ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР В 1940-1960-е гг.
Оценка 5

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР В 1940-1960-е гг.

Оценка 5
doc
24.12.2022
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР В 1940-1960-е гг.
Урок 3.doc

Урок __ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР В 1940-1960-е гг.

11 класс                                                                                                                                             Дата____________

Общие цели: познакомить обучающихся с особенностями развития науки, образования и культуры в 1940-1960 гг.

Вспомогательные цели: охарактеризовать церковную атмо­сферу СССР в послевоенную эпоху; назвать причины, способст­вующие формированию неофициального искусства; опираясь на материал § 33, раскрыть определение понятия «оттепель» в ду­ховной сфере.

Дополнительные цели: проанализировать существование двух пластов культуры - официального и неофициального; представить сообщение о деятелях культуры, чье творчество стало знаковым для периода «оттепели»; представить сравни­тельный анализ методов контроля за духовной жизнью, осуществ­лявшихся в периоды деятельности И. В. Сталина и Н. С. Хрущева.

Основные понятия и термины: «оттепель», Всемирный фестиваль молодежи и студентов, «воспитание нового челове­ка», неофициальное искусство.

Важнейшие даты и события:

1951 г. - создание Объединенного института ядерных иссле­дований в Дубне.

1957  г. - создание советскими учеными самого мощного
атомного ледокола «Ленин» и спуск его на воду.

1958  г. - «дело» Б. Пастернака.

1964     г. - Программа КПСС XXII съезда.

1965     г. - арест А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля.

Ход урока

I.       Проверка домашнего задания. Проверка вопроса № 7.

-        Что вы знаете о заговоре против Н. С. Хрущева из художе­ственной литературы, кинофильмов?

II.        Изучение нового материала.

План

1. Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы.

2.   Духовная жизнь в период «оттепели».

3.   Отступление от «оттепели».

В процессе урока рекомендуется проследить исторические события и их влияние на духовную жизнь Советского Союза в 1940-1960-е гг.

урок в форме корот­ких репортажей (сообщений) о наиболее ярких представи­телях науки, образования, искусства, литературы СССР в 1940-1960 гг.

Задание обучающимся. Рекомендуется обсудить про­блему в парах:

-        Объясните, выскажите свою точку зрения, почему дейст­вия и авторитет И. В. Сталина, например в области культуры, признавались как закон, а действия и оценки Н. С. Хрущева от­носительно некоторых произведений культуры вызывали обви­нения в недалекости, необразованности и т. п.?

Тематику сообщений учитель определяет в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Примерные вопросы для обсуждения:

-    В чем вы видите причины принятия постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"»?

-    В чем определялась причина критики романа А. Фадеева «Молодая гвардия»?

-    Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку после выхо­да в свет его романа «Доктор Живаго»? Как общественность реагировала на «дело Пастернака»? Почему?

-    Почему критике подверглось преобразование классическо­го ренессанса в театрах?

-    Чем можно объяснить критику властями кинофильмов «Большая жизнь» Л. Лукова, «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, «Иван Грозный» С. Эйзенштейна?

-    В чем обвиняли власти композиторов С. Прокофьева, А. Ха­чатуряна, В. Мурадели, Д. Шостаковича?

- Назовите примеры достижений отечественной культуры и науки первых послевоенных лет.

-        Какие задачи стояли перед советской системой образова­ния в первые послевоенные годы?

-        Какие меры приняло советское руководство в области школьного образования после смерти И. В. Сталина?

-        В чем проявилась противоречивость реформы образования 1958 г.?

-        Установите причины противоречивости и непоследова­тельности курса Н. С. Хрущева в отношении творческой интел­лигенции.

-    Какие общественные процессы зародились под воздейст­вием хрущевской «оттепели»?

-    Какие достижения в развитии советской науки и техники свидетельствуют о качественно новом этапе их развития на ру­беже 1950-1960-х гг.?

-    Назовите новые имена, которые появились в советской ли­тературе на волне «оттепели».

В итоге обсуждения обучающиеся отмечают основные тен­денции развития духовной жизни страны в 1940-1960-х гг.

Домашнее задание: опережающее задание (см.урок след. урок): с помощью дополнительной справочной информации подгото­вить сообщение по теме «Диссидентское движение в СССР».

Примерная тематика:

   «Зарождение диссидентского движения».

   «Процесс Ю. Даниэля и А. Синявского».

   «Борьба за права человека».

   «Защитники Хельсинских соглашений».

   «Имена и судьбы правозащитников».


Урок __ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР

Урок __ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР

Какие задачи стояли перед советской системой образова­ ния в первые послевоенные годы? -

Какие задачи стояли перед советской системой образова­ ния в первые послевоенные годы? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.