Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.
Оценка 4.7

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
31.03.2017
Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.
Статья написана на основе опыта работы с детьми руководителя школьного музея в течение последнего десятилетия. Главным направлением работы является духовно-нравственное развитие школьников. В статье рассказывается о создании Музея в школе, об организации исследовательской работы школьников и о разнообразных формах музейно-краеведческих занятий, реализуемых автором в рамках программы «Мое открытие мира». Адресована коллегам – педагогам, краеведам и руководителям школьных музеев.Представлена статья с иллюстрациями.
Музейно-краеведческая работа (2).docx
Духовно­нравственное развитие школьников через музейно­ краеведческую и исследовательскую работу.  Автор: Лукьянова Ольга Юрьевна – учитель истории ГБОУ сш № 534, руководитель школьного музея Статья   написана   на   основе   опыта   работы   с   детьми   руководителя школьного музея в течение последнего десятилетия. Главным направлением работы   является   духовно­нравственное   развитие   школьников.   В   статье рассказывается о создании Музея в школе, об организации исследовательской работы   школьников   и   о   разнообразных   формах   музейно­краеведческих занятий, реализуемых автором в рамках программы «Мое открытие мира». Адресована   коллегам   –   педагогам,   краеведам   и   руководителям   школьных музеев. 1 Основы   духовности   и   нравственности   закладываются   в   семье.   Роль школьного   воспитания   в   этом   направлении   скромнее,   но   правильно организованная и систематическая работа тоже может принести свои плоды. Понятийный ряд духовно­нравственного воспитания включает в себя такие слова, как отчизна, Родина, гражданин, патриот, дом, семья, народность, дух, душа,  любовь,  верность.  Все  эти   понятия   можно   ярко   раскрыть,  доступно объяснить и «освежить» через музейно­краеведческую работу.  Моя   работа   как   учителя   истории   и   руководителя   музея   в   течение десятка лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания ученика без формализма, через активизацию его мыслительной деятельности и развитие   эмоциональной   сферы.   К   таким   формам   работы   относятся: музейный   урок   и   музейная   игра,   исследовательская   работа   и   музейное занятие.   Формы   могут   быть   различными,   главное   чтобы   они   превращали ученика   из   пассивного   созерцателя­экскурсанта   в   активного   участника творческого познавательного процесса. Для себя определила следующие цели работы, способные влиять на развитие духовности и нравственности личности: ­ формировать историческое сознание у школьника; ­   воспитывать   личностное   отношение   к   культурно­историческому наследию России, её народам; ­   способствовать   развитию   любви   и   благодарности   своей   малой Родине, своей школе и семье; ­ прививать вкус к общению с музейными ценностями; ­ обучать навыкам «извлечения» знаний из исторических источников; Достижению поставленных целей  способствуют  две  наши  школьные музейные   экспозиции  ­   музея   Ученика   и   выставки   Материальная   культура горожан 20 века, существующих с 2003 и 2005 года соответственно. Музей Ученика был рождён директором школы Ларисой Николаевной Костырей. Он был   открыт   накануне   празднования   300­летия   Санкт­Петербурга.   Музей должен показать каждому школьнику, что школа помнит своих учеников и учителей, гордится многими, но особую память хранит об одном из них – Герое России Тимуре Сиразетдинове. В 2005 году школе было присвоено его имя, и в этом тоже была огромная заслуга директора. В год пятидесятилетия школы   (2015)   музей   получил   новое   оформление,   и   можно   сказать   с уверенностью, что он по­прежнему успешно выполняет свои задачи. В школе сложилась определённая система работы над именем Героя, главной частью которой является Музей. Я   возглавляю   работу   в   музее   с   момента   его   основания.   В   работе использую   как   традиционные,   так   и   инновационные   методы   и   формы. Рассмотрим эффективность традиционных форм работы.  2 Основное   знакомство   учащихся   с   материалами   музея   идёт   через экскурсию,   которую,   конечно,   проводят   ребята.   