Классный час для учащихся 6-8 классов
«Дружба»
Форма проведения классного часа – деловая игра.
Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
В результате занятия участники смогут:
Ход занятия.
Педагог-психолог:
- О дружбе размышляли во все времена. О ней писали и думали поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Философ Сократ, например, говорил так: «Никакое общение людей невозможно без дружбы». Народ сложил о дружбе много пословиц и поговорок.
Перед вами на экране начало некоторых из них. Закончите эти
пословицы:
А вот ещё одна пословица :«Тот дом богат, в котором лад».
Объясните, как вы её понимаете. Что обозначает слово «лад»? Подберите однокоренные слова (ладить, поладить) и синонимы (мир, понимание, дружба, любовь).
Игра 1. «Знаю ли я своего друга?»
Психолог. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
(Две-три пары поднимают руки.)
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.)
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
Участники готовы, начинаем игру.
(Психолог задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)
1. Какой урок у него любимый?
2. На чем он любит кататься?
3. Какое время года у него любимое?
4. Какой вид спорта любит?
5. Кем хочет стать, когда вырастет?
6. Какое животное он хотел бы иметь дома?
7. Какие книги любит читать?
Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется.)
Как и следовало ожидать, {имя) тоже в курсе дел своего друга. А это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)
(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)
Игра 2. «Семицветик. Радуга - дружбы»
На столах лежат кружочек и лепестки на которых написаны разные поступки, необходимо собрать в цветок так лепестки, чтобы они описывали поступки настоящего друга. (см. Приложение 1)
Поступки:
В лицо говорит одно, а за спиной другое.
Всегда придет на помощь.
Отдаст последний кусочек хлеба.
Будет драться за место за партой.
Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.
Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.
Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать тебя.
Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.
Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.
Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать
Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться
Игра 3. «Круг дружбы». Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова “Я чувствую себя счастливым, когда мой друг ……”.
Игра 4. «Закончи пословицу или поговорку». Работа в группах (команды по очереди заканчивают пословицу)
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Один за всех (и все за одного).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Гора с горой не сходится, (а человек с человеком сойдутся).
- Друзья познаются (в беде).
- Дружба дружбой, (а служба службой).
Игра 5 «Объясни смысл». Прочитайте поговорки о дружбе и объясните
их смысл. (см. Приложение 2)
1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в морозно., а неверный друг подведет в сложной ситуации).
4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).
5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).
6. За что друг побранит, за то враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).
7. И много друзей — мало, и мало врагов — много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг — это всегда зло, а даже маленькое зло— это всегда плохо).
8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
9. Дружба, что стекло: расколешь — не соберешь (раз-битое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
10. Дружба дружбе рознь — иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая 'дружба идет только во вред).
11. Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).
12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом (обидные и несправедливые -слова могут 'разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
13. Хочешь дружбы — будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Психолог. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Подведение итогов (рефлексия)
Психолог. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? Какие правила и законы дружбы можно составить? (см. Приложение 3)
Примерные ответы детей:
- Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.
- Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.
- Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.
- Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?». Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.
- Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?
Соблюдая правила и законы дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Эти законы и правила мы повесим в классный уголок. На этом классный час окончен. Желаю вам доброго и светлого. Уважайте, бережно относитесь друг другу.
Приложение 1 к игре 2 «Семицветик. Радуга - дружбы»
В лицо говорит одно, а за спиной другое.
Всегда придет на помощь.
Отдаст последний кусочек хлеба.
Будет драться за место за партой.
Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.
Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.
Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать тебя.
Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.
Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.
Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать
Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться
Приложение 2 к игре 5 «Объясни смысл»
Трусливый друг опаснее врага
Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей
Неверный друг, что дырявая шуба
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает
За что друг побранит, за то враг похвалит
И много друзей — мало, и мало врагов — много
Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью
Хочешь дружбы — будь другом
Трусливый друг опаснее врага
Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей
Неверный друг, что дырявая шуба
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает
За что друг побранит, за то враг похвалит
И много друзей — мало, и мало врагов — много
Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью
Хочешь дружбы — будь другом
Приложение 3 к подведению итогов занятия
Законы дружбы:
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм не совместимы.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Беспринципность опустошает дружбу.
Правила дружбы:
1. Помогать друг другу во всем.
2. Делиться с друзьями новостями.
3. Доверять друг другу.
4. Защищать друзей
5. Прощать обиды.
6. Быть доброжелательными в общении.
7. Чаще улыбаться друг другу.
8. Никогда не грубить и не обзываться.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.