводили
явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на
внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на
ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность, как и
впечатления, полученные наяву, и даже, напротив, часто казались более значительными.
Поэтому не случайно древние греки и вавилоняне нередко проводили ночь в священном
месте, надеясь на откровение во сне.
Постигая мир, сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и
как это происходит? Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос:
кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие. Прошел
благодатный дождь — боги приняли дар людей, человек умер молодым — ктото пожелал
ему смерти.
Отличным от нашего было у древних людей и восприятие времени. Сама идея времени не
абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни:
рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе:
смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел.
Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены
борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван
помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась
ритуальная сторона жизни древнего человека.
Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам. Так, в Вавилонии
коронация всегда откладывалась до начала нового природного цикла, только в первый день
нового года праздновалось открытие нового храма.
Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия,
религия, а затем и наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического
мышления сохраняются в массовом сознании по сей день.
Древние мыслители о мире человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.