История   школы,   ее выпускников и  учителей представлена в фотографиях, наградах, пионерской атрибутике, рассказах­воспоминаниях.  Вещи, принадлежащие Тимуру, занимают особое место в экспозиции. Он – капитан отряда спецназа «Тайфун» ­ погиб 10 марта 2000 года, у поселка Комсомольский, в Чечне, при выполнении боевого задания по защите Родины. В последнее мгновение жизни Тимур закрыл собой своего командира. Это была   его   шестая   боевая   командировка.   В   предыдущей   получил   тяжёлые ранения и мог бы больше не воевать. Был награжден высокими наградами: двумя орденами Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».   В   музее   экспонируются:   берет,   ремень,   фляга,   часы,   нож, фотографии, документы. За эти годы собраны многие публикации, описана биография,   созданы   презентации,   имеются   видеозаписи   телепрограмм   о Тимуре. Текст   экскурсии   мы   регулярно   дополняем   новыми   воспоминаниями, подыскиваем   для   описания   жизни   Героя   новые   «незатертые»   слова.   Но непременным   остается   отношение   к   высокому   нравственному   подвигу Тимура, выраженному в народе словами: «сам погибай, а товарища выручай». Эта истина вечна. Однополчане Тимура регулярно бывают в школе, в музее, участвуют в школьных мероприятиях. Крепка связь школы с матерью Тимура – Галиной Якубовной. Ребята Музейного совета ходят к ней в гости, а она сама непременно принимает участие в наших школьных делах. Несколько раз в году классы посещают могилу Тимура на Серафимовском кладбище.  Отзывы   учеников,  родителей,  посетителей   нашего   музея   показывают, что материалы экскурсии оставляют след в душе, заставляют задумываться:  Музей – это гордость школы. Это наше прошлое. И мы не должны про это забывать (Есина Наташа, 7 класс). Музей должен быть потому, что мы, ученики, должны знать и чтить историю гибели ученика нашей школы Тимура Сиразетдинова. И вообще, в каждой школе должен быть музей, чтобы ученики знали историю своей школы (Петрова Аня, 7 класс). Мы должны знать наших предшественников, их заслуги, победы. Это полезно   для   примера.   Тем   более   музей   –   это   интересно,   а   особенно   про судьбы людей (без подписи). Думаю, такой музей нужен каждой школе. Людям нужен символ. Куда идти, чему следовать. Без этого сложно двигаться вперёд. Так или иначе, в жизни   мы   конкурируем   друг   с   другом.   И   всякий   мечтает,   хоть   в   чём­то приблизиться или превзойти кумира. Смотря на героя, мы ставим себе цель и стремимся   к   ней.   Мне   кажется,   что   такие   музей   немного   способствуют прогрессу (Задоя Настя, 11 класс). 3 Музей   хранит   память   о   учениках,   выпускниках,   учителях…   Память, воспоминания – это важно. Тимур… С младших классов я уже слышала это имя. Он ­ Герой. Герой с большой буквы. Хотела бы я, чтобы обо мне со временем рассказывали в музее? Наверное, я пока не достойна такой чести. Но это мне сильно льстит. Было бы приятно… А вдруг я «зазвездюсь»?(Нгуен Ле, 11 класс, вьетнамка) Два   последних   отзыва   показывают,   какое   воздействие   способна оказывать   работа   музея,   последовательная   и   систематическая   работа   всей школы над именем Героя. Человек, совершивший подвиг, в честь которого поставлены памятники, не чужой и непостижимый, а почти свой, знакомый с детства. Вот учителя, которые его учили, говорят, что он не был отличником, но   при   этом   был   очень   старательным.   Вот   друзья,   которые   ценят   его   за надёжность   и   честность.   Вот   его   мама,   которая   помнит   его   шалости   и озорство,  но   всегда   могла   на  него   положиться.  Чем­то   он   похож  на   тебя, твоего одноклассника. Характеристики. Дипломы. Благодарности. Награды. Образ Героя становится понятным, близким, а его пример отношения к жизни заменяет сотни бесед о морали и нравственности. Спустя два года после открытия музея началась работа по созданию музейной   выставки   предметов   быта   прошлого   века.   В   настоящее   время подобное направление школьного музея стало обычным явлением. А тогда подобных   экспозиций   было   немного,   они   только   создавались.   