Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.
Оценка 5

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Оценка 5
Научные работы
docx
окружающий мир
1 кл
22.01.2018
Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.
Моя работа содержит материал, опираясь на который, педагоги могут задуматься над тем, что духовно - нравственное воспитание у школьников должно формироваться в рамках любого образовательного предмета. Я нашла применение на уроках окружающего мира. И считаю, что именно на этих уроках духовно - нравственное воспитание формируется наиболее системно.доклад на тему духовно - нравственное воспитание на уроках окружающий мир
доклад дух нравст воспит.docx
Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.  Храмовичева Юлия Евгеньевна Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»  г. Козельска Козельского  района  Калужской области Учитель начальных классов Перед   общеобразовательной   школой   ставится   задача   подготовки ответственного   гражданина,   способного   самостоятельно   оценивать происходящее   и   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с   интересами окружающих   его   людей.   Решение   этой   задачи   связано   с   формированием устойчивых духовно­нравственных свойств личности школьника. В   условиях   реализации   ФГОС   второго   поколения   одним   из приоритетных   направлений   содержания   начального   общего   образования становится   духовно­   нравственное   воспитание   детей.  Проблема   духовно­ нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных   условиях   она   приобретает   особое   значение.   Ещё В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить  «умению чувствовать человека». (7) Нравственное   воспитание —   это   непрерывный   процесс   который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь; он направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Я  считаю,  что  целенаправленную   работу   по   нравственному   воспитанию нужно   начинать   уже   с   начальной   школы   через   формирование   духовно­ нравственных качеств младших школьников.  Начальное звено в образовании имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается до 70%  личностных качеств.             Что   же   такое   нравственность? —  Это   нормы,  принципы   поведения, мотивы поступков. Духовность? ­  Это   устремлённость   личности   к   избранным   целям, ценностная   характеристика   сознания;   определение   человеческого   способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя. (3) На   мой   взгляд,   именно     в   начальной   школе   нравственные   ценности           наиболее системно формируются на уроках окружающего мира.   «Окружающий   мир» –   интегрированный   предмет   для   младших   школьников,   который   объединяет   знания   о   природе,   человеке   и   обществе. Этому   предмету   принадлежит   особая   роль   в   формировании   целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. На   уроках   «Окружающий   мир»  формируется   социальный   опыт школьников. На элементарном уровне ученики осознают взаимоотношение в системе   «человек   –  природа   –  общество»,   учатся   правильно   относиться   к среде обитания и правильно вести себя в ней. В процессе изучения этого предмета формируется готовность следовать этическим   нормам   поведения   в   школе,   на   улице,   дома,   а   также   умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами. (4) На своих уроках я воспитываю любовь к своему городу, к своей Родине, формирую   опыт   экологически   и   этически   обоснованного   поведения   в природной и социальной среде, развиваю интерес у обучающихся к познанию самого себя и окружающего мира.          Каждый человек неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края   и   страны.   Так,   например,   знакомство   детей   с   обрядами   и   обычаями народов   нашего   отечества   способствует   не   только   нравственно   – патриотическому   воспитанию,   но   и   формированию   у   ребенка   позитивного отношения к миру и к самому себе. Важно со школьной скамьи воспитывать уважительное отношение ко всему, что связано с понятием родины.                Духовно   –  нравственные   качества   человека   проявляются   также   по отношению к обществу и государству. Это такие качества как: патриотизм, гордость за Отечество, уважение к истории своего народа, страны и малой родины.  На   уроках     «Россия   –   наша   родина»,   «Мы   –   граждане   России», «Славные   символы   России»,   «Народы   России»   дети   узнали,   почему   слово «родина»   пишется   с   большой   и   маленькой   буквы,   познакомились   с символикой   России,   понятиями   «государство»,   «общество»,   «армия», выяснили их роль для страны, смогли обсудить ситуации общения с людьми разных   возрастов,   национальностей,   религиозной   принадлежности.   Ученики осмыслили   необходимость   соблюдения   норм   поведения,   принятых   в обществе.  Проекты,  предусмотренные для  формирования патриотизма, с каждым   классом   углубляются   и   усложняются,   например,   в   1   классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. ( Приложение 1) Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3­4 классах ребятам на выбор предлагается   выполнить   несколько   проектов   о   России. Используя   метод проектов, ребята расширяют кругозор о родном крае, стране в целом.                    