Доклад посвящен теме: "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании". Раскрывает роль семьи, в воспитании подрастающего поколения. Предлагается установление традиций своей семьи, считается становлении базовых нравственных принципов принадлежит семье. Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.
,
Духовно – нравственные основы семьи
и народные традиции в семейном воспитании
«Добрые дети – дому венец,
злые дети – дому конец».
Русская народная пословица.
Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер
и их поведение.
Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души,
которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья,
как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на
всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения
материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается
характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества.
Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление
связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла
душевно духовная "дистанция", нужно не допускать ее между отцом,
матерью, с одной стороны, и их родителями с другой.
Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия,
нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее
старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить
их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и
внуков. Не потому ли, что "старые и малые" более свободны от соображений
житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если
дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной
теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой,
они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность
заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком
изобилии представлено в нашей повседневности.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение
традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее
значение приобретают работа, успехи в профессиональной области,
стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических,
ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто невоспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в
жизни.
А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений,
ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и
будущему своей Родины.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к
добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем,
насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и
наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как
личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного
русского народа: "Мать праведная ограда каменная", "Отец сына не на худо
учит" и много других примеров...
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не
растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с
немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая
характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный
уклад включает в себя пять компонентов:
1. Обычаи установившиеся, привычные формы поведения;
2. Традиции переходящий из поколения в поколение способ передачи
ценностнозначимого содержания культуры, жизни семьи;
3. Отношения: сердечные чувствования и настроения;
4. Правила образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй
благочестивой жизни;
5. Распорядок установленный порядок в течение дел дня, недели, года. В
отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем
благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений,
сезонными изменениями в быту и труде.
Мало кто любит, когда ему навязывают чтото новое, но при этом, уважает и
принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок,
устанавливайте свои традиции для своей семьи. Хорошо, если они будут по
нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь,
вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не
хватает большинству современных семей.
Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Так, за
вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что произошло
интересного в течение дня, обсуждают планы на будущие выходные. Главное,что бы и дети были включены в активное обсуждение, высказывали свое
мнения.
Полезный обычай разбирать собственные ошибки вслух, это даёт
возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать
правильные выводы на будущее. И свидетельство ответственности за свои
поступки для ребенка.
Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём
празднование должно сводиться не только к поеданию чего то вкусного, а
совместной деятельности в проводимом событии взрослых и детей. Для детей
все праздники необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так,
что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и
будет воспитывать своего малыша.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни
впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на
добро, на счастье человека. Главное назначение песни привить любовь к
прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство
колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.
Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё
слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук
Вашего голоса будет ему полезен.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду один из факторов
воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и
внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в
яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Сколько детских сказок,
загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали
определенные педагогические цели. Сказки являются важными
воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и
проверенным народом. Важнейшей особенностью сказок является
дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок».
Особое внимание уделяется педагогами ДОУ по выстраиванию
взаимодействия с семьей по вопросам возрождения народных традиций в
семейном воспитании. Одной из задач современной системы образования
является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а
значит и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо
каждому народу. Наше прошлое это фундамент стабильной, полнокровной
жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народнойпедагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник
педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши
истоки и поэтому, наша задача помочь ребенку вспомнить свою национальную
и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и
уважать память предков, систематическое и целенаправленное приобщение
детей к истокам народной культуры.
Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет
ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно
нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу
сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие
поступки хорошие, а какие недопустимы.
Духовнонравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни,
но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов
принадлежит семье.