Побывала   в «Старой квартире» гимназии им. Сервантеса, в Музее петербургского быта 91 школы, в музее школы № 40 на Комендантском пр. и определила для себя формат   будущей   выставки   и   направление   её   деятельности.   Коротко,   это можно сформулировать следующим образом: не надо гнаться за количеством вещей   в   коллекции,   артефакт   ценен   как   символ   своего   времени,   и   один предмет   может   рассказать   о   многом,   если   научиться   его   слышать.   Как учителю   истории   мне   важно   помочь   детям   увидеть   своими   глазами историческую эпоху, добавить к словесной характеристике зрительную опору для   создания   образа   времени.   В   этом   пришли   на   помощь   инновационные методы педагогики музейной деятельности, в первую очередь, интерактивные, через непосредственное общение ребёнка с вещью.  Основа выставочной коллекции ­ из моего дома. Позже бросила клич: принимаем то, что выкинуть жалко, а хранить негде. Меня услышали. Скоро убедилась, что вещь «притягивает» вещь. Часто слышала от посетителей: «У меня есть подобное, надо вам принести». Так говорили родители учащихся, гости школы, учителя. Иногда приносили потрясающие вещи, но во временное хранение. Мы с ребятами, а вокруг, конечно, появились увлечённые музеем дети,   были   и   этому   несказанно   рады.   Представьте,   дневник   смолянки, закрытый на замочек, который хранители не могли открыть, а нам тут же повезло   ­   открыли,   или   записи   блокадного   мальчика,   или   дневник гимназиста… Все это изучалось, исследовалось, результаты оформлялись в 4 презентацию или исследовательскую работу. Однажды мама моего ученика принесла   портрет   человека   в  довоенной   командирской   форме,  написанный маслом. Она подарила его нам со словами: «Вы говорили, что принимаете то, что хранить негде. Это портрет моего деда, его давно нет. Возьмите»… Мы взяли, храним, выставляем, дорожим. А правнук, между прочим, так похож на своего прадеда!  В 2005­2006 уч. году состоялось открытие выставки «Предметы быта 20 века».   Закипела   работа   музейщиков.   Появился   кружок,   Музейный   совет, стали осуществляться мои замыслы на проведение интерактивных занятий, и первой темой, конечно, стала «Экспонат рассказывает». В настоящее время разных   видов   занятий   уже   более   двух   десятков.   Сменилось   4   состава Музейного совета. Сложились несколько курсов кружков. Обобщённый опыт нашёл воплощение в программе дополнительного образования «Мое открытие мира». В 2013 – 2014 учебном году, программа была лицензирована. Работа   с   активом   начинается   с   музейного   кружка   «Необыкновенная история   обыкновенных   вещей».   Обычно   в   этот   кружок   записываются пятиклассники, начинающие изучать историю как предмет. В течение года на еженедельных   занятиях   они   знакомятся   с   историей   происхождения   и изменения во времени окружающих вещей. Исследуя экспонат, они учатся «считывать» с него информацию: где, когда и как он был создан, из какого материала, как служил людям и как люди относились к нему. Они составляют небольшие   рассказы   о   вещах   и   их   метаморфозах   ­   фрагменты   будущих экскурсий по темам «Экспонат рассказывает», «Русская изба» или «Тайны школьного   портфеля»…   Отдельные   части   соединяются   учителем, дополняются, адаптируются в соответствии с возрастом будущих зрителей, совместно с детьми подготавливается видеоряд, отбираются артефакты. Так появляется урок. С этими уроками или экскурсиями кружковцы выступают перед своими одноклассниками и учащимися младших классов. Во   второй   год   обучения   кружковцы   занимаются   изучением   истории нашего исторического района – Лесного. В программе этот курс называется «Что скрывает Лесной?» Главными методами работы с детьми на этом этапе становятся   пешеходные   экскурсии,   краеведческое   ориентирование,   квесты, интервьюирование   старожилов,   работа   с   архивными   материалами   и краеведческой   литературой.   В   этот   период   совершенствуются   их   навыки экскурсоводческой   работы,   они   обучаются   составлять   задания   для образовательных путешествий, которые будут предложены в классах. Занятия в кружке в течение 2­х лет помогают детям определить, насколько серьёзно их   увлечение,   готовы   ли   они   в   дальнейшем   работать   в   Музейном   совете, проводить   экскурсии,   участвовать   в   кружке   третьего   года   обучения   под названием   «Практика   музейной   работы».   