«Духовно-нравственное воспитание».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности.
Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно
духовно-нравсвенное 1.2 задание.docx
«Духовно-нравственное воспитание».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа
переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и
ценности.
Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается
весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители,
учителя, да и сами ученики:
•
•
•
•
отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
постоянное ухудшение моральнонравственной среды
уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
ухудшение физического развития молодого поколения
отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров
•
здорового образа жизни
негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние
•
половые контакты)
отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в
•
своих материалах)
наличие огромного количества негативного контента в интернете и
•
СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие
личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей,
осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в
будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные
жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к
добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем,
зависит наше будущее. Ребёнок в какойто момент покидает страну детства и входит в большой мир,
наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью,
участие и бездушием.
Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и
стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют.
Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию
проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению
видеть прекрасное, правильному отношению к природе.
Поэтому, несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания
подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.
Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление,
определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный
целенаправленный характер. Воспитание – это
передача общественноисторического опыта новым поколениям с целью
подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное
систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить
его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.
Принципы воспитания:
гуманистической направленности;
природосообразности;
культуросообразности;
ориентации воспитания на развитие социальной и культурной
эффективности социального взаимодействия;
компетенции.
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является
формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,
неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек,
не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько
человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,
общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим
поведением, общением и т.д.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных
традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного
мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство
проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство
человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье,
понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства,
трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических
представлений.
Игрушка помогает понять и осознать общечеловеческие ценности:
свобода воли;
любовь к матери;
патриотизм;
любовь к Родине;
добро и зло;
добродетель;
совесть;
надежда;
самовоспитание;
Традиционными источниками нравственности являются:
1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к
своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;
2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к
людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность;
достоинство;
3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и
правопорядок; свобода совести и вероисповедания;
4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей:
забота о старших и младших; продолжение рода;
5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и
настойчивость; трудолюбие; бережливость;
6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое
сознание;
7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония,
духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое развитие;
8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
9. человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе
национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно
нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и
национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше
обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу
воспитания. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали
национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России
сохранить свои исторические корни и культурнодуховную самостоятельность
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно –
прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально –
эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных
культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной
форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу
их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и
иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных
искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении,
заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость
многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого
потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои
знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к
истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но
и с прошлым
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное
орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние
современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть
человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель
сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых
игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь
вечно юной. На неё не влияет время, она попрежнему находит свой путь к
сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь
частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике
самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная
ценность традиционной народной куклы.
Работая в школе я веду факультатив который в рамках духовно
нравственного воспитания школьников входит в учебный план нашей школы.
Я решила представить главные аспекты этой программы:
«Традиции и праздники родного края. Народная кукла».
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка наиболее
мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности,
присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого
человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый
совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему
открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны
ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем
охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в
далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных
традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного
мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство
проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство
человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье,
понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства,
трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время
и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических
представлений.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно –
прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально –
эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных
культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной
форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу
их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и
иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных
искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении,
заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость
многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого
потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои
знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к
истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но
и с прошлым
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное
орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние
современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть
человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель
сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых
игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь
вечно юной. На неё не влияет время, она попрежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь
частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике
самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная
ценность традиционной народной куклы.
Данная программа не является компонентом базовой программы, а является
вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер
развития школьников.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и
сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих
успешное осуществление детской творческой деятельности.
Курс содержит 35 занятий. Занятия факультатива проводятся один раз в неделю.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп,
обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания,
динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях
специального времени, направленного на реализацию национальнорегионального
компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для
детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по
созданию тряпичной народной куклы, а также познания в сфере истории и
традиций родного края.
Цель курса –
Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков,
формирование у детей основ целостной эстетической культуры и
толерантности через познание народных традиций.
Развивать прикладное творчество школьников через познание русских
народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек –
кукла.
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к
культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям
труда.
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей
и возможностей.
Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно
прикладного творчества посредством знакомства с разными видами
рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме,
работы с соломкой).
