Духовно-нравственное воспитание детей в Царской Семье.
Оценка 5

Духовно-нравственное воспитание детей в Царской Семье.

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
12.07.2020
Духовно-нравственное воспитание детей в Царской Семье.
Духовно-нравственное воспитание детей в Царской Семье..docx

Духовно-нравственное воспитание детей в Царской Семье.

 

 

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/images/gpvdvsinr0.jpg

 

Императрица Александра Федоровна писала:<<Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни>>. И действительно Царь Николай и Царица Александра на протяжении всей их земной жизни на собственном примере учили детей милосердию, состраданию, братолюбию.

Искреннюю, горячую любовь членов семьи последнего Императора друг к другу замечали даже недруги этой семьи. Но любовь отнюдь не была стихийной. Царица Александра Феодоровна, будучи настоящей хранительницей семейного очага, создавала домашнее благо своими руками: << В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить всё красивое, иснинное, святое, - писала она. – Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы…>>

Царские дети ссорились – как и все дети. << Не ссорьтесь друг с другом, - наставляла Империатрица, - это, в самом деле, просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми>>. Из переписки Царевен с матерью можно догадаться и о ревности Марии по отношению к старшим сёстрам, и о детском соперничестве между старшими – Ольгой и Татьяной. Но терпение и такт Александры Феодоровны помогли детям с возрастом преодолеть неизбежные трения – четыре Великих княжны и их брат-цесаревич и сейчас служат для всех нас образцом братско-сестринской любви.

 

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/images/gpvdvsinr2.jpg

 

Педагог Пьер Жильяр вспоминал о царевнах: << Трудно было найти четырёх сестёр, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплочённых дружбой. Последняя не мешала их личной самостоятельности и, несмотря на различие темпераментов, объединяла их живой связью. Из начальных букв своих имён они составили общее имя <<Отма>. Под этой общей подписью они иногда делали подарки или посылали письма, написанные одной из них от имени всех четырёх.>>

Царские дочери действительно были несхожи по характеру. Старшая Великая Княжна Ольга, представляла собой тип истинной принцессы – хрупкая, утончённая, любящая чтение и искусства и не любящая домашнего хозяйства. При этом она обладала большим философским умом и способностью к глубоким и тонким переживаниям, которые скрывались порой за некоторой нервностью. Ольга кажется загадочней сестёр. Мы читаем в воспоминаниях современников, как непосредственна и весела, как всегда искренна была эта Царевна, и как отрадно было с ней окружающим, но… <<Вместе с тем Великая Княжна Ольга Николаевна оставляла впечатление человека, как будто бы пережившего в жизни какое-то большое горе. Бывало, она смеётся, а чувствуется, что её смех – только внешний, а там, в глубине души, ей вовсе не смешно, а грустно>> (М. К. Дитерихс).

Вторая Великая Княжна, Татьяна Николаевна, повзрослев, отличалась открытостью обществу – в отличие от любящей уединение Ольги, и готова была всегда работать на благо подданных своего отца. Через несколько недель после начала Первой мировой войны она выступила инициатором создания в России << Комитета Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий>>. <<Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во Дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум Императрицы и детальный подход ко всему>>, - вспоминала баронесса С. К. Буксгевден. Сёстры и брат шутливо называли Татьяну <<гувернёром>>, что само по себе говорит о многом. К. М. Битнер отмечала: <<Если бы семья лишилась Александры Феодоровны, то крышей бы для неё была Татьяна Николаевна. Она была самым близким лицом к Императрице. Они были два друга>>.

Третья из четырёх сестёр, Великая Княжна Мария Николаевна, << была красавицей, крупной для своего возраста. Она блистала яркими красками и здоровьем; у неё были большие чудные серые глаза. Вкусы её были очень скромны; она была воплощённой сердечностью и добротой; сёстры, может быть, немного этим пользовались и звали её <<добрый толстый Туту>>; это прозвище ей дали за её добродушную и немного мешковатую услужливость>> (П. Жильяр). При этом юная девушка обладала большой внутренней силой. <<У неё был сильный властный взгляд. Помню её привычку подавать руку, нарочно оттягивая её вниз>> (И. В. Степанов). Она умела и любила говорить с простыми людьми, и ещё очень любила возиться и нянчиться с детьми, что давало повод современникам отмечать, что <<по натуре это была типичнейшая мать. Её сферой были маленькие дети>>.