Участники   кружка   приобретают навыки разработки и осуществления интерактивных форм работы в школьном музее,   использования   разнообразных   компьютерных   технологий.   По 5 собственной   инициативе   ребята   создали   страничку   «ВКонтакте»   под названием «Музейный кружок», в которой отражают все музейные события, размещают фотографии проведённых мероприятий. Из увлечённых делом и знающих   музейную   работу   кружковцев   создается   Музейный   совет   –  центр всей музейной и краеведческой работы в школе. Сильное   воздействие   на   ученика   способна   оказать   самостоятельная исследовательская деятельность. Направления исследований задают интерес ребёнка, потребности музея, городские конкурсы, а иногда тема приходит из семьи. Так возникла идея описать род Потуловых. Наследником большого и славного рода, ведущего свою историю со времён Московского царства, был очень застенчивый восьмиклассник Алёша Яковлев. Но богатейший семейный архив,   увлекательные   рассказы   мамы   сделали   своё   дело.   Алёша   провёл большое   исследование   и   сумел   защитить   свою   работу   на   районном   и городском конкурсе, заняв на последнем третье место. Для него это была личная победа. Два исследования в течение 2­х лет провёл Богдан Титов. Для более полного изучения биографии ученого В.Г. Хлопина я помогла ему посетить закрытый  музей Радиевого института. Он осмотрел мемориальный кабинет Хлопина, познакомился с его хранителем, в распоряжении Богдана оказались редкие книги. Вместе с ним мы съездили к дому на Лесном проспекте, где когда­то  жил   В.Г. Хлопин. Результатом   стала   вдумчивая  работа,  занявшая третье   место   на   конкурсе   краеведческих   работ   в   Аничковом   дворце.   В следующем   году   темой   исследования   стала   исчезнувшая   школа,   бывшее Коммерческое училище в Лесном. А на городском конкурсе ­ уже второе место. В настоящее время Богдан Титов – студент 6 курса Педиатрической академии. С гордостью рассказывает о своей исследовательской деятельности по гематологии уже в Академии. «Николай   Никитин   –   Герой   Зимней   войны»   ­   так   называлась   тема исследования   Спиридоновой   Ксении.   Заинтересовано   и   педантично исследовала   она   документы,   сохранившиеся   в   семье   Героя.   Увидела,   как семья   боролась   за   правдивое,   неприкрашенное,   отображение   его   подвига. Через интерес к судьбе человека вышла на историю забытой Зимней войны. Обнаружила   массу   противоречий   в   подаче   материала   об   одних   и   тех   же событиях.   На   страницах   своей   работы   «столкнула»   эти   точки   зрения. Осознала,   почему   имя   Героя   Советского   Союза   в   конце   40­х   годов   было убрано с карты области. На историко­краеведческих чтениях в Фонтанном доме её работа была оценена очень высоко. Ксюша получила наглядный урок о подлинном нравственном смысле истории. Круг   детей,   прошедших   через   исследовательскую   работу,   не   мал, каждый   год   пополняется   новыми   именами,   но   все   же   исследовательская работа – работа индивидуальная. Эффективная же массовая форма работы – музейные занятия. У нас в значительной степени она строится на материалах 6 выставки предметов быта 20 века. К ним относится, например, урок­праздник «Игры и игрушки петербургских детей». Этот урок прошёл уже 8­летнюю проверку и с каждым годом становится только ярче. С разработкой этого урока я приняла участие в районном конкурсе «Урок с использованием ИКТ» и заняла 2 место. Он проходит для 1­х классов, иногда для воспитанников детского сада перед Новым годом и Рождеством под волшебную музыку П.И. Чайковского   в   нарядно   украшенном   зале.   Несколько   лет   подряд   мы приглашаем   профессиональный   струнный   квартет   с   флейтой.   Традиционно проводим занятие совместно с учителем музыки Н.М. Смирновой. Герои урока – игрушки: из музейной выставки – старенькие, неяркие и позабытые, и новые современные, которые дети приносят с собой. На уроке они   узнают,   какие   метаморфозы   произошли   с   их   любимыми   игрушками   в течение   столетия.   