ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Духовно-нравственное воспитание
средствами изобразительного искусства
Составила: Пронина Л.В.
учитель
Тамбов
2019 год
Тема: «Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства»
Слайд №1
Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы,
плавать подводой как рыбы, нам остается только одно –
научиться жить на земле как люди.
Б. Шоу
Слайд №2
Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
Народная мудрость.
Слайд №3
Очевидно, что современное духовно-нравственное состояние общества явно находится в кризисе. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня, наконец-то, о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что воспитание следует рассматривать как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей; оказание учащимся помощи в нравственном становлении, создание условий для самореализации личности.
Духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.
Слайд №4
Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений работы современной школы. И здесь немаловажную роль играет изобразительное искусство с его разнообразными ресурсами и творческим потенциалом. И основной задачей учителя ИЗО является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. На занятиях изобразительным искусством человек познает внутренний мир, раскрывает прекрасные грани своей души. Программа по изобразительному искусству Б.М.Неменского дает учителю большие возможности для этого. Импонирует и то, что советует автор: программа не догма, можно варьировать темы, увязывать ее с местными условиями и личными способностями. Это можно рассматривать как подтверждение актуальности данной программы. Основная идея, пронизывающая программу по изобразительному искусству Б.М.Неменского - создание условий для духовного и нравственного развития обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, приобщение к национальной духовной культуре через практическую деятельность.
Слайд №5
(фото с учащимися)
Программа Неменского является той основой, опираясь на которую составлено планирование уроков и занятий кружка и ведется работа по формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, духовное и культурное воспитание.
Первоначальный вариант программы начинался с эпиграфа – слов Винсента Ван - Гога «Нет ничего более художественного, чем любить людей».
Занятия и уроки ИЗО способствуют развитию правильного видения мира внешнего – вещественного – посредством общения с живой природой, знакомства с произведениями искусства и литературы, и прежде всего изучения русской культуры и национальных традиций своего народа. Основа изобразительной творческой деятельности школьников - программный материал, формирующий целостное представление о мире.
Таким образом, уроки и внеклассная работа по изобразительному искусству образуют единую систему художественного образования и воспитания.
Слайд №6
(работы уч-ся)
Несомненен огромный потенциал искусства для формирования эмоционально-ценностного опыта учеников. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению обширного, многовекового людского опыта для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних критериев нравственного и безнравственного (Б.М.Неменский). И с этой точки зрения трудно переоценить значение «воспитания через искусство» (т.е. художественного воспитания и образования). Оно не только важная часть эстетического, но и прежде всего центр воспитания чувств, ибо только здесь чувства оказываются главным педагогическим объектом образования и воспитания.
Проблема передачи духовных ценностей средствами искусства не раз выступала предметом научного рассмотрения в работах педагогов и психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Д.С.Лихачева, Ю.М. Лотмана и др. Не меньшее значение для педагогической науки имеет и филосовское наследие отечественных мыслителей XIX-XXI веков В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.Н. Ильина, С.Л. Франка, В.В. Зеньковского и др., в котором раскрывается способность искусства формировать духовно-нравственный мир личности
Слайд №7
Воспитывающая функция искусства связана преимущественно с его воздействующей природой, в основе которой лежат:
1. умение обобщенно, целостно и образно отражать действительность и одновременно в ее противоречиях, проблемно;
2. оценка действительности с точки зрения ее прогрессивного развития, критерием чего является эстетический идеал художника;
3. коллективная форма восприятия искусства, ее «соборность»;
4. эмоциональное воздействие на человека, основанное на эффекте сопереживания;
5. полифонический характер (многоголосие) художественного восприятия;
6. творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция.
Слайд №8
Можно выделить следующие аспекты духовно-нравственного воспитания :
· Культурно-исторический (примеры отечественной истории)
· Нравственно-этический (отношения с другими людьми и миром)
· Этнокультурный (на основе традиций)
Слайд №8
Существует целый ряд таких моральных черт и качеств, которые составляют этическую основу воспитанности. Что значит воспитанный человек? Это тот, кто добр к людям, отзывчив, доброжелателен, искренен и приветлив, правила этикета для него естественный и нормальный стиль поведения. Один из российских ученых социолог А.К. Гастев сказал: «Человек научился обрабатывать вещи – наступила пора тщательно обрабатывать человека. И самая подходящая оправа для духовных качеств человека – высокая культура поведения». И обучение этому – культуре поведения, основным этическим нормам происходит благодаря синтезу знаний и умений, полученных на уроках литературы, истории, музыки, основ православной культуры, изобразительного искусства, и во внеклассной работе.
1. Использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства и истории.
«Человек и общество» - вечная тема искусства. Изучение произведений искусства и жизни общества подкрепляется практической работой школьников. Например: в 5 классе - рисование на темы из истории нашей Родины; в 7 классе - исторические, мифологические и библейские темы.
2. Использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы.
Изобразительное искусство с элементами литературы предполагает изучение литературных произведений.
Во-первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро.
Во-вторых, необходимо творческое воображение.
В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии литературных персонажей и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.
Поэтому на итоговых занятиях предлагаются такие практические задания, как, например, работа над изображением образа любимого литературного героя, или иллюстрирование стихотворения - создание поэтического образа природы в различном состоянии.
3. Преподавания изобразительного искусства через краеведение.
