Древняя Спарта
Оценка 5

Древняя Спарта

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
5 кл
09.11.2018
Древняя Спарта
Материал разработан для учащихся 5 класса, понятной форме для учащихся 5 классов. В доступной форме рассказывается о жизни и быте спартанцев.О воспитании и традициях, а также о жизни бесправного населения "илотов". Государственных границах и территории спартанцев. Материал разработан в доступной, понятной форме для учащихся 5 классов.разработка урока для 5 класса
5 класс история урок № 36-37.doc
Предмет: история ФИО.Сибирцева Т.В. Класс:5 Дата 23.01 Урок № 36 Тема.Древняя Спарта Урок изучения и закрепления новых знаний Цель урока Познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства, изучить быт  и нравы спартанцев Предполагаемый результат Знать Местоположение древней Спарты, Спартанский полис, завоевание спартанцами  Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация  повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя —  военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское  воспитание. Компетенции/УУД Предметные: ­ развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; ­ освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач; ­ рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и  особенности развития, результаты; ­  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам. Личностные:  ­ формирование историко­географического образа, включая представление о территории и  границах Древнего Спарты; ­ понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; ­ формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей  функции познавательного мотива. Метапредметные:  ­ способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;  ­ выработка умений работать с учебной информацией; ­ готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;  выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять  самоконтроль и самооценку; ­ стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание  прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок гражданской идентичности. Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).  А давай, проверь дружок: Ты готов начать урок? Все на месте ли, в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? ­ Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со  всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с  хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек  отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а  не очень хорошее – тучками. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить II этап: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин) Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись в путешествие на прошлом уроке? Прежде чем отправится в новое путешествие, что нужно сделать? Как в Греции звать Простой народ? Не зовет его знать Страной управлять.  Знать совет свой создала,  Управляла всем всегда И судом неправедным В историю вошла. Как же звали тот совет – Выдай правильный ответ.  Белолика и стройна,  Из пены родилась она.  Полна любви и не сердита Богиня эта… Обозначение новой темы:   (Слайд №2­14). Итак, кто назовет тему нашего урока? Совершенно, верно, сегодня мы отправимся в путешествие в  Древнюю  Спарту. (Слайд 8) Ребята давайте выясним, а что же мы с вами знаем о Древней Спарте?  (сл.9) 1) Мы знаем, где она находилась?  2) Мы знаем государственное устройство Древней Спарты? 3) Мы знаем, чем занималось население Древней Спарты?  4) Мы знаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев?  Итак, ребята, что же мы с вами. сегодня узнаем?  1) Мы узнаем, где она находилась?  2) Мы узнаем государственное устройство Древней Спарты? 3) Мы узнаем, чем занималось население Древней Спарты? 4) Мы узнаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев?  Ребят, прежде чем отправится в путешествие, я вам предлагаю вспомнить три  золотых правила путешественника во времени:(Слайд №10) 1) Путешествие длится 1 урок 2) В путешествии мы с вами должны помогать друг другу.  3) Постараться собрать как можно больше знаний за время путешествия. И так портал времени открывается, все закрыли глазки, расслабились, подняли руки  вверх. Я вас поздравляю с прибытием в удивительный полис Древней Греции ­   Спарту. Сейчас давайте не будем терять времени напрасно и начнем знакомиться со  Спартой.   I II этап: первичное усвоение новых знаний (23 мин) Ребят давайте выясним географическое местоположение древней Спарты. В этом нам поможет карта. Сп ртааа Λακεδαί ων, лат. Lacedaemon) — древнее государство в Греции в области Лакония на  юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. (Слайд №11).  (4 мин )  (др.­греч. Σπάρτη, лат. Sparta), или Лакедемóн (др.­греч.  μ На каждой парте Спартанцы оставили схему государственного устройства древней  Спарты, но, к сожалению это схема получила повреждения и нам с вами ее нужно  восстановить. Так как схема одна, а вас за партой по два человека, значит, работать мы будем в  парах (Слайд №12), а поможет нам в этом учебник §27 п. 2 «Община равных» стр.  151­153. (4 мин) А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам. (Работа в  группах с учебником).      Сл 13 б)Выяснить: ­ Кого называли илотами? ­ Какие обязанности существовали у илотов? ­ Как обращались с илотами спартанцы? Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Во главе государства стояли два царя­полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов­спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров ­ они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте. Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за  какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов­спартанцев    Физкультминутка: Для глаз: двигать глазами вверх­вниз, влево­вправо.  Зажмурившись, снять напряжение, считая до 10 Спартанское воспитание: работа с истор.документом: Детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не  разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое  своеволие и плач… Мальчики жили с родителями до 7 лет, затем его забирали в военный  лагерь, где он жил вместе со своими сверстниками испытывая голод, нужду и лишения.  Зимой им приходилось ходить босиком, из одежды выдавался только один плащ на целый  год. Спали дети на жестких подстилках из камыша. Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка  действует на душу не меньше, чем оружие».  Основное время посвящалось физическим упражнениям и воинским искусствам. Даже  выражать свои мысли мальчиков учили кратко и точно по­военному. Вообще спартанцы любили короткие и остроумные ответы. Когда человек говорил умно, но некстати, ему говорили: «Ты говоришь дело, но не к делу».  Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил  тоже двумя словами: «Приди, возьми». Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют  солнце». Леонид ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени». – Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были её граждане. – Составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей. Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными? Ребята, мы с вами сегодня так много слышали о том, какие спартанцы ­  хорошие  войны, так давайте узнаем, как они были вооружены? (Слайд №13, Приложения №2) для этого нам нужно прибегнуть к помощи. учебника §27 п.3 «Спартанская армия» стр. 153. (4 мин) После выполнения работы  сравнивают с эталоном.  IV этап: первичное проверка понимания (3 мин) Спарту и вчера я обнаружила свой рассказ о своем путешествии, я хочу с вами, им  * Ребята я, когда то в вашем возрасте тоже отправлялся в путешествие в древнюю  поделится, давайте вместе его прочитаем. (Слайд №14) Как­то давным­давно  довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте.  Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные,  выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в  высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и  пропустила меня, я решила в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас  есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город.  Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы­зазывалы  издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам.  Я тоже кое­что купила себе на память об этом городе. Затем мы подошли к  стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную  улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам­олимпийцам. Мимо меня проходили  нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил  отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила  меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопилась в город  Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их  городе.  Вам понравился мой рассказ? Все ли верно в моем рассказе?  Правильный текст как эталон представляет подготовленный ученик . V этап: первичное закрепление (5 мин) Ребят у каждого из вас на столе лежит лист бумаги, прочитайте его, ваша задача отметить  знаком «плюс» те утверждения, которые вы считаете верными.  (Приложения №3) Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам пора возвращаться, но чтобы  запустить портал времени нам нужно ответить на вопросы. (Слайд №23) Замечательно,  портал открыт, все закрываем глаза, расслабляемся, поднимаем руки вверх. Я вас  поздравляю, мы вернулись обратно.    VII этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 мин) Ребята что мы с вами сегодня узнали? 1) Мы узнали, где находится древняя Спарта?  2) Мы знаем политическое устройство Древней Спарты? 3) Мы знаем, чем занималось население Древней Спарты?  4) Мы знаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев? (Слайд №24) VIII этап: рефлексия (3 мин)   Объясняет д.з. §27 прочитать,  придумайте рассказ о том, как афинянин побывал  ДЗ  в Спарте Предмет: история ФИО.Сибирцева Т.В. Класс:5 Дата 25.01 Урок № 37 Тема.Греческие колонии на берегах Средиземного моря. Материалы и оборудование: доска, проектор, презентация, текст для  индивидуальной работы, иллюстрации из учебника, карта. Цели (личностные учебные действия): формировать критическое мышление и  умение самостоятельно приобретать и структурировать информацию. Задачи (метапредметные учебные действия):  ­ обучаться работе в команде; ­ обучаться выступлению перед аудиторией; ­ осваивать приемы составления кластеров и технологических таблиц. Ожидаемые результаты (предметные учебные действия): с помощью работы с историческим документом, картой и иллюстрациями учащиеся должны  оценить значение греческих колоний. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку: А давай, проверь дружок: Ты готов начать урок? Все на месте ли, в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Стадия вызова (вовлечение в тему). Содержание урока I. Ребята я вам прочту стихотворение, на основании которого вы попытаетесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Стихотворение для начала урока (слайд 2) Древние греки, античные греки, Многим прославили себя навеки. Даже порой удивленье берет Ну, до чего знаменитый народ. Древние греки моря бороздили В новых землях города возводили. Массалия, Ольвия и Херсонес Много колоний – даже не счесть! Беседа. Учащиеся формулируют тему урока (записывают в тетрадь). А также обратите внимание вот на эти иллюстрации. (слайд 3) И давайте  побеседуем. Ребята, кто­нибудь хотел бы из вас стать археологом? Откапывать  старые города, поселения древних людей, соприкасаться с вечным?  (ответы учащихся). Беседа по картинкам.  Вопросы:как вы думаете, о чем мы будем еще говорить сегодня на уроке?  Что изображено на картинках? (ответы учащихся). Как вы предполагаете,  это остатки амфор и пифосов, которые ученые нашли в археологических  раскопках. А вот вам,наверное, интересно, где их нашли и кому они  принадлежат? Посмотрите внимательно на эти находки, откуда в степях  Причерноморья взялись греческие амфоры, огромные глиняные пифосы,  афинские монеты? Как они сюда попали? Всё это предстоит вам узнать. Сегодня на уроке мы с вами сегодня выясним основные причины  и  направления греческой колонизации. По ходу урока мы будем работать с таблицей «Знаю ­ хочу узнать ­  узнал». Учащиеся заполняют две первые колонки таблицы. Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Актуализация прежних знаний. (слайд 4) В нашей теме уже есть знакомое слово ­ колония. Что же оно обозначает?  (ответы детей). Правильно, так назывались поселения людей. И древние греки, так же как и наши знакомые финикийцы начинают основывать колонии. И как  вы догадались, мы будем сегодня на уроке говорить именно об этом.  