Духовно нравственные подходы в СПО посредством метапредметной деятельности обучения общественных дисциплин
Оценка 4.9

Духовно нравственные подходы в СПО посредством метапредметной деятельности обучения общественных дисциплин

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
17.04.2020
Духовно нравственные   подходы в СПО посредством метапредметной деятельности обучения общественных дисциплин
Жить на земле и человеком оставаться, Быть милосердным не завидовать другим. А кто обидел тем помочь стараться, Для этого не надо быть богатыми большим. Морали не читать часами, Детей с любовью чаще обнимать. Не ссориться с друзьями и врагами, Разумнее прощать и отпускать. В век техноКратии чтоб человеком оставаться, Не торопитесь в суете проблем. Остановитесь, чтобы миру улыбаться, Улыбка снимет груз печали насовсем.
Духовно нравственные.docx

Духовно нравственные   подходы в СПО посредством метапредметной деятельности обучения общественных дисциплин

Преподаватель Серкова А.Н.

г. Искитим, Искитимский филиал ГАПОУ «Новосибирский медицинский колледж»

 

 

Актуальность темы: Система образования в кризисном состоянии затянувшихся реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.).  Без духовность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, игромания, увлечения гаджетами, страсть романтизма и эгоизма, потребительства и лжи и другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. 

Этимология. Если судить о понятии «нравственность» по  «Словарю  русского  языка»   С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Опыт: В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью.

Обратившись к студентам, где мне поставить запятую в предложении -  «Учить нельзя, воспитывать», студенты помогают находить приоритеты в нравственном воспитании. Я  использую различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относятся:

1.                   требование,

2.                   просьба,

3.                   напоминание,

4.                   поручение,

5.                   распоряжение,

6.                   переключение с одного вида деятельности на другой,

7.                   постановка увлекательных перспектив и др.

     В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы.   Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства подкрепляется упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако в сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных причин не всегда удаётся сразу достигнуть, поставленных педагогических целей и КПД из 100% равен 10%. И в нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов, преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.

    Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

    Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека о его нравственной зрелости. Таким образом, все взаимоотношения студентов со взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть организованы так, чтобы в них воплощалась  модель нравственных качеств, которыми студенты  должны овладевать:

1.     гражданственность,

2.     патриотизм,

3.     коллективизм,

4.     трудолюбие,

5.     идейность,

6.     взаимопомощь и т.д.

   В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям, способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих идеалов. Если удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок, соответствующий его требованиям к себе, то возникает переживание самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства.  Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека - это образ, который направляет поведение студента  и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:

1.     наличие у молодого человека научного мировоззрения;

2.     наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

3.     стремление к самореализации;

4.     успешность ведущей образовательной деятельности;

5.     адекватность самооценки;

6.     сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.  

   Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты  в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды  учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. "Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность" - пишет Бердяев. Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним. Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семью, право и др.  

    В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, СПО не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности.  Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.

  Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества. 

Что есть духовность?  

Синтез совершенства,  стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души,

Политик - совесть, физик - убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.                            

                                               О. Рубежов

 

Именно так, потому что после знакомства  с теорией о духовно нравственной сердцевине в образовательном процессе  и важности метапредметного подхода  я почувствовала свою неуверенность в недостаточном теоретическом знании. Метапредметный подход  и духовно нравственные ориентиры в преподавании СПО  является темой моего самообразования последние годы. Это не случайно. Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией  в различных сферах жизни.

В названиях специальности медицинская сестра, фельдшер мы не слышим термина «История», но, тем не менее, студенты имеют к ней самое непосредственное отношение.

Главная задача, которая стоит перед каждым студентом в современном мире – стать после окончания СПОУ конкурентоспособным специалистом, который будет обладать универсальным набором качеств, необходимых для успешного трудоустройства.

Естественно, самым главным в достижении профессионального успеха является прочность знаний, которые вы получаете в СПО. Но без наличия таких качеств как развитое мышление, способность к творчеству, к применению креативности, умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, формулировать выводы, принимать нестандартные решения, а также иметь широкий кругозор в различных отраслях знаний, вряд ли можно реализовать себя в полной мере в своей профессии.

Также важным качеством современного человека является умение гибко адаптироваться  к изменениям, которые постоянно происходят в нашем обществе, уметь быть готовым к постоянному самообразованию в  профессии и будет способствовать профессиональному и личностному росту.

Так какие же факторы могут помочь студентам развить в себе эти универсальные качества? Таких факторов немало и разговор о них может быть достаточно долгим.

Я сегодня  назову три  основных. И мой личный опыт в реализации духовно нравственного и метапредметного проектного содержания определил значимость этих факторов роста.