Занятие   построено   таким   образом,   что   у   ребят просыпаются не только любознательность, но и уважение к игрушкам и их создателям,   а   часто   и   сострадание   к   своим   старым   игрушечным   друзьям. Этому во многом способствуют пьесы из «Детского альбома» Чайковского («Болезнь куклы», «Похороны куклы»). Отзывы   об   этом   уроке   всегда   только   положительные.   Ведь   дети   не только   зрители,   они   и   активные   участники.   Девочки   танцуют   как   куклы, мальчики маршируют как деревянные солдатики, и все вместе они отгадывают старинные   загадки   и,   конечно,   поют.   Дом,   семья,   мама,   любовь,   верность, забота – на этих понятиях построен весь урок. За   годы   своего   существования   выставка   пополнилась   предметами деревенского быта: сундук, прялка, ухват, лапти, коромысло и др. Появилась возможность   создать   урок   Русская   изба»,   посвящённый   национальным традициям.   Этот   урок   проводится   пятиклассниками,   детьми   первого   года обучения в кружке «Необыкновенная история обыкновенных вещей». Это их своеобразная зачётная работа. Уроки проводятся для ребят с 1 по 5 класс. Рассказ   ребят   о   предметах   быта   и   ремёслах   сопровождается   видеорядом, 7 русскими   народными   песнями.   В   зависимости   от   того   в   каком   классе,   на каком   предметном   уроке   проходит   это   занятие,   можно   решать   и   разные задачи. Например, проводя урок в 5 классе совместно с учителем литературы Е.А.   Нечитаевой,   мы   дополнили   содержание   урока   формами   устного народного   творчества:   пословицами, скороговорками   и   т.п.   И   ведущие,   и   зрители   активно   втянуты   в   урок, выполняют шутливые задания, получают призы: пряники, сушки, баранки. Так не навязчиво, в живой увлекательной форме дети узнают то, что, к сожалению, в настоящее время многими забыто, но что является основой знаний о русских истоках. Разработка этого урока получила Диплом 3 степени на районном конкурсе «Мой лучший урок».   прибаутками,   частушками, Для старшеклассников познавательным и воспитывающим уважение к школьным традициям стал музейный урок «Дореволюционные школы Санкт­ Петербурга».   Урок   составлен   на   основе   экспонатов   Музейной   выставки   с привлечением интересных видеоматериалов. Данный урок стал победителем районного этапа фестиваля «Петербургский урок». Для  пробуждения  интереса   к  своей  Малой  Родине  провожу   занятия: «Улицы   Лесного»,   «Учебные   заведения   Лесного»,   «Научные   учреждения Лесного», урок­игру «Дома и дворы Лесного 30­х годов». При проведении последнего создаю фрагмент интерьера комнаты 30­х годов, для исследования предлагаю артефакты. Подготовленные для анализа тексты   передают   особенность   быта   и   особую   атмосферу   взаимоотношений между   лесновцами.   Эти   материалы,   заимствованные   из   воспоминаний старейшего краеведа района Г.В. Кравченко, опубликованы в книге «Лесной: исчезнувщий   мир».   Иногда   Галина   Васильевна   сама   является   участником занятия.  Продолжительность   его   50­60   минут.  В   ходе   занятия   дети   могут почувствовать   особый   колорит   местности   Старого   Лесного,   узнают,   как выглядел   район   в  30­е  годы.  Дети   рисуют   дома,   рассматривают   предметы 8 быта, описывают игры и забавы детей, слушают песни той поры. Это занятие проходит всегда с неизменным успехом, как у детей, так и у взрослых.  Но,   конечно,   совершенно   особое   место   в   системе   музейной   работы занимает   блокадная   тема.   Из   года   в   год   в   интерьере   блокадной   комнаты, который   мы   воссоздаем   по   воспоминаниям   очевидцев   и   фотографиям, организуются уроки Мужества и Блокадные уроки, проводятся конференция «Хранители   Памяти»   или   литературно­музыкальная   постановка «Ленинградский реквием».  О силе воздействия на зрителя «Ленинградского реквиема»,   поставленного   совместно   с   библиотекарем   Старовойт   Л.Ю., можно судить по отзывам: До глубины души меня затронул этот спектакль! Ребята так вжились в свои   роли,   что   я,   словно,   попала   туда   в   блокаду.   А   чувства,   которые переполняли артистов, ложились мне прямо в сердце! (Гуща Д.,6­а) Я заставлял себя смотреть страшные блокадные слайды. Но, не видя их, нельзя   понять,   почему   мы   чтим   память   тех,   кто   пережил   блокаду.   