Формулирование проблемы (слайд 5) Мы с вами знаем, что в VIII веке до н.э. в Греции возникали города­ государства. Что можете сказать об уровне их развития? 1­й факт: греческие города­государства успешно развивались. – Рассмотрите карту. Какие сведения мы можем получить из этой карты? Ответы учащихся. 2­й факт: греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли. – Сравните два факта. В чём противоречие? – Какой возникает вопрос?  Ответы учащихся. Фиксируем на доске проблему: Почему многие греки покидали родину?Версии.  – Какие у вас будут версии решения проблемы? Фиксируем на доске версии: 1) новые земли; 2) новые рынки сбыта; 3) противоречия между аристократами и демосом (политический мотив). Учащиеся предлагают свои версии. В качестве ориентира и структурирования работы предлагается схема,  которая позволит визуально на стадии вызова представить учащимся  предстоящие задачи работы, подведет к первичному осознанию принципа  построения кластеров. II. Стадия осмысления. Группа №1. Работа с историческим источником и  текстом соответствующего параграфа. Задание:прочтите текст и определите:   ­ что заставляло тысячи греков бросать родной дом и переселяться в  дальние неведомые страны? ­по каким причинам покидали Грецию? ­ какие группы населения уезжали? ­ как готовились к отъезду? Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему. Из «Истории» Фукидида В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских  междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые  могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они  чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы  настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне  впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика  была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа. …эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили  Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью  пелопоннесцы,  так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти  поселения были основаны уже после Троянской войны 1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин 2 .Эллада –  название Греции: так ее называли греки  3. Иония – западное побережье Малой Азии Группа №2. Работа с картой учебника. Рассмотрите карту и определите: ­ направление греческой колонизации; ­ местоположение колоний; ­ важнейшие колонии греков (Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей). Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему. Группа №3.Работа с иллюстрацией стр. 152 и текстом соответствующего  параграфа учебника. Задание: прочтите текст, рассмотрите иллюстрацию и  составьте кластер, выделяя:  ­ места поселения; ­ отношения с колонистами; ­ что привозили в колонии; ­ что вывозили из колонии. III. Стадия рефлексии.  Часть 1. Выступления учащихся по кластерам. Варианты кластеров  составлены детьми при работе в группах. Кластер №1 Основание греческих  колоний Причины:                                     Кто покидал родину?    Подготовка к отъезду: ­ «скудость почв в Аттике»;    разные группы населения:          ­ снаряжение  корабля; ­ рост населения в Афинах      ­ бедняки;                                      ­ запасы пищи;    и Греции;                                  ­ ремесленники и купцы;             ­ военная  охрана;               ­ угроза голода;                         ­ знатные люди и демос; ­ развитие торговли; ­ борьба за власть; Кластер №2 Греция. Направления колонизации.  Западное.                                     Северо­ восточное.                                 Южное. Италия. Причерноморье.                                    Побережье   Африки Испания.              Ольвия. Пантикапей                                    Кирена. Сиракузы. Часть 2.  В конце выступления каждой группы звучит вопрос:  ­ Что еще может быть интересно по этому вопросу? (Учитель выписывает все ответы детей на доску). Что узнал нового? Что научился делать? Определить степень своей активности. (Заполнение последней колонки таблицы.) Часть 3. Обобщение.  Итак, мы рассмотрели тему «Основание греческих колоний». Опираясь на ваши ответы и выводы, какой ответ на основной вопрос, проблему  урока мы можем дать? Что вы узнали для себя на уроке нового? Домашнее задание и пояснение к нему. Выполнить одно из предложенных творческих заданий на выбор:  1.Сравните греков и скифов. Можно использовать рисунок. 2. От лица жителя греческой колонии составить творческий рассказ о том, как выглядела колония, о себе, своей жизни в колонии.  3. Составьте рассказ от имени грека, который отправился на своем корабле покорять новые земли. (где остановился его корабль, какие  испытания ждали). 4. Подготовить сообщение о древнем городе Т Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Зачем основывались  греческие колонии? Что бы я хотел узнать о  греческой колонизации? Что интересного, нового я узнал на уроке Из «Истории» Фукидида В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было  гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то  же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады  стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили  уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии  высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была  недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа. …эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию –  большей частью пелопоннесцы,  так же как и некоторые области в  остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после  Троянской войны 1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин 2 .Эллада –  название Греции: так ее называли греки  3. Иония – западное побережье Малой Азии Группа №2. Работа с картой учебника. Рассмотрите карту и  определите: ­ направление греческой колонизации; ­ местоположение колоний; ­ важнейшие колонии греков (Массилия, Сиракузы, Кирена,  Пантикапей). Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему. Группа №3.Работа с иллюстрацией стр. 152 и текстом  соответствующего параграфа учебника. Задание: прочтите текст,  рассмотрите иллюстрацию и составьте кластер, выделяя:  ­ места поселения; ­ отношения с колонистами; ­ что привозили в колонии; ­ что вывозили из колонии.

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018