Итак, 1-ый фактор роста. Участие в различных конкурсах, выставках, на актуальные темы.

1.                   Конкурс  проекта Сестричка  в направлении «Точки роста» определял  статус нашего учреждения в 65 годовщину своего роста. Особенно хотелось бы отметить целеустремлённость и желание осваивать исторические знания о тех, кто своим трудом совершал и совершает подвижническую деятельность.

2.                   При подготовке к конкурсам приходится изучать много новой информации, о которой на уроках речи не идёт. Значит, кругозор становится шире, и  становится более понятными изучаемые дисциплины – а всё это способствует профессиональному успеху в будущем.

3.                   В качестве примера я хотела бы рассказать об одном конкурсе, в котором в прошлом году принимали участие студенты Рождественский марафон в память Доктора Лизы, были разработаны видеоролики, презентации о Роли женщины в современном обществе, о наших выпускниках, участвовали в конкурсе Профессией горжусь.

4.                   Вообще, многие из студентов посещали консультации дополнительного образования, некоторые в прошлом году были первыми ласточками, которые оставили свои работы. Вы смогли познакомиться на выставке с этими проектами  НПК. Год от года  участие растет  студентов нашего техникума. Все ваши эссе, которые вы готовили,отражены на  электронном ресурсе и творчески оформлены в кабинете. И для большинства 1-ой опыт публикацией, за которую студенты имеют сертификат. Такие мероприятия  приносят огромную пользу – развивают самостоятельность и креативность мышления.

2-ой фактор роста - Умение осуществлять исследовательскую деятельность.

Это очень важный навык. Сегодня подходы к образованию изменились – на 1-е место в учебной деятельности выдвигается исследовательский компонент: когда нужно не просто подготовить доклад или проект, а подкрепить его примером из практики, когда нужно не просто написать курсовую работу, обработав информацию из учебника, а включить в расчётную часть результат какого-либо личного исследования.

3-ий фактор роста  Вовлечённость студентов в волонтерскую деятельность  практического милосердия

Предметы, история и обществознание, как никакие другие призваны решать перечисленные задачи. В этом вижу значимость и востребованность моей работы. Ведь метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе ФГОС.

Я поставила перед собой проблему: является ли реальным в современных условиях учителю-практику сочетать духовно нравственный и  метапредметный подход в процессе обучения.
Моя цель: создание условий  к преподаваемым мною учебным предметам наиболее эффективные, оптимальные элементы духовно нравственного и  метапредметного подхода.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретическую базу по проблеме  с элементами социологического исследования,
познакомиться с опытом работы своих коллег по данному направлению,
проанализировать полученную информацию,
отобрать наиболее интересные элементы подхода,
приступить к самой захватывающей фазе проекта – внедрение  духовно нравственного потенциала и метапредметности на практике живого общения.

Учитывая актуальность, я начала изучение данного подхода. Подбирала литературу, интернет - источники. Оказалось, что метапредметный подход был чрезвычайно популярен в 20-е годы прошлого века. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными.
А в 1932 году метод проектов (так тогда он назывался) жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
I Особенности метапредметного подхода как основополагающего в системе новых ФГОС.

Интеграция содержания образования. 
Сегодня все чаще говориться лишь о метапредметном подходе и результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у студентов отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от ее специально-предметного содержания.

Метапредметность по Ю.В. Громыко. 
Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог. Директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:

развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
 коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смыслового моделирования;

 школа М.Щетинина
технология развития критического мышления и др.

Виды специальной деятельности по построению учебного познания. 
В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Это сказала не я, а уважаемый Блез Паскаль.
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности. Принцип «метапредметности» состоит также в составлении синквейнов,написании эссе, глоссариев, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Метапредметные результаты. 
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда студенты  могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.

 Элементы метапредметности на уроках (из опыта работы)
Здоровые амбиции заставили меня проанализировать свою педагогическую деятельность.  Не без некоторой доли гордости отмечаю, что принцип метапредметности, его элементы, так или иначе я реализую, где-то осознанно, а где – то по наитию. Приведу некоторые примеры.

На протяжении  своей деятельности в СПУ студенты на разных этапах обучения знакомятся с понятием «революция», при изучении экономических политических причин  в Европе и в России. С этого момента постепенно путем дискуссий, проблемных вопросов студенты начинают отличать революцию от бунта, смуты или переворота. Случались и спорные вопросы. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция.

Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается и учебной программой не заложено, но я пытаюсь  натолкнуть на эту мысль и в ответ выслушала доказательные рассуждения о том, что перестройка по многим признакам тоже может считаться революцией.

На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «Власть». Предлагая разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона – другой, у поэтов  Пушкин, Маяковский, третий.  И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений.

