Духовно-нравственное воспитание учащихся

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Духовно-нравственное воспитание.docx

Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности

       Своё выступление я начну словами Л.Н.Толстого. Он писал: «Из всех, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добро» Это он писал о нравственном воспитании.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Более 15 лет я являюсь классным руководителем в начальной школе  и постоянно  работаю над темой « Духовно-нравственное воспитание школьников».

В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано».

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.  

В настоящее время стало возможным достаточно широкое применение компьютерных

технологий.

     На своих занятиях я использую компьютерные презентации.

Применяю компьютерные презентации на занятиях, где дети с интересом изготавливают разнообразные поделки, чтобы порадовать своих близких или которые в дальнейшем принимают участие в различных выставках, конкурсах.

 Не менее важную роль в духовно-нравственном воспитании имеет сотрудничество с семьёй. В классе проходят праздники с привлечением мам, пап, бабушек, дедушек. Одними из примеров являются День пожилых людей, День матери.

Воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю, к родному городу. Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания даёт кружок «Мой родной край», посещение школьного музея. Воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому послужили классные часы: «Символы России», «Кто нас защищает?», «Блокада Ленинграда», «О Беслане» и др. А также дети приняли участие во Всероссийской детской культурно-просветительской акции «Я – россиянин», приуроченной ко Дню народного единства.

Следующее направление я назвала «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Работая в этом направлении, формирую знания о здоровом образе жизни, прививаю желание укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены.

Важным аспектом нравственного развития является воспитание экологической культуры. Дети познают истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развивают умения и навыки ухода за животными и растениями, оказание им необходимой помощи.

Обращаясь к народному искусству, дети узнают о традициях русской культуры, о её развитии, о быте русского народа, познают красоту Божьего мира.

Приобщение к народным традициям и праздникам осуществляется через проведение таких мероприятий как: «Покров», «Русская масленица», выставка рисунков на тему "Волшебница-Зима», «Семейные традиции», «Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды».

 В декабре 2024 года в школе прошёл праздник, посвящённый святому Николаю Угоднику. В нём приняли участие учащиеся 4 «В» класса, присутствовали учащиеся 5 класса, 4 «А» класса. На праздник был приглашён настоятель Покровского храма отец Виталий.

Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

       Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.

         Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».                                                                В.А.Сухомлинский