Духовно-нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
преподавание
22.03.2021
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения
В последнее время духовно-нравственному воспитанию уделяется большое внимание. Подрастающее поколение младших школьников формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учеников. Повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.
духовно-нравственное воспитание ..docx

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Роль учителя состоит в том, чтобы помогать школьнику от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам Константина Дмитриевича Ушинского,«чтение – это упражнение в нравственном чувстве».

Произведения устного народного творчества, русских классиков имеют огромное воспитательное значение.

В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и отношений. 

На уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, в парах, в группах, где обучающиеся учатся сопоставлять свои знания с знаниями других ребят, учатся слушать, думают над серьезными нравственными проблемами, отстаивают свою точку зрения, помогают друг другу и принимают необходимую помощь, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.

Ученики начальных классов прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. 
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями, поступками - заставляется задуматься о себе и о мире, в котором он живет. Это «Русь» И.С. Никитина, «Родине» С.Д. Дрожжина, «Барбос и Жулька» А.И. Куприна, «Стрижонок Скрип» В.П. Астафьева, «Лебедушка» С.А. Есенина. Учитель помогает разобраться в том, что есть добро и зло.
Пословицы - это блистательное проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц. Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это советы, пожелания, нравоучения, философские обобщения, суждения. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию.

В нашем классе по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию проводилась следующая работа: уроки мужества, беседа «Права и обязанности школьников»; классный час «Что такое война», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Береги честь смолоду», «Этот праздник со слезами на глазах», «Лето без приключений»

Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником духовно-нравственных знаний и вошёл в личный опыт детей.


 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом

Ученики начальных классов прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать

Ученики начальных классов прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать

Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы…

Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2021