«Дух предпринимательства преобразует экономику»

  • docx
  • 20.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК 1 - копия (7).docx

«Дух предпринимательства преобразует экономику»                          

Цель: выяснение роли духа предпринимательства в зарождении капитализма —общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.

Тип урока: комбинированный.

Способы организации деятельности: объяснение учителя; выполнение проблемно-познавательных заданий по ходу разбора текста учебника.

 

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы для опроса:

1. Каким образом абсолютизм способствовал оформлению централизованных государств?

2. Чем характеризуются взаимоотношения монархов и представительных органов при абсолютизме?

3. С какой целью короли провозглашали свою власть божественной?

А также проверить выполнение заданий №2 и №5 на с. 30.

 

II. Изучение нового материала.

1. Новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.

Ученики выполняют познавательное задание:

1) Анализируют информацию раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — и выписывают в тетрадь новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв. :

Ученики записывают в тетрадь:

Новые черты в развитии торговли:

1.     Рынки стали работать ежедневно;

2.     строились крытые рынки;

3.     торговля велась также в лавках, располагавшихся в первых этажах городских домов;

4.     практиковалась торговля вразнос.

2) Делают выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли.

Ученики записывают в тетрадь:

Развитие мировой торговли:

·        Центрами мировой торговли стали Голландия и Англия.

·        Город Антверпен стал "воротами Европы".

·        Купцы объединялись в торговые компании: Ост-Индская и Московская компании в Англии.

3) Самостоятельно и с помощью учителя записывают определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38.

Ученики записывают в тетрадь:

Биржа — место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.

Банки — предприятия, функцией которых является посредничество в платежах, расчетах и кредите.

 

NB: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

 

2. Мануфактура — предприятие нового типа.

Дальнейшая работа посвящена ответу на проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?"

1) Ученики устно отвечают на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?". Для этого исследуют [читают] начало раздела "Мануфактура — предприятие нового типа" — с. 39.

Предполагаемый ответ:

1.     Увеличился спрос на изделия ремёсел;

2.     средневековая цеховая система с её ограничениями стала помехой в развитии хозяйства.

2) Письменное задание: выписать в тетрадь типы мануфактур — с. 39, абзац  6:

Ученики записывают в тетрадь:

1.     Вначале каждый работник трудился у себя на дому — это рассеянная мануфактура;

2.     когда в одном здании работали наемные работники разных специальностей — это централизованная мануфактура.

3) Письменно ответить на вопрос "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских " — с. 39, абзац  7, 8; с. 40, 1-е предложение:

Ученики записывают в тетрадь:

Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских:

1.     Разделение труда.

2.     Величина мануфактуры — на ней трудились десятки, сотни наемных работников.

Далее учитель помогает ученикам записать определение мануфактуры — с. 40:

Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Далее ученики записывают в тетрадь:

Разделение труда повышает его производительность. Произведенные товары поступают на рынок.  =>

Вывод:

Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.

 

III. Рефлексия.

Вопросы:

1. Какое влияние на развитие торговли оказал процесс создания купеческих компаний, банков и бирж?

2. Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма?

 

IV. Домашнее задание.

Выучить §4. Составить в тетради план ответа на вопрос "Развитие мануфактурного производства".