«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей средствами эстрадного вокала»
Уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется рассказать вам о основных видах деятельности, средствах, методических приемах используемых на занятиях объединения «Домисольки» . В данной направленности, я работаю только два учебных года, но в целом музыка, занятие вокалом, эстрадное пение сопровождает меня с детства.
Основная цель образовательной программы вокального коллектива, определяется, как «Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через вокальное пение». Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи:
выявление и развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка, обучение вокально-хоровым навыкам и освоение музыкального репертуара. Кроме того, сюда входит и целый ряд воспитательных задач:
- привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования;
- творческое развитие личности ребенка,
- привитие любви к РОДИНЕ
- воспитание у детей чувства патриотизма.
С этой точки зрения занятия в вокальной группе способствуют социализации растущей личности.
Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей, видится мне в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в воспитании, по средствам вокального искусства.
Известно, что репертуар формируется в самом коллективе, а не просто берется из нотных изданий. При формировании репертуара, я всегда учитываю разнообразие и драматургическую линию произведений в сочетании с принципами контраста.
Задачи, которые я определила для себя с целью эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на уроках вокала:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию.
Развивать индивидуальные творческие способности детей. Способствовать формированию отзывчивости, любви к окружающему миру.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Работа над репертуаром - основа патриотического воспитания личности ребенка.
Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие коллектива. Я считаю целесообразным включать в репертуар такие произведения, которые позволяют решать многие задачи. Выделим из них наиболее важные.
1. Нравственное воспитание воспитанников Дома творчества. Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей.
2. Воспитание музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом. При выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала. В конечном итоге - дети должны справиться с исполнительскими трудностями. Здесь важна интуиция и чуткость руководителя, умение верно рассчитать способности своих воспитанников. При этом основным критерием отбора произведений для меня, является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному, и нравственному воспитанию детей, т.к. с их стороны возникает эмоциональная отзывчивость. Именно мелодия воспитывает больше, нежели словесный текст, именно мелодия создает ощущение прекрасного.
Таким образом, репертуар для вокальной группы должен отвечать следующим требованиям:
- доступность содержания,
- степень сложности должна соответствовать уровню подготовленности детей;
- отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все перечисленные параметры, но репертуар вокального коллектива в целом, должен им отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей.
Концертная деятельность тоже является одним из важнейших звеньев в воспитании. Выступление в концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, музыкальность, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях - авторитетное жюри. С этой точки зрения особо положительным для моего объединения был 2018 год. Этот год стал годом патриотического воспитания для моего коллектива. Мною была подобрана интересная по своему музыкальному языку и литературному содержанию программа, с которой дети, я считаю, достойно выступили на конкурсе «Край Духовницкий наш», «Молодежный калейдоскоп», на отчетном концерте посвященному «празднованию 73-тей годовщины Дня Победы». Но самое главное - дети познакомились с прекраснейшим песенным материалом на тему военных лет и любви к Родине.
В заключении хочу сказать, что концертная деятельность и участие в культурно-массовых мероприятиях, для моих обучающихся, всегда является возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.