Люди, пережившие блокаду, герои. Вечная им память! (Филин С., 6­а) После   этого   спектакля   я   многое   осознал.   Умирающий   мальчик   Юра Рябинкин,   корил   себя   за   свой   поступок:   он   съел   кусочек   хлеба, предназначенный для всей семьи. Как он переживал! Люди нашего времени боятся признаться даже в малейших ошибках! Войдя в зал, я сразу попал в атмосферу тех дней, я, как будто, сам находился в этой квартире! (Соловьёв Р.,8­б) Чувство   глубокого   уважения   вызывает   работа   авторов   и   участников проекта   «Ленинградский   реквием».   С   первых   минут   сцена   погружает   в атмосферу   того   ужасного   времени.   Игра   актёров   –   школьников   удивляет своей проникновенностью. На протяжении всего спектакля трудно сдержать слёзы. Сидя рядом с сыном и его одноклассниками, думаю, что им трудно понять чувства детей, оказавшихся в блокадном плену. Чуть оглянувшись, вижу грустные лица школьников, глаза наполнены слезами – они понимают… Именно такие проекты помогают им это понять. p.s. Мир начинается в семье. Мама ученика 4­б класса Львова Н.В. Каждый год к блокадным дням я разрабатываю новый сценарий занятия. В этом году для учеников 5­х классов был разработан и проведён урок «Дети блокадного города». В основу сценария были положены воспоминания детей – блокадников   Детского   дома   №   9   в   Лесном.   Мне   было   важно,   чтобы пятиклассники соприкоснулись с болью и страданиями своих сверстников, на долю   которых   выпала   война.   В   ответах   на   мои   вопросы   дети   написали следующее:  Я старался как можно лучше рассказать свою часть текста. Мне было очень жалко блокадников.  9 Я   рассказывала,   сколько   было   жертв,   про   дистрофию.   Я   испытала большую благодарность к тем, кто умер, спасая наш город. Я поняла, что пережили эти люди. Я думал об умерших от голода, чуть не плакал, мне хотелось попасть в блокадный Ленинград и всем помочь. Я считаю, что ленинградцам было очень тяжело взять себя в руки, не умереть,   пережить   утрату   родственников.   Я   чувствовала,   что   я   уже повзрослела. Единственные уроки, которые традиционно провожу сама – это уроки Мужества, допускаю детей только на выполнение определённых ролей. Это объясняется тем, что на подобном уроке не может быть случайностей, все моменты, слова, паузы должны быть продуманы и точно выполнены. Очень важны интонации, исходящие из подлинных чувств и переживаний, которые дети  не  всегда  могут  испытать  и  передать.  Не  может  быть  и зазубренных текстов,   слово   должно   быть   доверительное,   огромное   значение   имеет   и мимика.   Как   видно   из   отзывов,   пятиклассники   поняли,   прочувствовали материал и старались передать содержание, как можно лучше. Для старших классов подготовила урок «Адреса Памяти в Лесном». По ходу урока учащиеся узнавали, где был хлебозавод, где отоваривали хлебные карточки,  куда   в  блокадную   зиму   жители   Лесного   ходили   за   водой,  куда отвозили   умерших.   Отклики   получила     горячие,   неравнодушные   и заставляющие   задуматься.  Из  106  человек  8 – 11  классов,   участвующих   в анкетировании, с уроков Памяти узнают о блокаде 78 человек, из рассказов родственников – 65, из учебников – 42, из СМИ – 37. На вопрос: «Как в вашей семье вспоминают о подвиге ленинградцев», половина (54 человека) ответили ­ за праздничным столом, 47 человек – «относим цветы к памятникам», 37 – «зажигаем   поминальную   свечу».   8   человек   ответили,   что   «никак   не вспоминают» («Мы приезжие», «У нас никто в блокаду не жил» и т.д.). Только в   10­ти   анкетах   –   «разговариваем   с   родителями,   обсуждаем»,   в   18­ти   – 10 «помогаем   ветеранам»,   в   12­ти   –   «поздравляем   бабушек   и   дедушек». Подобная ситуация налагает на организаторов Блокадных уроков огромную ответственность. И то, что мне написали школьники о своих впечатлениях: «испытал(а) чувства гордости (17 чел.) и скорби (30 чел.)», «после Урока я задумался» (32 чел.), «не хотелось говорить на весёлые темы, улыбаться» (5 чел.), «долго не мог забыть» (10 чел.), «испытал чувство потрясения» (5 чел), «не смогла сдержать слёзы» (4 чел.), наверное, говорит об успешности Урока. Но   мне   бы   хотелось,   чтобы   Урок   у   большинства   участников   вызывал побуждение к действию, как у тех, кто написал: «после урока искал(а) новую информацию,   расспросил   близких»,   «захотелось   сходить   на   кладбище», «решила обязательно подарить цветы бабушке» и даже ­ «размышлял о смысле жизни».   