Духовная музыка
Оценка 4.6

Духовная музыка

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство
7 кл
27.02.2018
Духовная музыка
Духовная музыка в творчестве И.С. Баха. 7-й класс Цель и задачи урока: Воспитательные: • воспитание нравственно- эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные образы; Развивающие: • развитие познавательного интереса, формирование духовных потребностей; Образовательные: • расширить представление учащихся о личности И.С.Баха; • сформировать понимание специфики жанра духовной музыки; • познакомить с историей рождения органа. Ход урока Презентация. Слайд 1,2. Учитель. На предыдущих уроках мы с вами знакомились и слушали музыку Ф.Шуберта, С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинки, Л.Бетховена, В.Моцарта, и др. Сегодня мы продолжим знакомство с историей музыки, а именно с жизнью и творчеством великого немецкого композитора И.Б.Баха. Интересно то, что если спросить любителей музыки, кто из композиторов писавших для скрипки нравится им больше всего, то один назовет Вивальди, другой - Паганини. Не будет, вероятно , единого мнения и в фортепианной музыке. Один, не задумавшись, назовет Бетховена, второй - Шопена, третий - Чайковского. Однако на такой же вопрос об органной музыке, то в первую очередь назовут имя Иоганна Себастьяна Баха.
Духовная музыка в творчестве.doc
Духовная музыка в творчестве И.С. Баха. 7­й класс Цель и задачи урока: Воспитательные:  воспитание нравственно­ эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к  пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные образы; Развивающие:  развитие познавательного интереса, формирование духовных потребностей; Образовательные:    расширить представление учащихся о личности И.С.Баха; сформировать понимание специфики жанра духовной музыки; познакомить с историей рождения органа. Ход урока Презентация. Слайд 1,2. Учитель. На предыдущих уроках мы с вами знакомились и слушали музыку Ф.Шуберта, С.Прокофьева,  П.Чайковского, М.Глинки, Л.Бетховена, В.Моцарта, и др. Сегодня мы продолжим знакомство с историей музыки, а именно с жизнью и творчеством  великого немецкого композитора И.Б.Баха. Интересно то, что если спросить любителей музыки, кто из композиторов писавших для  скрипки нравится им больше всего, то один назовет Вивальди, другой ­ Паганини. Не будет, вероятно , единого мнения и в фортепианной музыке. Один, не задумавшись,  назовет Бетховена, второй ­ Шопена, третий ­ Чайковского. Однако на такой же вопрос об органной музыке, то в первую очередь назовут имя Иоганна  Себастьяна Баха. Ученик 1. Творчество Баха огромно и необъятно. И взглядом его не измеришь. По сравнению с ним  порой ощущаешь себя очень маленьким. С начало это может испугать. Потом вдруг  появляется удивительное желание расти, расти так, чтобы охватить все это. Слайд 3. Кому доводилось слушать орган тот помнит, наверное, какое удивительное и не сравненное  впечатление оставляет его звучание. История "короля" музыкальных инструментов, как издавна называют орган, очень интересна. Слайд 4. Прародителями органа были два незатейливые древние музыкальные инструменты: Флейта Пана (свирель) и волынка. От флейты Пана орган унаследовал постоянно возрастающие по ширине и длине трубки, а  от волынки ­ меха. Слайд 5. Ученик 2. Родиной первого органа является Александрия, позднее он появился в Древнем Риме. Орган с его громким звуком оказывался едва ли не самым обходимым инструментом, не  случайно орган сопровождал там торжественные церемонии, звучал в театрах, в цирке, на  ипподроме, при дворе. Вскоре после падения Римской империи орган исчезает, и появляется спустя несколько  веков, имея тот же вид, что и в пору своего "младенчества": в нем лишь один ряд труб,  примитивные кузнечные меха и вовсе нет клавиатуры. Постепенно орган совершенствуется. Появляется орган из 400 труб, управляемый двумя  ручными клавиатурами, в дальнейшем происходит группировка труб по регистрам, а спустя  еще 100 лет изобрели и ножную клавиатуру. Тесно связанные с архитектурой соборов органы, пожалуй, как ни один музыкальный  инструмент, не похожи друг на друга. Они разнятся и количеством труб(от нескольких  десятков до 30 и более тысяч) и разнообразием регистров. Поэтому одно и тоже произведение, исполненное на двух разных инструментах, будет  отличаться и по качеству звучания и по тембровой окраске. Популярность органа постоянно возрастала. Многие композиторы того времени сочиняли  для органа, но по праву лучшим был И.С.