Излюбленными не только мною, но и студентами стали уроки-диспуты. Так, например, на первом курсе  по обществознанию тема «Религия» звучала так: «Нужна ли религия современному человеку?»  Декабристы герои или преступники, Роль личности, Николай второй  святые были не святыми

Вдохнув атмосферу нестандартного урока, начинаешь скучать на традиционных. Такие уроки стараюсь разнообразить с оглядкой на метапредметный подход кластерами, составлением схем – конспектов по печатному и видеоматериалу. Последнее представляет особенную трудность, которую пытаемся вместе преодолеть. Позволяю читать и свои стихи пожелания студентам.

Я Вам желаю мыслей светлых,

Мешки проблем пусть в прошлое уйдут..

С души обиду отпускайте незаметно…

Молится за врагов нелегкий труд.

Любовь встречайте с утренним рассветом,

Умейте доброту Земле дарить.

За небо чистое мы все в ответе…

Старайтесь мир в душе хранить.

Преподнесет история уроки,

Научит быть отзывчивей, мудрей.

Бессмысленны прошедшему упреки,

Что денег нет, и жить становится трудней.

Любите жизнь, благодарите,

В России нет у нас войны.

Вы в кабинете на истории сидите,

А значит, вы учителю важны.

За то, что есть друзья на свете,

А если нет, просите у нее.

Отец небесный всем ответит,

Простит Всевышний  глупость и нытье.

Хотите быть успешными? Мечтайте,

С мечтою, знания умейте находить.

Хотите стать Богатыми, дерзайте.

Учитесь жизнь  за все благодарить

Свой мир добром  умейте строить,

Не внешний,  только изнутри.

С глупцом не надо просто спорить,

Скажите хамству, нам не по пути.

Любовь подарит лучик света,

В истории все было, а могло не быть.

Уроки  жизни даруют  ответы

Начните жизнь  за всех благодарить.

Еще один элемент метапредметного подхода – исследовательскую деятельность – реализую в качестве мастерской. Под моим руководством ведется поисково-исследовательская работа, результаты которой уже неоднократно были представлены на конференциях уровня нашего  учреждения, города и в России и оценены грамотами и сертификатами.

Жить на земле и человеком оставаться,

Быть милосердным не завидовать другим.

А кто обидел тем  помочь стараться,

Для этого не надо быть богатыми  большим.

Морали не читать часами,

Детей с любовью чаще обнимать.

Не ссориться с друзьями и врагами,

Разумнее прощать и отпускать.

В век техноКратии чтоб человеком оставаться,

Не торопитесь в суете проблем.

Остановитесь, чтобы миру улыбаться,

Улыбка снимет груз печали насовсем.

И если одиночество приметив,

Вы равнодушно не спешите отойти.

Надежду подарите старикам и детям,

Они должны в семье любовь найти.

В век технологий человеком чтоб остаться,

Учиться, словом Божьим жить нам  всем.

Предательству и злу не удивляться,

Дорогу к истине чтоб не забыть совсем.

Сомненья, боль все опрокинув,

Шагайте смело, чтобы день начать.

Пусть слово злое пролетает мимо,

Злословием не надо  отвечать.

Не торопитесь лестью прогибаться,

И хмелем горьким не залейте свет.

Как важно человеком оставаться,

Не выставляя счет назло в ответ.

В заключении хотелось бы сказать, изучив метапредметность, как новый подход к современному образованию, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяют элементы метапредметности.

Используемая литература

1.       Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2.       Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.

3.       Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.

4.       Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.

5.       Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.

6.       Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.

7.       Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

8.       Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

9.       Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7.

10.        Авторские стихи А.Н Серкова

 

 

Тезисы к докладу

Тема моего доклада -  Духовно нравственные   подходы в СПО посредством метапредметной деятельности в преподавании общественных дисциплин

Актуальность темы: Система образования пока еще не вышла из полосы реформ.Остаются не нерешенные, проблемы. В первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Без духовность, грубость, игромания, увлечения гаджетами, страсть романтизма и эгоизма, потребительства и лжи и другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

Опыт: В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью.

Обратившись к студентам, где мне поставить запятую в предложении -  Учить нельзя воспитывать, вновь студенты помогают находить приоритеты в духовно-нравственном воспитании. Я использую различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относятся требование, переключение с одного вида деятельности на другой,постановка увлекательных перспектив и др.

 В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы.   Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства подкрепляется упражнением.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть, наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом и стремление к самореализации;

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. Метапредметный подход и духовно нравственные ориентиры в преподавании СПО  является темой моего самообразования последние годы. Это не случайно.
Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни.
В названиях специальности медицинская сестра, фельдшер мы не слышим термина «История», но, тем не менее, студенты имеют к ней самое непосредственное отношение.