О самой младшей из Великих Княжон, Анастасии Николаевне, говорили, что она состоит не из плоти, а из ртути. Весёлая, остроумная девочка обладала ярким даром мима, любила розыгрыши и проказы, нередко являла большой талант комедийной актрисы. <<Вечно, бывало, она всех смешила, сохраняя деланно – серьёзный вид>> (М. К. Дитерихс). Девочка - <<сорванец>>, <<швибз>>, как называли её родные, жить не могла без шалостей, и усмотреть за ней было нелегко. Когда во время Первой мировой войны Царские дочери проводили много времени с ранеными в госпитале, Анастасия радовалась тому, что при ней <<даже раненые пляшут>>.

Невозможно оторвать взгляд и ещё от одной фотографии Царской Семьи. Самые младшие, Алексей и Анастасия, стоят рядом, юная Царевна дружески обнимает любимого брата. Наверное, брат понимал её больше старших сестёр, - сближал юный возраст и любовь к проказам.

Единственный сын Императора Николая Второго, дарованный Богом в ответ на долгую и усердную родительскую молитву… Кем бы стал этот ребёнок, успей он войти во взрослую жизнь? История не знает оборота <<если бы>>. Но нам известно, что мальчик – Наследник обладал сильной волей, окрепшей в нём из – за частых физических страданий. Страшная болезнь – гемофилия – вообще стала своеобразным воспитателем маленького страдальца, развила в его характере внимание к больным и слабым. Вглядываясь в жизнь простых людей, Алексей часто восклицал: <<Когда я буду Царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы>>.

Все дети Николая Второго, совершенно несхожие между собой, духом были едины. Как в любой здоровой многодетной семье, старшие брали на себя часть родительских обязанностей. Царь и Царица смотрели на них как на помощниц в воспитании младших. <<Прежде всего помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим… - наставляет мать старшую дочь. – Они, маленькие, не так хорошо всё понимают и всегда будут подражать большим. Поэтому ты должна обдумывать всё, что говоришь и делаешь>>. К Ольге же Александра Феодоровна обращается в письме: <<Cтарайся серьёзно говорить с Татьяной и Марией о том, как нужно относиться к Богу…>>

 

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/images/gpvdvsinr3.jpg

 

Видеть в каждом человека... В Царской Семье это было не просто принципом, но образом жизни. Известные простота и скромность этой семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не приносили ей популярности. Напротив, больше всего царя и царицу осуждали именно за эти качества. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества.

Очень непростое и в общем – то непредсказуемое это дело – христианское воспитание ребёнка. Без глубокого проникновения в суть Православной веры даже при постоянном посещении храма не будет истинного воцерковления. В духовной жизни Царской Семьи одно было неразрывно связано с другим. И любовь ко Христу в этой семье была неотделима от любви к людям.

Взгляды государя и его семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, затрагивавших чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. Государь требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.

Большой радостью были для Царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать. <<Но кроме купания в этих поездках было много радостного: катанье на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших: гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией>>(П. Савченко). Но случалось во время этих поездок и такое.

Николай Дмитриевич Семенов - Тян-Шанский вспоминал: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, цесаревич, разрезвившийся на берегу (он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер, и их разбрасывало; Его Величество, обращаясь ко мне, сказал: <<Оставьте вещи, Алексей их уронил, он и должен их собрать>> — и, обращаясь к наследнику, заставил его поднять мои вещи>>.

Подумаем, а не упускаем ли мы наших детей именно в таких, незначительных на первый взгляд, мелочах, не позволяем ли благодаря <<пустякам>> развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?

С первых лет замужества Императрица Александра Феодоровна проявила интерес к туберкулёзным санаториям рядом с Ливадией – крымским поместьем Царской Семьи. Она поддерживала их за счёт собственных средств и каждое лето организовывала здесь благотворительные базары. Выручка шла тем, кто был слишком беден, чтобы платить за лечение. Когда подросли дочери, Александра Феодоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Государыне часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных из – за туберкулёзных бацилл, но она отметала эти возражения. Императрица сказала как – то, что дети должны знать: <<Кроме красоты, в мире много печали>>.

Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову августейшим родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только сама государыня, но и ее юные дочери работали в госпиталях и посещали раненых.

При работе с ранеными усталость была огромна, но огромной была и духовная отдача. <<Наши девочки прошли через тяжёлые курсы для своих лет, и их души очень развились, - писала Императрица мужу. – Они делили все наши душевные волнения, и это научило их смотреть на людей открытыми глазами>>.

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/images/gpvdvsinr4.jpg

 

Также воспитывали и сына. Чтобы показать мальчику, наследнику, реальную жизнь его будущих подданных, страдания войны, государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению.

<<Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог>>, — писала императрица Александра Феодоровна.

Но при этом царская чета оберегала детей от всего непотребного. Да, царевич и царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но они не знали мерзостей порока. Старшие царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран они могли ощутить — смрада человеческих пороков не ощущали даже в Екатеринбурге в заключении, когда похабники-караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.

В императоре и императрице не было ни капли родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Феодоровна, не перешла в превозношение детей.

Чему же учила детей святая императрица Александра Феодоровна? Из письма к дочери Ольге: <<Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей — быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей — это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших...>>

<<Дети должны учиться самоотречению, — рассуждала императрица. — Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно — слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми>>.

 

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/images/gpvdvsinr5.jpg

 

Мы видим, что христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: <<Любовь — это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других...

Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь... Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения... Всегда любить — это долг>> писала в своих письмах  к дочерям  царица - мученица Александра Федоровна.

Зачем нужно послушание в детях?

Государыня Александра Феодоровна не затруднилась бы ответить на этот вопрос. <<Послушай, дорогая, — пишет она самой <<трудной>> своей дочери, Ольге, — ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу, даже если другие заняты чем-то своим. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше>>.

Послушание нужно детям не для того, чтобы потешить родительскую гордыню, а чтобы научиться слушаться Бога; приобрести разумное послушание, т.е. христианскую добродетель, — одно из условий спасения. И если разумные родители проецируют детское послушание на высшее — на Бога, естественно, они будут стараться и сами вести себя по-христиански.

Обучая детей послушанию, императрица строга и последовательна: <<Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила, — стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным, и ты не понимаешь его причины, но я-то её знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и папу и, конечно, Мари и С.И. Я сама была маленькой девочкой, меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил, был строг со мной>>. Совершенно верно: есть родительские требования, которые детьми должны, безусловно, выполняться. Запреты должны быть разумными, немногочисленными, но четкими: раз нельзя — так нельзя. Однако почему в письме Александры Феодоровны не ощущается духа приказа? Только материнские любовь и теплота. Потому что любовь определяла в жизни императрицы все, а менторство вообще было ей чуждо как христианке.

Царская Семья — это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное внимание уделялось православному воспитанию  в Царской  Семье.

Весь внешний и духовный уклад быта Царской Семьи представлял собою типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи. Уклад Царской Семьи называли <<патриархальным>>. Утром и вечером каждый из её членов неуклонно молился. После сна по возможности собирались вместе, слушали, как мать или отец читают положенные на данный день отрывки из Евангелия и Посланий святых апостолов. Также никто не садился за стол и не уходил из – за стола, не помолившись.

Во время пребывания семьи в Царском Селе приёмы были ограничены из – за плохого самочувствия Императрицы. Свита во дворце не жила, поэтому за столом собирались без посторонних и совершенно запросто. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913 – 1914 года в Царском Селе. Уроки с Наследником начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. После прогулки во время отдыха в карете, санях или автомобиле занятия возобновлялись до часу дня. Затем учитель и ученик проводили два часа на воздухе. Великие Княжны и Государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сёстрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до обеда, который подавался в семь часов для Алексея Николаевича и в восемь – для остальных членов семьи. День заканчивали чтением вслух какой – нибудь книги.

