Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Какое сегодня число?А месяц? -С какой буквы пишется название месяца? |
СЛАЙД 1 Я …хочу вас поприветствовать улыбкой, а вы поприветствуйте наших уважаемых гостей и друг друга своей улыбкой. Можно сесть
Настраиваемся помогать друг другу, слушать и слышать. Проверьте готовность к уроку: Букварь, пенал, пропись №4. В центре у каждой группы лист, который понадобится нам для работы. У каждого на краю стола лежит лист самооценки. посмотрите и отложите. Будем оценивать свою работу.
|
Садятся
|
Актуализация знаний.
Сообщение темы
Постановка цели Учиться… Узнать… Выяснить…
Работа с Букварем с.85 Чтение слов по столбикам и строчкам, сравнение.
Нахождение омонима
Выборочное чтение слов с я
ЛИСТ САМООЦЕНКИ 1
???В какой группе слов буква Я смягчает согласный, в какой имеет 2 звука?
Физкультминутка (музыкальная)
Работа в группах
Словарная работа.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ 2
Работа в Прописи с.6 Подготовка к письму буквы Я. образец в прописи
Объяснение написания буквы я
Письмо в воздухе буквы. работа по написанию элементов письменной буквы я.
Работа в Прописи с.6
Письмо буквы в «Прописи».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ 3
Письмо слов с заглавной буквой в начале слова, по данному образцу с комментарием.
Работа в Прописи стр.7
|
- С какого слова я начала урок? ( Давайте я вам напомню: « Я …хочу вас поприветствовать») -Что знаете об этом слове? (Скажут дети)--- ЩЕЛЧОК
Придвиньте Букварь, откройте с.85,Пропись с.6 и определите тему урока. :-Значит какая сегодня тема урока? - Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Ваша задача на уроке быть внимательными и вдумчивыми читателями.
Посмотрите-кто к нам сегодня пожаловал? ЩЕЛЧОК. Как ее зовут? Знаете ли вы, почему эту ворчливую и крикливую старушку называют таким странным именем? А послушайте как толкуется это слово в словаре:
Почему мы сегодня вынуждены говорить об этой не очень-то доброй и симпатичной старушке? ( С какой буквы начинается имя у бабушки?)
Б.Яга не зря сегодня у нас на уроке. Она хочет научиться писать первую букву своего имени и узнать что-то новенькое для себя ЩЕЛЧОК
-Перейдем к работе с Букварем ЩЕЛЧОК -Читать будем слова по столбикам.
-Какими гласными буквами различаются слова 1 и 2столбика? -Сколько звуков обозначает буква я? -Какой общий гласный звук в словах 1 и 2 столбика? -Найдите среди прочитанных омоним (Подсказка: омоним- слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение) ЩЕЛЧОК
-А сейчас прочитаем 2 группу слов на с.85 в паре по строчкам.ЩЕЛЧОК -Покажите руками когда пара справится. -Прочитайте только слова с буквой я.( Люба) -Слова какой части речи прочитали? Докажите свою правоту.
Возьмите лист самооценки. Оцените себя как партнёра, поставив + или –( читал один человек или по очереди, перебивал при чтении, следил ли за чтением собеседника) Отложите лист на край стола. Вернемся к словам 2 группы: -Сколько звуков у буквы «Я» в прочитанных словах -Какие звуки вы слышите в этих словах? Произнесите хором
-Обобщим. Какие звуки у буквы я? Сколько? Когда? ЩЕЛЧОК
-Пожалуйста, найдите во 2 группе слово-, которое обозначает действие ( глагол) в последнем столбике ,в нем звуков больше, чем букв, но нет гласной я.( если не найдут- дом.зад.по желанию найти)
Закрываем Букварь, кладем на край стола.
-А сейчас отдохнем. ЩЕЛЧОК
после окончания: «А б.Яга остается с нами, она вами очень довольна и знает, когда ее буква имеет один звук, а когда -2.
-Сейчас поработаем в группах. Все задания связаны с буквой я. -Вам надо взять лист в центре группы. Определить, как одним словом называются слова, с точки зрения русского языка, расшифровать слова и рассказать всем остальным группам. Попробовать объяснить значение слов Показать руками, когда закончите. . -Напоминаю правила работы в группе (они на экране ЩЕЛЧОК)
РЕБУСЫ: Япония, як, яма. АНАГРАММЫ: Маяк-ямка, баян-баня, мария-армия АНТОНИМЫ (соединить стрелками) смеяться-плакать, ядовитый-съедобный, неряшливый-аккуратный, потерять- найти КРОССВОРД (интеракт.доска) ПАЛИНДРОМЫ Я ем змея.( в образце) Я не стар брат Сеня. Я нем: лис укусил меня.