Обучение детей изобразительному искусству через краеведение – актуально и значимо. Потому что народ, родина, родня, родители имеют один корень. А значит, и становление личности следует начинать с изучения своих корней. Только хорошо зная культуру своего народа, поймёшь её место в культуре страны и мировой культуре в целом. Работа с детьми направлена на развитие культурного, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. содействие возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям. Например, творческим заданием для учащихся на уроках основ православной культуры и практическим заданием на уроке изобразительного искусства было выполнение генеалогического древа.
Слайд №9
Для реализации вышеуказанных целей мною применяются следующие методы обучения:
1. Метод исследования на уроках изобразительного искусства
Метод исследования позволяет всесторонне проанализировать поставленные цели и задачи, создать целостную модель художественного воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. Для достижения цели необходимы:
· - развитие умения различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей;
· - формирование гибкости в поисках решений и выдвижения идей;
· - создание благоприятных условий для усвоения знаний, умений и навыков;
o - развитие способностей детей к творчеству и самовыражению через приобщение к изобразительному искусству
2.Метод использования дидактической игры в процессе обучения изобразительному искусству
Важнейшая роль игры заключается в становлении, формировании личности как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребенка в процессе обучения. Игра на уроках изобразительного искусства – это форма освоения урока, технология художественной деятельности, а в конечном итоге – поиск своих интересных творческих решений, приобретение новых личностных качеств.
Игры на занятиях изобразительным искусством, позволяют поддерживать постоянный интерес учеников к достижению результата, успешности применения получаемых знаний. Все это ведет к тому, что у детей начинает активно складываться учебная мотивация. (Например, игра в художников и зрителей; игра-путешествие, заочные экскурсии и т.д.)
3. Использование метода проекта на уроках и во внеурочное время
способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, формирует умение задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Кроме того, алгоритм работы над проектом помогает учащимся в планировании своей деятельности и приучает детей к четкому порядку.
4. Арттерапия – важный компонент во время проведения уроков ИЗО. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы учеников творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя.
Слайд №10
«Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни». Искусство требует умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила художественного образа требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.
Далее приводятся темы уроков и примеры заданий, благодаря которым и решается задача культурно-нравственного и духовного воспитания.
Слайд №11
Урок в 7 классе. Тема «Историческая живопись».
На данном уроке помимо ознакомления со страницами русской истории через произведения русских художников: В.Сурикова, Н Ге, И.Репина и др., проводится беседа о роли личности в истории.
Слайд №12
На данном занятии дается задание: нарисовать композицию на тему русской истории, в центре которой выделяется главная историческая личность.
Слайд №13
Урок в 6 классе. Тема «Русская пейзажная живопись».
Основная цель: воспитание патриотизма, любви к большой и малой родине ведется знакомство с мастерами пейзажной живописи Левитаном, Шишкиным, Саврасовым. Соотнесение их творчества со стихами русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета.
Слайд №14
Практическое задание – иллюстрация фрагментов их стихотворений.
Слайд №15
Урок в 6 классе. Тема «Образ человека – главная тема искусства».
Основная духовно-нравственная тема – гармонизация личности. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты, воспевают своих героев. Ученики подводятся к мысли первичности духовно-нравственных качеств по отношению к внешним признакам красоты.Слайд №16
Задание – Портретный жанр. Образ русского воина
Слайд №17
Урок в 7 классе. Тема «Гений Рембрандта».
Основное внимание во время беседы уделяется пониманию главной идеи картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» - умению прощать. Эпиграф к уроку «Любить значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости». Задание – в цветовом или графическом решении знаковое изображение термина «простить». Перед этим зачитывается стихотворение:
Оттенки жизни – черное и белое?
Оттенки страсти – черное и красное?
Да, чувства рисовать – попытка смелая,
Но в двух цветах – занятие опасное.
Какою краской расцветить прощение?
В пастель тонов как положить негаданность?
Какого цвета боль приносит мщение?
И почему так золотится радостность?
Слайд №18
Заключение
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности».
Ш. Амонашвили
Список литературы
1. Аксенова М. Энциклопедия по искусству. М.: «Аванта +», 1998
2. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья. М.: «Педагогика», 1990
3. Апресян Р. Постижение добра. М.: «Молодая гвардия», 1986
4. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: «Просвещение», 2000
5. Воротников А.А. История искусства. Минск: «Литература», 1997
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: «Союз», 1997
7. Выготский Л.С. Психология искусства. Санкт-Петербург: «Азбука», 1983
8. Долгополов И. Мастера и шедевры. М.: «Изобразительное искусство», 1987
9. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: «АУТОПАН», 1993
10. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: «Вече», 2001
11. Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: «Педагогика», 1991
12. Кузин В.С. Изобразительное искусство. М., «Дрофа», 1999.
13. Кулаченко С.И. Тысяча и одно правило хорошего тона. Минск: «Полымя», 1995
14. Леви В. Искусство быть собой. М.: «Знание», 1973
15. Люцис К. Малая детская энциклопедия. Искусство. М.: «Русское энциклопедическое товарищество», 2001
16. Неменский Б.Н. Мудрость красоты. М.: «Просвещение», 1985
17. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: «Молодая гвардия», 1994
18. Сельченок К.В. Психология художественного творчества. Минск: «Харвест», 1999
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М.: «Академия», 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.