ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СПАСТИСЬ ОТ СТРАДАНИЙ МИРА
Первым источником религиознофилософской мудрости в Древней Индии стала так
называемая ведическая литература («веда» — знание) — обширный набор текстов,
составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых
сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние
Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Более понятной и вместе с тем более философской является другая группа текстов,
появившаяся позднее, — Упанишады (само это слово обозначает процесс обучения мудрецом
своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации —
переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой
жизни, зависит от его кармы. «Карма», означающая «деяние, поступок», стала ключевым
понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие
действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущей жизни как
представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными,
может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то
и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи
прошлой жизни. Иными словами, каждый получает то, что заслуживает.
Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от нее? Чтобы быть
достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью
искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — жизнь
аскетаотшельника. «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись от
будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось,
ты не придешь снова к разрушению и старости».
Еще одним способом освобождения души является йога (соединение, связь). Для
овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка,
упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки —
самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий,
концентрация мысли, медитация (созерцание). Таким образом, смысл всех усилий йога не в
том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности и поразить воображение
людей, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия, которую нередко называют
«атеистической» религией (религией без Бога), — буддизм. Буддой — просветленным —
назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным
вопросам человеческой жизни.
Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека.
Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся
достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим
миром. Будда провозгласил четыре «благородные истины»: мир полон страданий; причина
человеческих страданий — в физических желаниях, мирских страстях; если устранить
желание, тогда умрет страсть и человеческим страданиям придет конец; чтобы достичь
состояния, в котором нет желаний, надо следовать определенному — «восьмеричному» —
пути.
Важно соблюдать и предписания нравственности: не вредить живым существам, не
брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и
лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление
человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой
внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
Древние мыслители о мире человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.