Литература, 6 класс.
Тема: Дух вольности и свободолюбия… Анализ стихотворения Пушкина «Узник»).
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием технологии ИК.
Цель: ознакомление и расширение знаний учащихся о А.С. Пушкине; краткое знакомство с поэтическим творчеством поэта на примере стихотворения «Узник».
Задачи:
1. Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
2. Учить анализировать лирическое произведение,
3. Находить средства художественной выразительности;
4. Способствовать обогащению словарного запаса;
5. Обучать выразительному чтению стихотворения;
6. Воспитывать чувство товарищества, чувство собственного достоинства, уважения к человеческой личности
Планируемые результаты урока:
1. Определяют и формулируют цель урока с помощью учителя.
2. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Ориентируются в своей системе знаний.
Формируемые УУД:
Предметные: формируют умения понимать смысл стихотворения.
Метапредметные:
Познавательные:
· формируют умение ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте);
· формируют умение строить устное речевое высказывание;
· формируют умение объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
· формируют умение определять чувства, мысли, переживания лирического героя.
Личностные:
· формируют мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;
· способствуют проявлению познавательной инициативы, высказывают оценочные суждения.
Коммуникативные:
· формируют умение слушать и понимать других;
· формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· формируют умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
· развивают умение с помощью учителя определять и формулировать цель урока.
Методы: проблемно – поисковые (побуждающие и подводящие к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод ( презентация)
Приёмы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.
Добрый день, мои друзья! Я рада вас видеть на уроке. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! А чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь во всем разобраться.
II. Активизация знаний учащихся
А сейчас посмотрите на портрет. Кто это? (А.С. Пушкин) (приложение 1)
· Вспомните, какие произведения Пушкина вы читали?
· Что из них вам особенно запомнилось и полюбилось?
Вы назвали много его произведений, разных по жанру. Это говорит о том,
Как велик талант Пушкина, как широк был круг его интересов, необъятны его замыслы.
Давайте поразмышляем о том, как сложился такой замечательный талант, под влиянием чего и кого сформировались его личность и мировоззрение.
· Посмотрите на годы жизни поэта (1799 - 1837)
· Какие события пришлось пережить поэту? (1812 г, 1825 г, крепостное право) (приложение №2, №3)
Слово учителя.
Жить Пушкину пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком – лицеистом , когда полки русской армии суровым маршем шли через Царское Село к местам сражений.
И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас, -
Вспоминал он потом. Позднее здесь же , в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценилось товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважения к человеческой личности. Эти качества воспитывал в лицеистах профессор политических наук А.П. Куницын. «Любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководством», - наставлял он. Пушкин пишет о нем с благодарностью: (Приложение №4)
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Воспитанные в духе уважения к человеку, его мнениям и взглядам, лицеисты не терпели притеснения, предательства, доносов и смело отстаивали свое право на свободу. Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. И хотя он 3 года провел в Петербурге на государственной службе в Коллегии иностранных дел, его интересовала не казенная деятельность, а поэзия – ей он отдавался целиком. В его стихах идеи свободы, призыв к борьбе за нее, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.
История создания стихотворения «Узник».
Южная ссылка была для него и плодотворной (в этот период созданы многие лирические произведения, он познакомился и подружился с будущими декабристами, побывал в Крыму и на Кавказе) и тягостной, так как он находился под постоянным надзором и на все должен был испрашивать позволения.
Когда Пушкин жил в Кишиневе, он был под присмотром и одновременно покровительством генерала Инзова, тогдашнего наместника Бессарабии (нынешней Молдавии). (Приложение №5,6)
Окна нижнего этажа дома Инзова закрывались металлическими решетками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орел. Комната поэту казалась тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как ее тогда называли, беседовал с арестантами, которые ему рассказывали о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы.
Однажды «главный первостатейный каторжник» сказал Пушкину, что ночью он бежит: «Клетка надломлена, настанет ночь, а мы – ночные птицы вольные». Арестант доверял поэту. И вот ночью барабан забил тревогу. Все, в том числе и Пушкин, побежали к острогу. «Многих переловили, а мой друг убежал», - вспоминал он потом.
Под влиянием всех этих впечатлений и родилось произведение, которое мы будем сегодня читать на уроке.
Это произведение было написано в 1822 году (напечатано в 1832 году), во время ссылки в Кишинёв. Формально, это была служебная командировка по линии ведомства генерала Инзова (по делам русских переселенцев в Бессарабии). Но, все знали, что Пушкина отправили на окраину империи за эпиграмму на государя Александра Первого и на его министра графа Аракчеева.
Кишинёв произвёл на поэта после блестящего Санкт-Петербурга удручающее впечатление:
Проклятый город Кишинёв!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет».
Пушкину пришлось провести с небольшими отлучками в Кишинёве почти три года. Благодаря хлопотам Петра Андреевича Вяземского поэта перевели по службе в Одессу. Но Пушкин был и этому безумно рад: «Я оставил мою Молдавию и явился в Европу», – писал он брату Льву.
