Тема: “Дух предпринимательства преобразует экономику»
Предмет: история.
Класс: 7.
Тип урока: комбинированный.
Цели |
Образовательные: выяснение роли духа предпринимательства в зарождении капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; формирование навыков решения познавательных проблем: выявление предпосылок, анализ целей и результатов, объяснение преимуществ и недостатков, выявление общего и различного, объяснение фактов; разным способам работы с книгой, в том числе способам самостоятельной работы. Выработка отношения к истории как к способу понимания современности. Формировать УУД: · Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. · Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. · Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. · Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать: о развитии торговли в XVI - XVII веках, о появлении в ней новых черт по сравнению с XIV - XV веками; о роли банков, бирж в хозяйстве; о мануфактуре как предприятии нового типа, видах мануфактур; отличии мануфактуры от ремесленных мастерских. Уметь: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий . Личностные: приобщение к культурно-историческому наследию человечества, интерес к его познанию; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам. Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность; готовность формулировать и высказывать собственное мнение, вести конструктивный диалог; умения проводить поиск основной и дополнительной информации; способность решать творческие и проблемные задачи. |
Основные элементы системы знаний |
Исторические события: развитие торговли в XVI - XVII веках; развитие мануфактурного производства; зарождение капитализма. Понятия: абсолютизм, мануфактура, капитал, банк, биржа, рыночное хозяйство, капитализм. |
Межпредметные связи
|
История России (развитие мануфактурного производства). Обществознание (формы правления, рыночное хозяйство). География (Великие географические открытия, развитие мировой торговли). |
Ресурсы: |
Учебник: Юдовская А.Я. Новая история, 1500 — 1800: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2013. Иллюстрации: "Крытый рынок в Париже", "Торговец вразнос", "Площадь биржи в г. Брюгге" и др.: слайдовая презентация. Карта "Развитие мировой торговли в XVI - XVII веках". Интернет-ресурсы: http://www.history.standart.edu.ru — предметный сайт издательства "Просвещение". http://www.pish.ru — сайт научно-методического журнала "Преподавание истории в школе". http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования. |
ФОПД |
Фронтальная и индивидуальная работа.
|
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1.
1 мин. |
Организационный момент. Задачи: 1) обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке; 2) психологически подготовить учащихся к общению на уроке. |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Психологический настрой на урок. Организация внимания. |
Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.
|
Личностные: внимание, уважение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебной деятельности. Регулятивные: мобилизация силы, энергии. |
2.
3 мин. |
Мотивация к учебной деятельности. Задачи: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока. |
Проводит объяснение-мотивацию, его суть: выработка отношения к истории как к способу понимания современности.
|
Мотивируются на урок через принятие объяснения учителя.
|
Личностные УУД: положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желают приобрести новые знания. Регулятивные УУД: умение планировать учебную деятельность. Познавательные УУД: Умение ставить познавательные задачи. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.
7 мин. |
Проверка домашнего задания |
Организует проверочную беседу по узловым вопросам заданного материала: 1. Каким образом абсолютизм способствовал оформлению централизованных государств? 2. Чем характеризуются взаимоотношения монархов и представительных органов при абсолютизме? 3. С какой целью короли провозглашали свою власть божественной? |
Вступают в диалог с учителем и отвечают на вопросы. Демонстрируют выполнение заданий № 2 и №5 на с. 30. |
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
|
4.
2 мин. |
Подготовка к восприятию нового материала. Задачи: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; 2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия. |
Осуществляет целеполагание с привлечением обучающихся. |
Участие в целеобразовании. Записывают в тетрадь тему урока. |
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебные задачи. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5.
9 мин.
|
Изучение нового материала. Задачи: 1) организовать самостоятельную работу учащихся; 2) разработать проблемно-познавательные задания; 3) создать ситуацию для свободного творчества ребёнка.
|
1. Новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв. Учитель организует выполнение познавательного задания: 1) Анализ информации из раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — с целью обнаружения новых черт в развитии торговли; 2) сделать выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли; 3) самостоятельно и с помощью учителя записать определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38. |
Ученики выполняют познавательное задание: 1) Анализируют информацию раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — и выписывают в тетрадь новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв. 2) Делают выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли: · Центрами мировой торговли стали Голландия и Англия. · Город Антверпен стал "воротами Европы". · Купцы объединялись в торговые компании.
3) Самостоятельно и с помощью учителя записывают определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38. |
Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждения. Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог. |
6.
2 мин.
|
Физкультминутка. Цель: применение здоровье сберегающих технологий на уроке истории.
|
Предлагает выполнить комплекс физических упражнений. |
Выполнение простых движений, позволяющих в момент выполнения наладить коммуникативное общение с классом. |
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация к культуре здоровья.
|
5.
10 мин.
|
Изучение нового материала. Продолжение.
|
2. Мануфактура — предприятие нового типа. Дальнейшая работа посвящена организации ответа на проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?": 1) Учитель предлагает ответить на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?" 2) Письменное задание: выписать в тетрадь типы мануфактур — с. 39, абзац 6.
3) Проблемное задание "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских" — с. 39, абзац 7, 8; с. 40, 1-е предложение.
4) Учитель помогает ученикам записать определение мануфактуры — с. 40.
5) Учитель методом беседы или объяснения помогает ученикам ответить на поставленный ранее проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?" |
1) Ученики устно отвечают на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?" Для этого исследуют [читают] начало раздела "Мануфактура — предприятие нового типа" — с. 39. Предполагаемый ответ: 1. Увеличился спрос на изделия ремёсел; 2. средневековая цеховая система с её ограничениями стала помехой в развитии хозяйства.
2)Ученики записывают в тетрадь: · Вначале каждый работник трудился у себя на дому — это рассеянная мануфактура; · когда в одном здании работали наемные работники разных специальностей — это централизованная мануфактура. 3)Ученики письменно выполняют задание "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских": · Разделение труда; · величина мануфактуры — на ней трудились десятки, сотни наемных работников. 4) Записывают в тетрадь: Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции. 5) Ученики записывают в тетрадь: - Разделение труда повышает его производительность; произведенные товары поступают на рынок. => Вывод: Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве. |
|
7.
2 мин. |
Домашнее задание. Цель: 1) закрепить изученный материал. 2) Выучить §4. 3) Составить в тетради план ответа на вопрос "Развитие мануфактурного производства".
|
Учитель поясняет, как выполнить домашнее задание.
|
Учащиеся записывают задание в дневник.
|
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
8. 4 мин. |
Рефлексия деятельности. Задачи: 1) Оценить результаты собственной деятельности. 2) Зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, наметить направление будущей учебной деятельности.
|
Вопросы: 1. Какое влияние на развитие торговли оказал процесс создания купеческих компаний, банков и бирж? 2. Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Можно предложить учащимся продолжить следующие предложения: 1. Меня удивило, что ... 2. На будущее я учту ...
|
Ученики отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. |
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.