Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Роль учителя состоит в том, чтобы помогать школьнику от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам Константина Дмитриевича Ушинского,«чтение – это упражнение в нравственном чувстве».
Произведения устного народного творчества, русских классиков имеют огромное воспитательное значение.
В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и отношений.
На уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, в парах, в группах, где обучающиеся учатся сопоставлять свои знания с знаниями других ребят, учатся слушать, думают над серьезными нравственными проблемами, отстаивают свою точку зрения, помогают друг другу и принимают необходимую помощь, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.
Ученики начальных классов прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и
усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную
христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и
характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех
или иных ситуациях.
Героический эпос русского народа дает детям
образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением
нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости,
чувства собственного достоинства, трудолюбия. Каждая встреча с
художественным произведением, с его героями, поступками - заставляется
задуматься о себе и о мире, в котором он живет. Это «Русь» И.С. Никитина,
«Родине» С.Д. Дрожжина, «Барбос и Жулька» А.И. Куприна, «Стрижонок Скрип» В.П.
Астафьева, «Лебедушка» С.А. Есенина. Учитель помогает разобраться в том, что
есть добро и зло.
Пословицы - это блистательное проявление
творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой,
живописной изобразительной силой пословиц. Нет области человеческого бытия,
которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают
ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме
выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей
природой и взаимоотношениями между людьми. В-третьих, по своему содержанию
пословицы очень разнообразны. Это советы, пожелания, нравоучения, философские
обобщения, суждения. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути
человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию.
В нашем классе по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию проводилась следующая работа: уроки мужества, беседа «Права и обязанности школьников»; классный час «Что такое война», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Береги честь смолоду», «Этот праздник со слезами на глазах», «Лето без приключений»
Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником духовно-нравственных знаний и вошёл в личный опыт детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.