Духовно-нравственное воспитание дошкольника в семье
«Воспитание
любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать
эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
Д.С. Лихачёв
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,
стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в
наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми
к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –
вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и
высоконравственных детей.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию,
что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,
и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и
желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о
нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за
детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод,
что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы
связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их
вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это
говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с
дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя
больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических
чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и
родные напевы.
Загадки, пословицы, поговорки – эти
жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них
и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы,
поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей,
помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления
личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы
эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно
раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников,
вносящим свой вклад в общее
дело. Одна из граней патриотизма
– отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками
человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как
можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда
воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига.
Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о
том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей
с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда,
его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране.
Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о
героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает
воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей
велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе
ребенка, рождает стремление к подражанию.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок,
какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным
и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры
трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с
которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство
проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и
исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к
истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит
и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными
патриотами.
Любовь к Родине становится
настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше
узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества,
бережно относиться к его богатствам.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Нравственно-патриотическое
воспитание включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России; своем городе%
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в
условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной
деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в
жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких
друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных
кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье»,
разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив
ли, удобен ли для жилья.
2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой
задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого
города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку
сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о
городе, стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории
страны, края. Организуйте экскурсии в Музей Семьи Степановых, к мемориалу
«Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о
том, как чтят память погибших.
3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам,
книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь
развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и
посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет
приучить ребенка к бережному отношению к книге.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к
хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую
пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем
труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать
представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада,
предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай
рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу,
что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку
нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края.
Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо
полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что
земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут
на ней и дают хорошие урожаи.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
Во всех возрастных группа организованны патриотические
уголки, наполненные предметами быта, изображением национальных костюмов,
ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и родителями
воспитанников, художественной литературой.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного гражданина.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.