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит   память   о   них,   не   любит   старые   дома,   старые   улицы,   пусть   даже   и плохонькие,   значит,   у   него   нет   любви   к   своему   городу.   Если   человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Предмет «Окружающий мир» ориентирован на ценности семьи, добра, патриотизма, труда и творчества.   На   своих   уроках   я     помогаю   детям   осмысливать   свой   опыт,   понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам, поступкам других людей. А также помогаю ученику сформировать личностное, эмоциональное, оценочное отношение к миру и искать ответы на вопросы: как нам строить свою жизнь в отношении «человек – природа», «человек – общество».                 Я считаю, что одно из главных умений, которым должен овладеть школьник, является умение жить в коллективе, общаться, сотрудничать. А это предполагает   наличие   у   ребёнка   таких   качеств,   как   доброта,   честность, справедливость,   следование   нормам   нравственности.   Данные   качества формировались на уроках окружающего мира при изучении тем «Ты и твоя семья», «Ты и твои друзья» , «Человек в мире людей». (Приложение 2)         При изучении темы «Наша дружная семья» дети составляли родословное древо   своей   семьи,   собирали   информацию   об   именах,   фамилиях   и родственных   связях,   о   судьбе   разных   поколений.   Такая   работа   не ограничивалась   рамками   урока,   детьми   были   созданы   исследовательские проекты  «Моя родословная», «Трудовые династии моей семьи», «Богатства, отданные людям». (Приложение 3).           Естественно,   если   ребёнок   не   сохраняет   в   себе   память   прошлого, равнодушно   относится   к   истории,   то   он   губит   часть   своей   личности,   и   в конечном итоге – деградирует как человек. (1)    На   своих   уроках   я   использую   разные   формы   деятельности: самостоятельная  работа, проекты, творческие задания,  работа в группах  и благодаря   этому   у   обучающихся   формируются   такие   качества   как: трудолюбие,   ответственность,   готовность   помочь,   умение   прощать, терпимость к недостаткам другого человека.         Изучая раздел «Природа» (2 класс), ученики осознают ценность природы, осознают ответственность за сохранение природы, понимают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу, изучают важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).   В   конце   изучения   этого   раздела,   ученики   выполняют   проект «Красная книга России». (Приложение 4). При  планировании  урока окружающего  мира  важно определить,  по воспитанию   каких   нравственных   качеств   будет   вестись   работа,   какие личностные результаты будут сформированы у детей на основе изучаемого материала.             В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. (5)                Я считаю, что предмет «Окружающий мир» у младших школьников позволяет   формировать   такие   нравственные   качества,   как:   уважительное отношение   к   окружающим   людям,   бережного   отношения   к   природе.   Этот предмет   способствует   эмоциональному   развитию   детей,   формированию патриотических чувств, воспитанию культурного и вежливого человека.  Так как   на   каждом   уроке   постоянно   возникают   определённые   и   нравственные отношения   между   ребятами.   Решая   общие   познавательные   задачи, поставленные перед классом, ученики общаются между собой, влияют друг на друга.             Совместная   работа   школьников   на   уроке   рождает   между   ними   отношения,  характеризующиеся  многими  признаками, которые  свойственны отношениям в любой коллективной работе.         Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает   совместные   переживания,   способствует   их   нравственному воспитанию.        Таким образом, после окончания курса «Окружающий мир» современным национальным   идеалом   будет   настоящий   гражданин   России.   Это высоконравственный,   творческий,   компетентный,   уважающий   старших, ответственный, справедливый и толерантный человек. Литература: 1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.  2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно­нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. 3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. –М., 2000. 4. Плешаков   А.А.   Пояснительная   записка   к   учебникам   «Окружающий мир», – М.: Просвещение 2011. 5. Под   ред.   И.А.   Каирова,   О.С.   Богдановой   Нравственное   развитие младшего школьника в процессе воспитания – М.: Педагогика, 2012.  6. С.В.Никитина Духовно­нравственное воспитание младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. 7. Федеральный государственный стандарт общего образования. Проект «Моя малая родина» Приложение 1.  Проект «Моя семья» Приложение 2. Проект «Богатства, отданные людям » Приложение 3. Проект «Красная книга России » Приложение 4.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.

Духовно – нравственное воспитание на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018