Духовно-нравственное развитие школьников с ОВЗ на логопедических занятиях
На сегодняшний день проблема духовно-нравственного развития детей актуальна и волнует наше общество. Материальные ценности доминируют над духовными, в связи с чем искажаются представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Роль школы в формировании духовно-нравственного портрета ребенка очень важна. Особенно актуальна работа по данному направлению для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как практическое овладение нормами этики и поведения для них затруднено. Это можно объяснить ограниченным кругом общения, недостаточным опытом наблюдения за поведением окружающих людей, неспособностью анализировать различные жизненные ситуации.
Дети – та часть общества, которая не нуждается в обновлении системы ценностей. В связи с этим учитель должен пробудить в учениках духовность, сформировать в них систему нравственных и духовных установок и поведенческих компонентов культуры. Процесс приобщения учеников к духовно-нравственной культуре возможен на любых уроках и занятиях внеурочной деятельности.
В условиях МБОУ «СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова» г. Смоленска обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют систематическую коррекционную поддержку, в том числе и логопедическую.
Формирование духовно-нравственного портрета ученика на логопедических занятиях
Направления коррекционной работы |
Виды работы |
Речевой и музыкальный материал |
Развитие диафрагмального дыхания |
Дыхательная гимнастика, пение. |
Музыкальная драматизация песен С. Копыловой, отработка дыхания и голоса на песне «Легенда» П.И. Чайковского, исполнение отрывков из патриотических песен во время физкультминуток |
Развитие вокализации |
Вокальные упражнения, голосовые горки. |
|
Развитие общей и мелкой моторики, пантомимы |
Пальчивые игры, теневой театр. |
Инсценировка православных притч и стихов, русских былин |
Автоматизация звуков на разных уровнях |
Чистоговорки, стихи, поговорки, тексты. |
|
Развитие лексической стороны речи |
Использование картинного материала, совместный анализ, моделирование ситуаций |
Упражнение «секреты общения», «Давай познакомимся», «Встреча», «Розовое слово «привет» (по рассказу Джанни Родари) |
Развитие интонационной выразительности |
Упражнение на силу, высоту, протяжность голоса. |
Православные песни, диалоги, рассказы Н. Ушакова «Добрые слова», «Здравствуйте» и др. |
Таким образом, параллельно с коррекцией речевых нарушений с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится работа по формированию таких качеств как: умение учиться, осознание смысла жизни, знание православных истоков, способность организовать свою деятельность, умение пользоваться информационными источниками, инициативность к участию в конкурсах и открытых мероприятиях, коммуникативность, способность к духовному развитию, активность в выражении своей позиции, патриотизм, эмпатия, уважение к ценностям семьи и общества, любовь к ближнему, любознательность и пр.
Помимо традиционных логопедических занятий по воспитанию духовно-нравственных качеств у наших детей, я использую такой эффективный метод как логопедическая ритмика.
Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Духовно-нравственные качества личности на логоритмических занятиях можно развивать с помощью воспитания любви к малой Родине, использования фольклора и устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них вся жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.
Большой эмоциональный отклик вызывают русские народные игры. Играя с детьми, я использую различный реквизит - шапочки-маски, костюмы, музыкальные инструменты.
Большое внимание на каждом логоритмическом занятии отвожу пению. В распевание включаются потешки, пословицы, загадки, песенки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе, пропевая их, импровизируем. Танцы с пением и хороводы помогают координации пения с движением; упорядочивают темп движений. Хороводы в русских костюмах знакомят детей с национальными традициями своего региона. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию кисти руки, что в свою очередь развивает речь детей, а также воспитывает гордость за свой народ, любовь к Родине.
Любое логоритмическое занятие включает в себя пальчиковые игры. Русские пальчиковые игры дети слышат с раннего детства. Они и воспитывают, и учат детей понимать «Что такое хорошо и что такое плохо», вводят ребенка в жизнь, учат его жить.
Знакомство с загадками русского народа всегда обогащают и облагораживают. Это игра в узнавание, отгадывание, в разоблачение того, что спрятано и скрыто. Через загадки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Как показывает опыт, включение в логопедические занятия тем духовности, нравственности и патриотизма вызывает живой интерес у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря духовно-нравственному развитию на логопедических занятиях между детьми и учителем устанавливаются доверительные отношения, снимается напряжение, создается положительный настрой, что способствует развитию коммуникативной сферы ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.