Бах. Слайд 6. Учитель. Иоганн Себастьян Бах написал лучшее, что когда­либо сочинялось для органа. Словами музыку никак не перескажешь, слишком много она в себя вбирает. Сейчас вы сами в этом убедитесь, прослушав знаменитую ТОККАТУ Баха. Музыка ее с начало, обычно, производит впечатление, подобное тому, как какое на вас  производит огромное здание. Оно вас давит своей тяжестью, своей величиной настолько,  что ничего другого вы не замечаете. Органная музыка, как правило действует впечатляюще  на всех, но на каждого по своему. Одних "давит", делает маленькими, ничтожными. Других  поднимает и возвышает в собственных глазах. Третьим говорит о красоте и бесконечности мира. Слайд 7. Звучит "ТОККАТА". Слайд 8. Ученик 3. Родился И.С.Бах в 1685году в Германии, в городе Тюрингии. Слайд 9. Он был выходец из народа, его дед был мельником, а мать пала овец. Но пение и игра на  разных народных инструментах постоянно звучали в доме Бахов. В 10 лет остался круглым сиротой, а с 15 лет начал самостоятельную жизнь. Музыка была  его профессией, его ремеслом. Он не мог не сочинять ее ежедневно. Этого требовала от  него жизнь. Он мечтал, чтобы его музыка была понятна простому народу. Он пронизывал  всю церковную музыку народными песенными интонациями, а церковные власти пытались  заставить писать музыку отвечающую древним традициям средневековья. Слайд 10. Слушая Баха верующие начинали думать о том , какая эта сложная и замечательная музыка,  как она необычна и прекрасна. И церковь боялась, что музыка Баха "уведет" народ от их  влияния, что церковь уже не будет иметь такой власти над человеком. В борьбе с церковью  прошла его жизнь и всю свою жизнь он увлеченно работает. Учитель: Как вы думаете, почему все таки писал произведения для церкви? Ученики: Потому что только в церкви находился его любимый инструмент ­ орган. Учитель: Совершенно верно. Орган давал Баху возможность общаться с людьми. И  слышится в этом море звуков голос мощного, свободного, распрямившегося во весь рост  человека, которого воспевал в своей музыке Иоганн Себастьян Бах. Когда Баха не стало, о  нем быстро забыли. Умер он 28 июля 1750 г. Слайд 11. Только 50 лет спустя о нем вспомнили и снова забыли. А еще через 30 лет вдруг было  обнаружено одно из самых грандиозных его творений ­ "СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ". Интерес к Баху резко возрос. Его музыку стали исполнять все чаще и чаще. Слайд 12. Страсти (музыкально­ драматическая форма) ­ это история жизни Иисуса Христа,  рассказанная четырьмя евангелистами ­ Марком, Лукой, Иоанном и Матфеем. Слайд 13. Это история предательства Иисуса его учеником Иудой, взятие Иисуса стражей, отречение  и раскаяние другого ученика ­Петра, шествие на Голгофу (место казни). В "Страстях"  раскрываются образы страдания народа. Идея самопожертвования, любовь к людям, смерть как подвиг, освещающий высокую цель ­ служение благу человека, сочувствие человеческим  страданиям. Лирическое тепло, полнота чувств составляют эмоциональную атмосферу этого  сочинения. Основа произведения ­ Иисус взял на себя муки ради избавления от мук человечества. Иисус у Баха ­ идеал человека, чистого душой, исполненный огромной любовью к людям.  Человек с такими качествами способен преодолеть страдания, даже смерть Сейчас мы послушаем один из самых ярких фрагментов этого произведения ­ "АРИЯ  ПЕТРА"(исполняет низкий женский голос­ альт). Слайд 14. Петр ­ один из учеников Христа. В этой арии речь о глубоком раскаянии человека,  совершившего. Ария Петра "Смилуйся надо мной" является самой драматической сценой  всего произведения (в "страстях" 78 частей, длятся 4 часа). РАЗМЫШЛЕНИЕ: ­ Попытайтесь в музыке увидеть человека. ­ Каков он? ­ Каков его внутренний мир? ­ Верит ли Бах в человека? Слушаем Арию. Учитель: Какие ваши впечатления от услышанной музыки? Ученики: Музыка величественна, обладает огромной жизненной силой ­ Баху не чужды  страдания человека, он знает им цену. Учитель: Действительно, музыка Иоганна Себастьяна Баха вселяет в человека свободу  дыхания, глубину чувств и мыслей, желание гордо, с высоко поднятой головой идти вперед к достижению высоких жизненных идеалов. Слайд 15.(стихотворение Н.Ушакова). Слайд 16. Вывод: И.С.Бах ­крупнейшая фигура музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Рефлексия: ­ Понравился ли вам урок? ­ Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? ­ Какой фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность?

Духовная музыка

Духовная музыка

Духовная музыка

Духовная музыка

Духовная музыка

Духовная музыка

Духовная музыка

Духовная музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018