взрослые   делятся   своими   воспоминаниями. В   течение   последних   четырех   лет   работаю   над   проектом   «У   карты Лесного». Он осуществляется на базе библиотеки № 1 на пр. Тореза. Идея проекта состоит в том, чтобы регулярно (1 раз в месяц с ноября по апрель) организовывать   и   проводить   краеведческие   встречи   взрослых   и   детей. Школьники   представляют   собравшимся   собранный   ими   краеведческий материал,   Для   юных исследователей   любители   краеведения,   читатели   библиотеки,   самая благодарная аудитория. Дети чувствуют, что их работа востребована, здесь они находят единомышленников, доброжелательных слушателей. Приглашаю на   встречи   учёных   из   научных   учреждений   района,   публицистов,   знатоков района,   руководителей   «закрытых»   музеев   и   просто   интересных   людей. Благодаря   доброжелательности   и   заинтересованности   работников библиотеки,   качественной   подготовке   мероприятий   встречи   «У   карты Лесного»   пользуются   большой   популярностью   в   районе   и   проходят   при наполненном зале. За эти годы прошло уже 16 встреч. Вот, некоторые из тем: «Первоначальный Лесной», «История исчезнувшей улицы» (о Новой улице), «Улицы   мои,   дворы   мои»   (по   воспоминаниям   Г.В.   Кравченко),   «Секреты долголетия»   (об   уникальных   людях   ­   долгожителях   Лесного   –   чемпионке мира по плаванию О. Кокориной и учёном С. Тихвинском), «Женщины ФТИ имени   Иоффе»,   «История   ГФО   им.   Воейкова»   и   др.   Книга   отзывов библиотеки содержит немало добрых слов и благодарностей,  например:  «Присутствуя на краеведческих встречах, словно погружаешься в атмосферу прошлых лет и оказываешься в том времени. Встречи «У карты Лесного» это общение и живая связь поколений – старшего и сегодняшних школьников. В то   же   время   каждый   раз   это   результат   настоящей   поисковой   работы, приоткрывающей   одну   за   другой   забытые   страницы   истории   нашей   Малой родины». В год столетия со дня возникновения первого краеведческого кружка в Лесном мы с  музейщиками   разработали новую  для нас  игру  на  местности «Наш Лесной». Ребятам, разделенным на 4 группы, предлагаем отправиться в 11 экспедиции. Одна группа – «Фотографы» ­ по фотографиям и карте столетней давности   находит   место   расположения   предложенных   объектов.   Вторая группа   –   «Топонимисты»   ­   исследует   изменения   в   названиях   улиц, произошедшие за 100 лет, предлагает свои версии происхождения старых и новых названий. Группа «Социологи» опрашивает встречных людей. Данной группе важно узнать, помнят ли современные жители старое название района и историю   его   возникновения.   Группа   «Экскурсанты»   отправляется   на экскурсию   со   школьным   экскурсоводом,   выполняя   по   ходу   квестовые задания. Завершающая часть занятия проходит в школе, где каждая группа отчитывается   в   результатах   своих   экспедиций,   выполняет   ряд   заданий   по углублению своих знаний об историческом районе. Надеюсь, что это форма не только   приживется,   но   и   станет   началом   нового   направления   массовой краеведческой работы в школе – работы по изучению своей Малой родины.  Оценить эффективность работы по духовно­нравственному воспитанию школьников непросто. С помощью научного консультанта составила тест по изучению   результативности   музейно­краеведческой   деятельности.   Есть положительные результаты: учащиеся знают о подвиге Героя, осознают подвиг жителей блокадного города, знакомы с памятными местами района. Но это в теории,   а   настоящим   критерием   эффективности   работы   в   духовно­ нравственном  направлении может быть только практика. И эта практика ­ жизнь… 12

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.

Духовно-нравственное развитие школьников через музейно-краеведческую и исследовательскую работу.
Скачать файл