Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—4 кл
22.04.2020
Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности
Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности. Методическая рекомендация из опыта работы.
статья.docx

Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности

 

Елена Александровна Магда

Учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное         

общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная   

школа № 13».

Город Обнинск

 

 

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Светлейший Патриарх Кирилл, ещё будучи Митрополитом Смоленским и Калининградским, сказал: «… Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала. »

Странный и разнообразный смысл вкладывается зачастую в понятие

 « духовность». Потеря истинного смысла этого понятия проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в школе. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной благочестивой жизнью. Духовное воспитание – это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели. Духовно- нравственное воспитание служит воспитанию чистоты, трудолюбия, патриотизма, личной ответственности за судьбу Отечества и сохранение историко-культурного и духовного наследия народа, формирует нравственные основы личности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в школьной программе появился предмет « Основы православной культуры», который даёт возможность расширить кругозор ребёнка, познакомить его с культурными ценностями своей страны, способствует нравственному воспитанию ребёнка, становлению его как личности, живущей в обществе.

Главная задача - научить любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя-« Поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам». Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет боль другому,  мы всё же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, создаёт некоторую нравственную точку отсчёта в сознании ребёнка.

Изучая этот курс, ребёнок получает возможность :

- вглядеться в свой внешний облик, задуматься о своём характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет;

-  осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими;

- понять свою значимость для других людей и её причины, то есть, ребёнок получает возможность понять самого себя.

 Чем больше каждый узнаёт себя, тем легче оказывается со временем  понять, что каждый человек тоже уникален и единственен в своём роде и что его собственная ценность и ценность других людей определяется тем, что они способны сделать хорошего  для других людей. На этих занятиях большое место занимают такие формы, как беседа, дискуссия, работа со словарём, выполнение заданий аналитического (понаблюдай, подумай, вспомни) и творческого (нарисуй, сочини, расскажи) характера.

Самостоятельные работы детей дают учителю богатую информацию о внутреннем мире их автора, о его видении мира, о взаимоотношениях в его семье и пр. На всех уроках царит атмосфера доброжелательности, взаимной заинтересованности, искренности, уважения к мнению каждого, сотрудничество. На это работает и отсутствие образцов, которые ребёнку надо воспроизвести. Дети максимально активно включаются в работу. Они не только высказывают своё мнение, но и учатся слышать друг друга, общаться друг с другом, доносить своё сообщение до сверстников, включаясь в обсуждение, приходить к общему мнению.

Из сочинений детей:

« Мои ближние – это мои родители, это мои родственники. Но я каждый день хожу в школу, и рядом со мной оказываются люди, которые мне тоже близки, мои ближние. Это мои друзья, мои учителя. С ними я даже бываю чаще, чем с некоторыми родственниками. Если я не буду уважать своих одноклассников и ладить с ними, то моя школьная жизнь станет невыносимой. Поэтому я считаю, что надо помнить: « Возлюби ближнего, как самого себя».»

Павел М. 4 кл.                                                                                                             

« У меня есть одноклассники, с которыми я дружу. Я их люблю. У меня есть одноклассники, с которыми мне иногда не удаётся договориться, я с ними ссорюсь. Но мы учимся в одном классе. Мы каждый день видим друг друга, мы находимся в одном пространстве. И если мы не будем ладить, то наши дни станут неприятными, раздражительными, недобрыми. Разве можно жить в такой обстановке? Поэтому важно помнить « Возлюби ближнего твоего, как самого себя.» И тогда в любой ссоре найдётся хорошее решение, правильный выход. И тогда никто не будет обижен и огорчён.»

Степан М. 4 кл.                                    

Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного общего образования. Это также историческая и культурная традиция русской школы с момента её возникновения. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству. За многие века своего существования Православие накопило колоссальный духовный, этический и эстетический потенциал – лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры. Это должно быть интересно и важно не только носителям православной религиозной традиции, но и детям, воспитывающимся в других традиционных религиях или не имеющих такого воспитания, но постоянно проживающих в России.

