Духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

  • Лекции
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад посвящен теме: "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании". Раскрывает роль семьи, в воспитании подрастающего поколения. Предлагается установление традиций своей семьи, считается становлении базовых нравственных принципов принадлежит семье. Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. ,
Иконка файла материала доклад.docx
Духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании «Добрые дети – дому венец,  злые дети – дому конец». Русская народная пословица. Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души,  которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья,  как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения  материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается  характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление  связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла  душевно ­ духовная "дистанция", нужно не допускать ее между отцом,  матерью, с одной стороны, и их родителями ­ с другой. Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия,  нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее  старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить  их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и  внуков. Не потому ли, что "старые и малые" более свободны от соображений  житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если  дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной  теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой,  они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность  заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком  изобилии представлено в нашей повседневности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение  традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее  значение приобретают работа, успехи в профессиональной области,  стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто невоспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в  жизни. А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений,  ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и  будущему своей Родины. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к  добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем,  насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и  наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как  личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного  русского народа: "Мать праведная ­ ограда каменная", "Отец сына не на худо  учит" и много других примеров... За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не  растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с  немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая  характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный  уклад включает в себя пять компонентов: 1. Обычаи ­ установившиеся, привычные формы поведения;  2. Традиции ­ переходящий из поколения в поколение способ передачи  ценностно­значимого содержания культуры, жизни семьи; 3. Отношения: сердечные чувствования и настроения;  4. Правила ­ образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй  благочестивой жизни;  5. Распорядок ­ установленный порядок в течение дел дня, недели, года. В  отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем  благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений,  сезонными изменениями в быту и труде. Мало кто любит, когда ему навязывают что­то новое, но при этом, уважает и  принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок,  устанавливайте свои традиции для своей семьи. Хорошо, если они будут по  нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь,  вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не  хватает большинству современных семей. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Так, за  вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что произошло  интересного в течение дня, обсуждают планы на будущие выходные. Главное,что бы и дети были включены в активное обсуждение, высказывали свое  мнения. Полезный обычай ­ разбирать собственные ошибки вслух, это даёт  возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать  правильные выводы на будущее. И свидетельство ответственности за свои  поступки для ребенка. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём  празднование должно сводиться не только к поеданию чего ­ то вкусного, а  совместной деятельности в проводимом событии взрослых и детей. Для детей  все праздники ­ необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и  будет воспитывать своего малыша. Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни  впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на  добро, на счастье человека. Главное назначение песни ­ привить любовь к  прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство  колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви. Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё  слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук  Вашего голоса будет ему полезен. Погружение детей в традиционную фольклорную среду ­ один из факторов  воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и  внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в  яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали  определенные педагогические цели. Сказки являются важными  воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и  проверенным народом. Важнейшей особенностью сказок является ­  дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней  намек, добрым молодцам урок». Особое внимание уделяется педагогами ДОУ по выстраиванию  взаимодействия с семьей по вопросам возрождения народных традиций в  семейном воспитании. Одной из задач современной системы образования  является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а  значит ­ и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо  каждому народу. Наше прошлое ­ это фундамент стабильной, полнокровной  жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народнойпедагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник  педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши  истоки и поэтому, наша задача помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и  уважать память предков, систематическое и целенаправленное приобщение  детей к истокам народной культуры. Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет  ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно­ нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу  сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие  поступки хорошие, а какие недопустимы. Духовно­нравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни,  но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов  принадлежит семье.