Главная задача, которая стоит перед каждым студентом в современном мире – стать после окончания конкурентоспособным специалистом, который будет обладать универсальным набором качеств, необходимых для успешного трудоустройства.

Естественно, самым главным в достижении профессионального успеха является прочность знаний. Но без наличия таких качеств как развитое мышление, способность к творчеству, умение гибко адаптироваться  к изменениям, которые постоянно происходят в нашем обществе, уметь быть готовым к постоянному самообразованию в  профессии и будет способствовать профессиональному и личностному росту.

Так какие же факторы могут помочь студентам развить в себе эти универсальные качества?

Сегодня все чаще говориться лишь о метапредметном подходе и метапраедметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у студентов отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами.Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от ее специально-предметного содержания.
Я сегодня назову три основных. И мой личный опыт в реализации духовно нравственного и метапредметного проектного содержания определил значимость этих факторов роста. 

Итак, 1-ый фактор роста. Участие в различных конкурсах, выставках, на актуальные темы. Публичные слушания   проекта Сестричка определял статус нашего учреждения в 90 годовщину. Особенно хотелось бы отметить целеустремлённость и желание осваивать исторические знания о тех, кто своим трудом совершал и совершает подвижническую деятельность о наших учителях, выпускниках. В прошлом году принимали участие студенты в Рождественском марафоне участники проекта групп 2 курса в память Доктора Лизы, были разработаны видеоролики, презентации о Роли женщины участвовали в конкурсе Профессией горжусь.

2-ой фактор роста Умение осуществлять социологическую исследовательскую деятельность. Это очень важный навык, когда нужно не просто подготовить доклад или реферат, а подкрепить его примером из практики, когда нужно не просто написать курсовую работу, обработав информацию из учебника, а включить в расчётную часть результат какого-либо личного исследования.

3-ий фактор роста Вовлеченность студентов в волонтерскую деятельность практического милосердия. Предметы, история и обществознание, как никакие другие призваны решать перечисленные задачи. В этом вижу значимость и востребованность моей работы. Ведь метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе ФГОС. В завершении представляю авторские стихи которые могу дарить в учебном процессе и видеоролик, презентацию отчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

На тезисы, преподавателя Искитимского филиала ГАПОУ НСО «НМК» учителем практиком Серковой А.Н. по теме «Духовно нравственные   подходы в СПО посредством метапредметной деятельности  в преподавании общественных дисциплин»

Данная работа содержит информацию о духовно - нравственном воспитании  и создании условий метапредметного подхода в деятельности студентов, о роли учителя в процессе проектной методики. Тезисы  написаны в соответствии с заявленным планом. Изложение материала логично. Автор поднимает  актуальные проблемы   метапредметного подхода и в области формирования духовно-нравственных  качеств, обращает  внимание на необходимость развития нравственных качеств у студентов средних специальных учебных заведений. Развитие  самообразования нравственных качеств  выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Рекомендуется для преподавателей  единомышленников в системе  СПО.


 

Духовно нравственные подходы в

Духовно нравственные подходы в

В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы

В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы

Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека

Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека

Следовательно, СПО не первым и не в одиночку воспитывает студента

Следовательно, СПО не первым и не в одиночку воспитывает студента

Также важным качеством современного человека является умение гибко адаптироваться к изменениям, которые постоянно происходят в нашем обществе, уметь быть готовым к постоянному самообразованию в профессии…

Также важным качеством современного человека является умение гибко адаптироваться к изменениям, которые постоянно происходят в нашем обществе, уметь быть готовым к постоянному самообразованию в профессии…

Вовлечённость студентов в волонтерскую деятельность практического милосердия

Вовлечённость студентов в волонтерскую деятельность практического милосердия

Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные

Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные

Принцип «метапредметности» состоит также в составлении синквейнов,написании эссе, глоссариев, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр

Принцип «метапредметности» состоит также в составлении синквейнов,написании эссе, глоссариев, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр

Вдохнув атмосферу нестандартного урока, начинаешь скучать на традиционных

Вдохнув атмосферу нестандартного урока, начинаешь скучать на традиционных

А кто обидел тем помочь стараться,

А кто обидел тем помочь стараться,

Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko

Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko

В названиях специальности медицинская сестра, фельдшер мы не слышим термина «История», но, тем не менее, студенты имеют к ней самое непосредственное отношение

В названиях специальности медицинская сестра, фельдшер мы не слышим термина «История», но, тем не менее, студенты имеют к ней самое непосредственное отношение

Вовлеченность студентов в волонтерскую деятельность практического милосердия

Вовлеченность студентов в волонтерскую деятельность практического милосердия

Рецензия На тезисы, преподавателя

Рецензия На тезисы, преподавателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020