Один из принципов преподавания курса « Основы православной культуры» : расширение объёма знаний не должно опережать духовно-нравственного развития ребёнка. Что же касается организации непосредственно урока, то, конечно урок должен быть построен как живое общение с детьми. То, о чём говориться на уроке, дети должны переживать, соотносить со своей собственной жизнью. Иначе, это будет просто информация, которая пройдёт стороной.

Казалось бы такая недетская тема « Сквернословие», но как она важна уже в младшем школьном возрасте. Как эти слова обидны, разрушительны, как от них становится горько и главное: почему? Об этом можно и необходимо говорить с детьми. Изучая этот вопрос, мы вникли в саму суть происхождения этих слов, как и когда они появились, что происходит с любым живым организмом, когда в его присутствии произносятся эти слова. Пользуясь интернетом, дети имели возможность рассмотреть молекулу ДНК человека, её изменения после произнесения бранных слов. Такие сведения не могут быть просто информацией, которая пройдёт стороной.

Из детских сочинений:

« Если люди постоянно сквернословят, значит они просто оскорбляют свой род, момент своего зарождения и миг своего появления на свет. Как больно смотреть на людей, которые сквернословят. Слыша бранную речь, сжимаешься от неловкости услышанного, хочется убежать, спрятаться. Это – совесть, душа трепещет от боли за своих любимых и родных твоему сердцу людей.»

                                                                                                           Таисия Д. 4 кл.

« Как избавиться от сквернословия? Мой совет – не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Пусть все говорят, а я не буду. Конечно, для этого требуется мужество. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно. Всё равно есть люди, на кого можно опереться, с кем можно противостоять злу. … В нашей семье никто не употребляет бранных слов. Наверное, это происходит оттого, что все мои родные много читают и знают огромное количество русских слов, помогающих грамотно выражать свои мысли.»

                                                                                                                Ира К. 4 кл.

« Чтобы исчезло сквернословие, надо всегда стараться говорить вежливо и красиво, иногда сдерживать себя. Научиться думать и говорить о хорошем  и помнить, что наши слова материализуются, а мысли реализуются. Надо  как можно больше говорить добрых и тёплых слов другим. И это станет вашей привычкой, которая будет вам нравиться.»

Полина Т. 4 кл.                                                                                                                      

Курс « Основы православной культуры» - курс культурологический. Он даёт возможность получить новые сведения о культуре родной страны, получить информацию о древних традициях,  устоях, обрядах и обычаях родной страны. Дети узнают о героическом прошлом России; знакомятся с биографией людей, являющихся образцом нравственного поведения. Наконец, они становятся участниками основных Православных праздников. Всё это помогает воспитать ребёнка в духе любви и уважения к старшим, к своей семье, к окружающим людям.

На практике мы убедились, что изучение этого курса несёт в себе и косвенное воздействие на семью. Ребёнок включает в процесс своего эмоционального отклика на занятия  своих домашних. Он стремится приобщить их к данному процессу через рассказы, выполнение заданий, обсуждение проблем и пр. Все родители отмечают важность этого курса, отмечают свой личный интерес к получаемой от детей информации; во многих случаях стал налаживаться микроклимат семьи.

На одном из родительских собраний прозвучали замечательные слова : « Надеемся, что теперь Россия станет сильнее, ведь начала возрождаться духовность. О Православии теперь открыто говорят в школе, на уроках.» Это, наверное, и есть самое лучшее разъяснение того, для чего или зачем изучать этот курс, начиная с младшего школьного возраста.

 


 

Литература

 

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204 с.

 

2. О. Янушкявичене. Дерево доброе. 4-изд. Москва. 2002.

 

3. Программа курса « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс. М., 2013.

 

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. М., 2010.


 

Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности

Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности

Чем больше каждый узнаёт себя, тем легче оказывается со временем понять, что каждый человек тоже уникален и единственен в своём роде и что его собственная…

Чем больше каждый узнаёт себя, тем легче оказывается со временем понять, что каждый человек тоже уникален и единственен в своём роде и что его собственная…

Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром

Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром

Чтобы исчезло сквернословие, надо всегда стараться говорить вежливо и красиво, иногда сдерживать себя

Чтобы исчезло сквернословие, надо всегда стараться говорить вежливо и красиво, иногда сдерживать себя

Литература 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Литература 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020