Содействие жизненному самоопределению учащихся. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с
различными материалами, направленными на воспитание художественно
эстетического вкуса
Задачи:
изучить народные традиции, связанные с историей русской куклы, научить
работать с тканью при создании выразительных образов.
способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений,
творчества и способности к преобразованию материалов.
на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего
народа, интерес к народноприкладному творчеству.
Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать
красивое вокруг себя.
Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и
их дальнейшем обогащении.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно
прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально
реализоваться в нем.
Требования к уровню подготовки учеников
Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате
посещения факультатива русской народной куклы
анник
Воспит
должен
1
Знать
Базовый
компонент
Компоне
нт ДОУ
Национальн
орегиональный
компонент
2
3
4
Историю русской
народной куклы и
Знать о месте
русской
Знать некоторые
фольклорные Уметь
связанные с ней
культурные
традиции.
Создавать
выразительный образ
в народных
традициях из
подручного
текстильного
материала.
народной куклы
в истории и
культуре.
Представить
тряпичную
куклу, как
музейный
экспонат.
произведения
наших Сибирских
авторов.
Находить
логические связи
между образом и
традицией.
Содержание программы.
Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной
куклы и её назначение.
Требования к знаниям и умениям:
знать когда появились куклы;
кто и для чего создаёт куклы;
из чего делают традиционную народную куклу;
осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел II. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Тема 1. Кувадка.
Тема 2. Куклыпеленашки.
Тема 3. Ангел.
знать назначение обереговых кукол;
развивать навык работы с тканью;
уважать традиции русского народа;
уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной
информации. Правила работы с инструментами.
Тема 1. Неразлучники.
Тема 2. Кукладесятиручка.
Тема 3. «Масленица» (итоговое практическое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
знать назначение обрядовых кукол; развивать навык работы с иглой;
понимать логические связи между куклами и обычаями;
уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его
смысловым значением.
Цели занятий
Раздел I. Русская народная кукла.
Занятие 1. «Что мы знаем о куклах?»
Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.
Оборудование: Экспозиция русских народных кукол в музее «Зауральская
светёлка» на электронных носителях
Предварительная работа: Показ презентаций и слайдов «Народная игрушка».
Занятие 2. «История тряпичной куклы»
Цель: Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из
которых её изготовляют.
Оборудование:
прямоугольной формы.
Материалы: Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.
Литературный ряд: Загадки:
Образцы тряпичных кукол. Ножницы, иглы, шаблоны
А я тычупотычу: носик стальной,
носик стальной, хвостик льняной.
Шила барынякнягиня, весь мир нарядила.
Нарядила, обшила, сама нагая ходила.
Раздел 2. О береговые куклы.
Занятие 15. «Кувадка»
Цель: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и
объяснить назначение о береговых кукол.
Оборудование: куклы «Кувадки», схема алгоритма работы
Материалы: Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, ниткимулине.
Занятие 610. «Куклыпеленашки» Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать
с тканью и нитками.
Оборудование: Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы Материалы:
Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20
см, ниткимулине, ленточки шириной 0,51 см.
Литературный ряд: Колыбельная Е.С. Хабаровой «Как у бабушки Варвары»
Словарь: Свивальник, крещение, колыбель.
Занятие 1115. «Ангел»
Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.
Оборудование: Образец куклы, схемы складывания ткани.
Материалы: Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см, нитки
белые.
Занятие 1620. «Кукладесятиручка»
Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать
конструктивные умения и творческое воображение.
Оборудование: Ножницы, иглы, схема изготовления куклы Кувадки.
Материалы: Прутики (можно соломки для коктейля) по 8см 5 шт., шерстяная
пряжа, ниткимулине, лоскут ткани 24х12 см, бусинки.
Раздел 3. Обрядовые куклы.
Занятие 15. «Неразлучники»
Цель: Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие
куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать
развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное
творчество при создании костюма.
Оборудование: Куклы «Неразлучники», схема алгоритма работы Материалы:
Лоскуты однотонной ткани 10х12см 1 шт., 10х22 см 2 шт., цветные лоскутки,
кусочки тесьмы, лент, бусинки, бисер, ниткимулине, шерстяная пряжа.
Занятие 9. «Масленица» (итоговое практическое занятие)
Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе
создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание
обычаев своего народа.
Оборудование: Все схемыалгоритмы с предыдущих занятий, ножницы, иглы.
Материалы: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты,
вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер. Листы бумаги,
карандаши.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.