Все дети были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, приучались не любить роскоши. Император и императрица были верны принципам их собственного воспитания: походные кровати без подушек, холодные купания, простая еда (говядина, свинина, борщ и гречневая каша, вареная рыба, фрукты).

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей. Царевич Алексей в парке Александрия, возле Петергофа, сам посеял, вырастил и убрал пшеницу.

Находясь в заточении, царские дети с отцом по своему желанию сами заготавливали дрова на зиму, выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега и т.д., причем делали это, как свидетельствуют их письма, с большим удовольствием.

Праздность была чужда семье последнего Императора. Даже после ареста в Царском Селе Николай Александрович с семейством всегда были при деле. По словам М. К. Дитерикса, <<вставали в 8 часов утра, молитва, утренний чай всех вместе… Гулять разрешалось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от учебных занятий время дня дома Государыня и дочери шили что – нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без дела. Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением Императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лёд для погреба, или обрубали сухие ветви, заготавливая дрова для будущей зимы.

Всегда в жизни Царских детей учёба и посильный труд сочетались с весёлыми играми.<<Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными, - писала Государыня, - Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу>>.

Внешних развлечений, вроде выездов, балов, Царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия. Кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений – домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда были радостным событием, давали и детям, и родителям душевное отдохновение даже в трагические дни заключения.

Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был старый осёл из цирка, Ванька, с которым очень любил играть Цесаревич, <<бесподобное, умное и забавное животное, - по словам П. Жильяра. -  Он очень забавлял нас, так как знал много  самых невероятных фокусов>>, например, с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости.

Эти дети не жили в монастыре. Они вращались в миру полном роскоши и разврата, но оставались скромными и чистыми, как будто ничто грязное и жестокое не затронуло их души. Весь быт этой семьи оставался таким, дети росли в обстановке любви и чистоты.

Так проходила жизнь четырёх дочерей и сына Императора Николая Второго. Их занятия и развлечения укрепляли дружбу детей с родителями. Эта тесная дружба способствовала единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении святое семейство явило даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви и сплочения перед лицом смертельной опасности.

Таким образом, детей в Царской Семье воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина. Пример воспитания в этой семье — не единичное явление, а целый пласт в нашей отечественной духовной культуре.

 

Список источников:

 

1.     Кравцова М.В. Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников / М.В. Кравцова. М.: Благо, 2003. – 288 с.

2.     Кравцова М.В. Царские дети./ Журнал Купина № 2 (15) 2007 год.

3.     Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Т. I / С.С. Ольденбург. Белград: Издание Общества Распространения Русской Национальной и Патриотической Литературы, 1939. – 384 с.

4.     Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К. Бонецкая. М.: Сретенский монастырь, 2005. – 448 с.

5.     Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской Семье, 2013. Екатеринбург.  VIII Съезд православных законоучителей Екатеринбургской митрополии. Доклад  кандидата педагогических наук иеромонаха Иеронима (Миронова).

 


 

Духовно-нравственное воспитание детей в

Духовно-нравственное воспитание детей в

Великих княжны и их брат-цесаревич и сейчас служат для всех нас образцом братско-сестринской любви

Великих княжны и их брат-цесаревич и сейчас служат для всех нас образцом братско-сестринской любви

Бывало, она смеётся, а чувствуется, что её смех – только внешний, а там, в глубине души, ей вовсе не смешно, а грустно>> (М

Бывало, она смеётся, а чувствуется, что её смех – только внешний, а там, в глубине души, ей вовсе не смешно, а грустно>> (М

Но нам известно, что мальчик –

Но нам известно, что мальчик –

В духовной жизни Царской Семьи одно было неразрывно связано с другим

В духовной жизни Царской Семьи одно было неразрывно связано с другим

В полной мере это проявилось во время

В полной мере это проявилось во время

Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им

Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им

Мы видим, что христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: <<Любовь — это самое великое в мире

Мы видим, что христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: <<Любовь — это самое великое в мире

Обучая детей послушанию, императрица строга и последовательна: <<Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила, — стремись их не…

Обучая детей послушанию, императрица строга и последовательна: <<Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила, — стремись их не…

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей

Таким образом, детей в Царской

Таким образом, детей в Царской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020