Духовно-нравственное воспитание
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание

Оценка 4.7
docx
26.09.2021
Духовно-нравственное воспитание
ДУХОВНОСТЬ.docx

Промокшая скамейка…

И листья подметает не спеша

Усталый дворник в ветхой телогрейке,

А под скамейкой съежилась душа

Да, да, душа.

Обычная, вот  только

Промокла и от холода дрожит

И вспоминает, как хозяин колко сказал:

«Душа, ты мне мешаешь жить,

Болишь по каждой убиенной мошке,

Сжимаешься от плача малыша.

Мой завтрак отдаешь бездомной кошке-

Я больше не могу с тобой, душа,

Мои слова давно устали плакать.

Прошу тебя, как друга: уходи»

Она ушла в сырую слякоть,

И с нею вместе плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,

Заглядывая в окна и глаза.

Над нею осень хлопала ветрами

И вслух с судьбою спорила гроза

Осенний сад. Промокшая скамейка

И листья снова падают шурша.

Работу кончил дворник в телогрейке,

А под скамейкой умерла душа…

 

Я не случайно начала своё выступление с этого, быть может, мрачного стихотворения. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут наши дети.

Общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека против природы, против своей истории, свободы, против самого себя.  С экранов телевизора буквально лавиной  несется на нас негативное отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы уже сами не замечая того, привыкаем к сленговой речи, а вместо классики, увы, читаем лёгкое чтиво, основной частью которого являются однотипные детективы. Мы смеёмся над глупыми шутками и считаем, что это и есть юмор. Мы закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы, отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни, идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество.

А дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. И я, как классный руководитель, пытаюсь  помочь своим детям воспитать в себе духовно-нравственные качества.

Готовясь к педсовету, на одном из классных часов , я решила узнать у своих восьмиклассников, как они понимают те или иные духовно-нравственные понятия. И вот что получилось (слайд).

Для формирования духовно - нравственных качеств я провожу следующие тематические классные часы:

1.                 Я и моя семья.

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к взрослым помогает преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества.

Ребята придумывали сказку о своей семье, начиная со слов «Жили-были…»

Вот какие сказки получились у детей (читаю отрывки). Рисовали рисунки своей семьи, вспоминали предков, редкие семейные профессии. Подвели итог классного часа фразой : «Я благодарен маме, папе, дедушке, бабушке…» (слайд)

2.                 Отмечали всемирный день поэзии 21 марта.

Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому поэзия очень благодатна для воспитания  духовных ценностей. Говорили о Пушкине. Поэзия Пушкина - это школа эстетических чувств и богатства идей, школа высокой нравственности.

Еще в раннем детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. «Красота мыслей, красота жизни, красота чувств - вот основной смысл и содержание лирики Пушкина, ее непреходящее значение для всех новых и новых поколений. Пушкин отрыл в своей лирике тот мощный источник, который облагораживал и возвышал человеческие чувства, который сохранил своё значение для последующих поколений читателей.... До сих пор высокие чувства пушкинской лирики влияют на духовный облик человека, помогают любить верить, надеяться».

Пытались в этот день говорить в рифму, читали любимые стихи, пытались сочинять, составляли буриме. Отгадывали известные стихотворения.  (слайд).

3.                 Интересно прошло мероприятие «Читать – это модно» для двух восьмых классов, которое мы готовили со Жданюк С. И. Рассказывали историю возникновения книг, смотрели памятники книгам, дети выполнили множество творческих заданий. Итогом урока стала памятка, которую получили все дети «Читать – это модно!»(демонстрация памятки)

4.                 Часто на классных часах затрагивалась тема патриотического воспитания. Проводились уроки мира (слайд), принимали участие в общещкольных мероприятиях на патриотическую тематику: выставка цветов ко дню освобождения Донбасса, инсценирование военной песни (слайд), изучали историю Донбасса, говорили и смотрели о знаменитых людях нашей республики, рисовали рисунки (слайд), пытались размышлять о патриотизме как таковом.

5.                 Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина. Трудовое воспитание – это тоже часть духовно-нравственного воспитания, поэтому, чтобы не прийти на субботник, в нашем классе нужна очень веская причина. Дети любят субботники. Субботник – это не только уборка территории. Это общение, это умение коллективно выполнять общее дело, помогать другим. (слайд)

6.                 В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту.  Наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушным, она переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемому. Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и безобразное. Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. 

Однажды один современный англичанин приехал в Индию. Он заметил, что женщины в Индии очень сильно отличаются от женщин в Европе. Он, например, заметил, что женщины покрывают тело, покрывают голову, руки и даже лицо. И он спросил одного индуса:

— Почему так?

Индус дал ему две конфетки: одна конфетка в обёртке, а другая — без обёртки. Англичанин, конечно, выбрал ту, что в обёртке. Индус спросил:

— А почему ты взял в обёртке?

Англичанин ответил:

— Ну, как почему? Она же чище!

И брахман сказал:

— Вот так и у нас. Наши женщины чище!

По мере возможности мы выезжаем в театр, планетарий, цирк, боулинг, были на казачьей заставе, отмечаем вместе праздники, веселимся и радуемся. Все это- огромный жизненный опыт для моих детей. Они учатся общаться, дружить, прощать, сострадать, они учатся быть хорошими людьми.

7.                 Мы каждый год поздравляем нашу первую учительницу с Днем рождения, дети сами делают подарок и для них это очень важно.

Я хочу, чтобы в нашем классе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

И хотя 8-а класс не самый лучший класс в школе, хочется верить, что мы посеем в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А может, они меня учат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Притча «Четыре свечи»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, сто слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: «Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранять. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!». И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: «Я – вера. к сожалению я никому не нужна. Люди не хотят не чего слышать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше" Едва произнеся это, подул легкий ветерок и задул свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: "Я ЛЮБОВЬ-у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они не навидят тех,  которые их любят больше всего-своих близких." Долго не ждав и эта свеча угасла.

Вдруг...в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он закричал: "ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ-Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!" Произнеся это, он заплакал. Взволнованая четрертая свеча сказала: "НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧ!ПОКА Я ГОРЮ,ВСЕГДА ПОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ СВЕЧИ:

Я НАДЕЖДА!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Промокшая скамейка… И листья подметает не спеша

Промокшая скамейка… И листья подметает не спеша

Пожалуй, это и есть наше современное общество

Пожалуй, это и есть наше современное общество

До сих пор высокие чувства пушкинской лирики влияют на духовный облик человека, помогают любить верить, надеяться»

До сих пор высокие чувства пушкинской лирики влияют на духовный облик человека, помогают любить верить, надеяться»

Индус дал ему две конфетки: одна конфетка в обёртке, а другая — без обёртки

Индус дал ему две конфетки: одна конфетка в обёртке, а другая — без обёртки

Притча «Четыре свечи» Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли

Притча «Четыре свечи» Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021