«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Чтение сказок даёт
очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказка
помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир,
воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится
мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет,
который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из
бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и
эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается
инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со
сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится
более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества,
многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного
словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических
конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием
образности речи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового
богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении
высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
Речь становится
образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается
интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи
самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития
выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и
устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы,
поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Чтобы чтение и
рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели
лицо воспитателя, а не только слушали его голос. Поэтому одна из задач —
научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую
речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать
нормы литературной речи.
Литература: Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб,
«Речь», 2000 г.с.72. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы,
сказки и праздники. М.: — «Линка-пресс», 2002.-200с. Сидловская О. Сказка в
развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№ 3.-с.80–83.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.