Проверка: на листе самооценки оцените себя как участника группы(если считаете, что отлично помогли группе выполнить задание- ставьте +, если сомневаетесь- половинку плюса, не принимали участие в работе- «-«.
Придвиньте пропись
В Прописи на с.6 посмотрите в рамочке на правописание заглавной Я- проанализируйте. -Есть ли отличия от строчной? -В каких случаях пишется заглавная буква?(Правило)
Повторим правила правильной посадки при письме.
Образец написания был на одном из предыдущих уроков.
ЩЕЛЧОК
А теперь напишем букву Я в воздухе. ( можно под счет: раз- прямая наклонная, два- овал, три- прямая наклонная с закруглением внизу)
Пишем целую строчку под учительской строкой и между рамочками.
Возьмите лист самооценки и поставьте «+» , если вы написали также идеально, как в образце, половинку плюса, если с недочетами и «-«, если написание слов не удалось
ЩЕЛЧОК
-Прочитайте мужское имя на с.6.Запишите рядом на строчке. -Прочитайте женское имя. Запишите. -Найдите фамилию, начинающую на Я. Посмотрите внимательно, ничего не заметили? Это бабушка Яга тренировалась писать фамилию с заглавной Я. Откорректируйте образец слова и рядом запишите фамилию, соединив правильно буквы.
(Обратить внимание, что звуков два, а букву пишем одну) -Как по-вашему образовалась эта фамилия? - Почему эти слова пишем с большой буквой? - А у нас есть в классе имя или фамилия на букву Я ?
Переходим на стр.7 Как называется запись вверху?
-По каким признакам определили предложение?
Проверим на слайде ЩЕЛЧОК
Восстановите буквы карандашом,( хожу, смотрю) прочитайте и скажите в чем смысл предложения? -К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? |
Я
Слово,местоимение,слог, буква.
Правописание заглавной буквы Я и чтение слов с изученными буквами. Узнать, новые сведения о букве я, научиться писать заглавную Я,…
Яга
Высказывают предположения. Читает Резвякова Юля: Оказывается, слово «яга»произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать».
Имя начинается с Я
Читают Кирилл, Тася Ш, Максим К, Дарина,Тася О.( Илья Б)
-Буквами а и я
Один
-Общий звук [а]
Лук-растение и стрела(оружие)
Имена существительные Обозначают предмет и отвечают на вопрос что?
Их 2
[йа]
Нет звука я.У буквы звуки[а]и [йа].1 после согласных и 2 после
Выполняют упражнения под музыку.
Высота ( размер) Имена, фамилии, клички, города- с заглавной буквы пишутся всегда.
Письмо буквы в «Прописи».
Яков
Яна
Яковлев
От имени Яков
К пословице
Предложение
1.Начинается с заглавной буквы. 2.В конце точка. 3.Между словами промежутки. 4.Имеет смысл.
Смысл в том, что…. |
Физкультминутка (проводит ученик) |
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
|
|
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
С какой буквой мы работали на уроке? -Что нового слова вы узнали сегодня? -Какие звуки обозначает буква я в начале слова и после гласных? Два.[йа]
—Какой звук обозначает буква я после согласных? 1[a] -На что указывает буква я, если стоит после согласного звука? На мягкость согласного звука.
|
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте закончим его, используя фразы. ЩЕЛЧОК (Я знаю.. я запомнил… я научился… )
-Возьмите лист самооценки. Встаньте те ,кто себе поставил все 3 + (За что вы можете себя похвалить?) Спасибо за работу.
-Вернемся к началу урока. -Как звали сказочную героиню? -На память о нашем уроке и за вашу плодотворную работу принесла вам подарочек, но отдавать просто так не хочет. Мы умные.отгадаем ее загадку и получим подарок.
Вам веселая загадка Круглое, румяное Я расту на ветке; Любят меня
взрослые ЩЕЛЧОК
Вы конечно знаете почему загадка была про яблоки,потому что слово начинается с буквы ХОрОм
|
Яблоко
я |
Слово «яга»
произошло от древнего русского слова «ягать», что означает
«ругаться, кричать».
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.