Духовно - нравственное воспитание и формирование чувств патриотизма на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тема моего выступления«Духовно-нравственное воспитание и формирование чувств патриотизма на уроках «Основы духовно -нравственной культуры народов России».
Целью учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурныхи религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования и является логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ начальной школы.
Новый курс призван актуализировать важность совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении образовательного кругозора ученика, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина.
Уроки ОДНКНР призваны формировать активную гражданскую позицию обучающихся. Каждый урок ОДНКНР способствует развитию и формированию у обучающихся нравственных качеств, которые помогают человеку стать достойным гражданином своей страны.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без:
Уважения к русскому языку, национальным культурным традициям, устному народному творчеству.
Уважения своей веры и знания духовных традиций, религиозных обычаев и обрядов русского народа.
Глубокого уважения своих родителей, старшего поколения.
Воспитания нравственных качеств таких, как смелость и взаимопомощь на примерах героев России и подвигах обычных людей. Любви к Отечеству, родному краю.
Уважение и любовь к родному языку является важным показателем развития личности.
Крылатые слова почерпнуты из исторических событий, фольклора и различных литературных источников – художественных произведений. Некоторые выражения носят поучительный или нравоучительный характер, другие придают юмористическую окраску словам. Все чаще крылатые выражения можно встретить в заголовках книг и статей.
Работа с фразеологизмами. Как известно фразеологизмы - устойчивые сочетания слов. Они используются в обыденной речи, для придания высказыванию яркости и выразительности, служат средством создания образности.
Нравственное воспитание невозможно без уважения своей веры, религиозных традиций. В рамках недели православной культуры осуществлялся проект «Рождество в рисунках». Кроме этого, ученики готовили творческий проект«Мое православное имя», где раскрывали значение православных имен в соответствии с жизнеописаниями святых. Выявляли важные качества личности святых и делали выводы, что нужно исправить в себе, чтобы стать похожими на них.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без понимания важностиглубокого уважения к родителям и почитания старшего поколения.
Притча «Ладная семья». На примере данной притчи ученики пришли к осознанию того, что создание семьи это труд. И для того, чтобы семья была счастливой, нужно научиться любви, терпению и прощению.
Нравственное воспитание личности невозможно без формирования таких качеств, как смелость и взаимопомощь. На уроках ОДНКНР я всегда рассказываю о детях – героях.Героем может стать каждый, герои живут среди нас.
Например,совсем недавно, в январе 2018 года, мальчик из Липецкой области - Анатолий Булгаков вытащил из полыньи двух мальчиков, совершил настоящий геройский поступок. А семилетняя Катя Мичурова, из Астраханской области, вподобной ситуации,вытащила из-подо льда тонущего друга.
Вот такие примеры настоящей смелостии взаимопомощи должны стать образцами для современных школьников.
Правильно сформированные духовные идеалы, ценности и качества личности помогут школьнику не только в мирной жизни, но и всегда пригодятся в случае защиты своей Родины от врага.
На уроках ОРКСЭученики познакомилисьс героями современной России.
Вот они перед Вами. Именно на этом живом примере можно и нужно воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения. У нас естьвеликие образцы служения долгу, вере, своему Отечеству. (Приведены примеры)
Воспитание на уроках ОДНКНРпрежде всего предусматривает привитие детям тех моральных качеств, ценностей, привычек, которые принято называть духовно-нравственными. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Закончить сегодняшнее выступление хочется словами Сухомлинского:
«Делайте всё, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную Землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми, к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закалёнными»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.