Друзья и враги Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 10–11)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur77-korr.doc
Литературное чтение Урок 77. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Друзья и враги Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 10–11) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы учебника. При ответе на вопрос 2 необходимо обратить внимание на слово «постепенно». 1­я глава – маленькая, растерянная девочка. 2­я глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства. 3­я глава – ранимая, смелая, старательная, наблюдательная. При ответе на вопрос 4 сначала необходимо уточнить, каким образом автор может выражать своё отношение к герою: а) Через отношение других героев. (Каких? Кто из взрослых героев смотрит на Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. © ООО «Баласс», 2014 1II. Развитие  умений. девочку глазами автора? Что они видят? Что думают о девочке?) б)   Через   описание   внутреннего   мира   героя,   его   характеристику.   (Материал вопроса 2.) в) Через установление гармоничных и контрастных связей с кем­ или чем­либо. (Гармония: плохо девочке – плохо на улице, в природе, контраст: нарядная, капризная Нина – промокшая, несчастная Лена и т.д.) г) Через прямые авторские оценки. (Они невозможны, так как текст написан от 1­го лица.) 2  4  1  2  3  1  2  3  3  1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) Выявление первичного восприятия. –  Итак,  Лена,   безусловно,   очень   нравится   автору,   писательница   искренне   её жалеет и переживает за неё. Испытывали ли вы эти чувства, читая главы 10–11? Когда именно? –   Как   бы   вы   определили   свою   реакцию   на   описанные   события:   жалость, сопереживание, гнев, негодование, отчаяние? Как ещё? 2) Чтение самого волнующего фрагмента текста (по выбору учащихся). Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение. – В чём необычность поведения Жоржа? – О чём говорит такая реакция мальчика на пропажу совы? – Подтверждает ли ваши выводы рассказ об отношении Жоржа к птице? – Что хорошо для Жюли? Можно ли её назвать злой и жестокой? – Почему Матильда Францевна во всём обвиняет Лену? – Почему её обвиняют остальные? – Что чувствует в этот момент маленький Толя? © ООО «Баласс», 2014 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  2– О каком чувствительном наказании идёт речь? – А что испытывает в этот момент Жюли? – Кто по­настоящему жалеет девочку? – Можно ли действия Толи назвать мужским поступком? – О ком и о чём думает Лена после спасения? Как это её характеризует? 2) Ролевое (диалоговое) чтение главы 11. До   чтения   необходимо   обратить   внимание   учащихся   на   то,   что   невозможно отделить прямую речь Лены от слов автора, ведь повествование идёт от 1­го лица. – Почему о колбасе, оставившей во рту неприятный вкус жира, Лена говорит: «В жизни моей никогда не ела я ничего вкуснее!»? Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: – Прокомментируйте последние слова 11­й главы. – Понравилась ли вам эта книга? Почему? – Вопрос 3 учебника (с. 30). 2) Выборочный рассказ «Друзья и враги Лены Икониной». –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  © ООО «Баласс», 2014 3ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника – задание III.3 в тетради). учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также