Кишинёв – столица Молдавии, который был присоединён к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
III. Постановка темы и цели урока.
· Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о сбежавшем каторжнике)
Сегодня на уроке мы познакомимся и проанализируем одно из произведений Пушкина. Вам предстоит определить тему произведения и тему урока.
Давайте определим жанр произведения, которое мы будем читать на уроке. Откройте учебник на закладке (с.30)
· Что это? (Лирическое стихотворение – вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.)
· Как оно называется7 («Узник»)
· Попробуйте сформулировать тему урока. (А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник»)
· Какую цель мы поставим на урок? (научится выразительно читать стихотворение, определить его тему)
IV. Аналитическое чтение стихотворения А.С. Пушкина «Узник». (приложение №7)
а)чтение стихотворения учителем.
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер… да я!..»
· Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (печаль, вызванная несвободой и внутренний подъем, звучащий в «обращении» орла к узнику) Почему?
б) чтение стихотворения учащимися
Задание: Прочитайте стихотворения про себя, отмечая новые для себя слова и выражения.
· Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?
Узник – тот, кто находится под стражей, в заключении
Темница – помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами).
б) анализ стихотворения.
· Кто же главные герои этого стихотворения? (узник и орел)
· К кому из них относится определение «узник»? Почему вы так думаете?
· Почему узник называет орла своим «грустным товарищем»?
· По чему мы можем догадаться, что и орел – пленник?
Правильно, главные герои стихотворения – узник и орел. Определение «узник» относится к обоим: один сидит «за решеткой в темнице сырой», а другой – «под окном» - там, где не может находиться вольная птица – орел. Потому и называет узник его своим «грустным товарищем». Орел «кровавую пищу клюет под окном» - «клюет и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином – следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности.
· А что еще роднит этих героев?
Узник, как и молодой орел, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орел и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит теплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие.
· Докажите текстом стихотворения. /«Как будто со мною задумал одно, //Мы вольные птицы…»
· Отчего у вас возникает ощущение несправедливости? (Орел – могучая вольная птица, он лишен небесного простора и возможности свободного полета. Молодой герой заперт в темнице. )
Да, вы правы. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, темная, а за ее пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.
· Как вы думаете, есть ли что – то общее между понятиями «воля», «простор», «темница»? (Нет, эти понятия прямо противоположные: заточение и воля; замкнутое пространство – и простор; активное действие – и невозможность действия; затхлость – и воздух; тьма и свет…)
· Что помогает нам понять эти контрастные картины? (Они помогают почувствовать тоску героя по свободе)
· Каким чувством пронизано воображаемое обращение орла к узнику? (в этом обращении звучит призыв к освобождению, к воле.)
· Найдите и зачитайте эти строчки:
«…Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер…да я!»
· С какой интонацией должно звучать это обращение? (с подъемом, воодушевлением, как призыв)
· Прочитайте еще раз эти строчки выразительно.
· Какая картина при этом рисуется вашему воображению? (Море, его голубые воды, пронизанные золотыми лучами солнца, легкий ветер волнует их. За ними видим горные вершины, над морем летают белокрылые чайки, а со скалы следит за ними царственный орел, который скоро унесется в бездонное небо)
Физминутка
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
V. Работа с картинами художника АИ Куинджи. (приложение № 8)
Каждый из вас представил в своем воображении картины, а теперь сопоставьте воображаемые картины с полотнами русского художника А.И. Куинджи «Эльбрус днем» (1890) и «Море. Крым» (1898 - 1908) «Дали. Крым» (1890 - 1908) (Приложения № 9, 10, 11)
· В чем их созвучие со стихотворением А.С. Пушкина «Узник»?
· Какая картина, по вашему мнению, наиболее соответствует ему? Почему? (созвучны мечте узника о свободе)
Действительно, на картинах мы видим именно то, о чем мечтает узник: гору, покрытую сверкающим снегом, безбрежную зовущую в даль синь моря, степные травы и бесконечные голубые дали, в которых угадываются и степи, и реки, и горы.
· Подумайте и скажите, если бы вы использовали эти картины в качестве иллюстраций к стихотворению Пушкина, вы бы еще что – то добавили? (орла, узника)
VI. Работа с иллюстрацией Г. Клодта к стихотворению «Узник».
Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию Г Клодта к стихотворению «Узник». Обратите внимание на ее композицию.
· Подумайте, почему, по вашему мнению, автор так построил рисунок.
· Почему на иллюстрации нет узника?
· Чьими глазами мы видим эту картину?
Итак, иллюстрация разделена на две части: в одной из них – тюрьма, в другой – парящий орел, озаренный лучами солнца и сам напоминающий солнце. Вокруг него простор и свет. Он отделен от тюрьмы караулом мерно шагающих солдат. Так художник воссоздает два плана стихотворения: воли и заточения. Решетки на окнах, холодная брусчатка, марширующие солдаты с ружьями вызывают ощущение однообразия, тоски, безысходности – и только орел вносит в эту картину надежду и мечту. Узника нет на рисунке: он за стенами темницы, но мы словно чувствуем его взгляд, устремленный на волю из – за решеченного окна тюрьмы. И потому на переднем плане орел – символ свободы, силы и молодости. И хотя он далеко от окна, но видится ярче и больше всего остального, потому что к нему прикованы глаза узника, который связывает с птицей волю, свет и простор.
Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение.
· Как вы думаете, почему это произошло? (Пушкин жил во время крепостного права, и простой народ тоже мечтал о свободе)
Молодцы, созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишенного свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина и не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая свои чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными, например декабристы, как жестоко с ними расправились: 5 были казнены, остальные отправлены на каторгу в Сибирь. (приложение 12)
Прослушивание песни «Узник».
Я предлагаю вам послушать, как звучит эта народная песня в исполнении хора под управлением А.В. Свешникова.
· Скажите, какое впечатление произвела на вас песня?
· Как вы думаете, соответствует ли ее мелодия и звучание пушкинскому стихотворению? (печаль, несломленность могучего духа, тоскующего по свободе)
Итак вы заметили, что первые строки каждой строфы, а в песне куплета, исполняются мужскими голосами , передающими мужество, волю и томление духа узника; а затем в их хор вливаются женские голоса, которые подчеркивают молодость героя, его страстную мечту и вселяют надежду на избавление.
VII. Работа на художественно – выразительными средствами языка.
а) Работа с литературоведческим понятиями: (слайд 13)
Но вернемся вновь к стихотворению. Как построено оно?
Итак, стихотворение построено на антитезе. Кто помнит, что это такое?
Антитеза – (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») – стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
· А теперь попытайтесь найти приемы антитезы в стихотворении. (Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.)
В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер серая темница – простор («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»), пленник – вольная птица («Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой»), при этом сопоставляя грустную, тоскливую несвободу и восхищающую, привлекательную волю.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
· Найдите эпитеты .
Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
орёл |
лирический герой |
свобода, воля за окном, «морские края» |
ограничение, несвобода, темница, решётки, тюрьма. |
В стихотворении есть олицетворение.
· Что такое олицетворение?
Олицетворение - это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. ( «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».)
Стихотворение «Узник» Пушкина читается легко, порыв души поэта и его эмоции передаются нам, читателям. Поэт использует глаголы настоящего времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие, что передаёт динамику, ритмичность. В стихотворении встречаются повторы: пора, туда, где.
Пушкин в южной ссылке пытался определить своё назначение как поэта. Для него очень важно, чтобы была духовная свобода. Каждая строчка стихотворения «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя. Стихотворение «Узник» заставляет задуматься о судьбе человека в неволе.
· Назовите тему стихотворения. (тема свободы и вольнолюбия)
VIII. Проверка изученного материала
А сейчас проверим, как вы знаете изученный материал, выполним мини – тест. (карточки)
1. Вспомните, в каком году был написан А. С. Пушкиным «Узник»?
o 1812
o 1822
o 1832
2. Найдите в отрывке эпитеты подчеркните их
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
IX. Рефлексия.
· Что нового вы узнали о поэте? (открыли мир поэта, его эпоху)
· О чем заставило задуматься вас это стихотворение? ( что надо ценить свободу, этот бесценный дар, что живем в свободной стране, что можно жить, действовать и любить по своей воле.)
Оценивание работы учащихся на уроке.
Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу и пользуясь критериями, которые вы видите на слайде:
«Я оцениваю свои знания на … потому что…»
Критерии оценивания работы на уроке: (слайд 14)
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в обсуждении.
X. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Узник» наизусть. Заучивая стихотворение , отыскивайте главную мысль каждой фразы и предложения в целом, думайте о том, на что вы хотели бы обратить внимание слушателей.
2. Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Обязательная литература:
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2020. 255 с.
Список литературы:
1. Гессен А. жизнь поэта. – М.: Детская литература, 1972.
2. Жизнь и лира. – М.: Книга, 1972.
3. Руденская М., Руденская С.Пушкинский Лицей. – Л.: Лениздат, 1980.
4. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. 285 стр.
Приложения
Приложение №1
(1799 – 1837)
Приложение №2
Наполеон Бонапарт (1812 г)
Приложение №3
Восстание декабристов
Приложение №4
Александр Петрович Куницын
Приложение №5
Генерал Иван Никитич Инзов
Приложение №6
Н Голынский Дом Инзова в Кишиневе
Приложение № 7
Приложение № 8
Архип Иванович Куинджи
Приложение №9
Куинджи «Эльбрус днем» (1890)
Приложение № 10
А.И. Куинджи «Море. Крым» (1898 - 1908)
Приложение № 11
А.И. Куинджи «Дали. Крым» (1890 - 1908)
Приложение №12
Приложение № 13
Антитеза – (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») – стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Олицетворение - это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
Приложение № 14
Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в обсуждении.
Карточка Мини – тест
3. Вспомните, в каком году был написан А. С. Пушкиным «Узник»?
o 1812
o 1822
o 1832
4. Найдите в отрывке эпитеты подчеркните их
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.