Духовно-нравственное воспитание
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология
Взрослым
22.06.2018
Духовно-нравственное воспитание
«Духовно-нравственное воспитание». В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно
духовно-нравсвенное 1.2 задание.docx
«Духовно-нравственное воспитание». В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических  периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество  сегодня, ­ не в смене политической системы, а в разрушении личности.  Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей  искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа  переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и  ценности.  Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается  весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители,  учителя, да и сами ученики: • • • • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения постоянное ухудшение морально­нравственной среды уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми ухудшение физического развития молодого поколения отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров  • здорового образа жизни негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние  • половые контакты) отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в  • своих материалах) наличие огромного количества негативного контента в интернете и  • СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.) Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие  личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей,  осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в  будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные  жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к  добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее. Ребёнок в какой­то момент покидает страну детства и входит в большой мир,  наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью,  участие и бездушием. Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и  стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют.  Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию  проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе. Поэтому, несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания  подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.             Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный  целенаправленный характер.                                         Воспитание – это  передача общественно­исторического опыта новым поколениям с целью  подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное  систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить  его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений. Принципы воспитания: гуманистической направленности;   природосообразности;  культуросообразности;   ориентации воспитания на развитие социальной и культурной  эффективности социального взаимодействия; компетенции. Главной целью воспитательной деятельности учащихся является  формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,  неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек,  не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько  человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим  поведением, общением и т.д.       Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных  традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного  мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство  проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство  человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье,  понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических  представлений. Игрушка помогает понять и  осознать общечеловеческие ценности: свобода воли;  любовь к матери;  патриотизм;  любовь к Родине;   добро и зло;   добродетель; совесть;   надежда; самовоспитание; Традиционными источниками нравственности являются: 1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к  своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству; 2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к  людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность;  достоинство; 3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество;  долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и  правопорядок; свобода совести и вероисповедания; 4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей:  забота о старших и младших; продолжение рода; 5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и  настойчивость; трудолюбие; бережливость; 6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое  сознание; 7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония,  духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,  эстетическое развитие; 8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля; 9. человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов,  прогресс человечества, международное сотрудничество. Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе  национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно­ нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и  национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше  обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу  воспитания. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали  национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России  сохранить свои исторические корни и культурно­духовную самостоятельность Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно –  прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально –  эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных  культур других народов.  Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной  форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу  их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и  иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных  искусств, играли важную роль в организации жизни общества. Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении,  заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость  многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого  потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои  знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к  истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но  и с прошлым Игрушки – важнейшие  составляющие любой  культуры. Игрушка – культурное орудие,   посредством   которого   в   «свёрнутой   форме»   передаётся   состояние современной   культуры.   С   помощью   игрушки   ребёнку   передаётся   сама   суть человеческих   отношений   и   сложное   мироустроение.   Игрушки   –   носитель сакральных   ценностей,   родовой   информации.   Одной   из   наиболее   любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно   юной.   На   неё   не   влияет   время,   она   по­прежнему   находит   свой   путь   к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью   культуры   всего   человечества,   кукла   сохраняет   в   своём   облике самобытность   и   характерные   черты   создающего   её   народа.   В   этом   главная ценность традиционной народной куклы. Работая в школе я веду факультатив который в рамках духовно­  нравственного воспитания школьников входит в учебный план нашей школы. Я решила представить главные аспекты этой программы:  «Традиции и праздники родного края. Народная кукла».  Среди   множества   факторов,   обуславливающих   развитие   ребёнка­   наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.   Чем   раньше   ребёнок   почувствует   свои   корни,   «корни   памяти»,   тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных  традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного  мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство  проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство  человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье,  понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических  представлений. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно –  прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально –  эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных  культур других народов.  Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной  форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу  их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и  иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных  искусств, играли важную роль в организации жизни общества. Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении,  заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость  многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого  потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои  знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к  истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но  и с прошлым Игрушки – важнейшие  составляющие любой  культуры. Игрушка – культурное орудие,   посредством   которого   в   «свёрнутой   форме»   передаётся   состояние современной   культуры.   С   помощью   игрушки   ребёнку   передаётся   сама   суть человеческих   отношений   и   сложное   мироустроение.   Игрушки   –   носитель сакральных   ценностей,   родовой   информации.   Одной   из   наиболее   любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно   юной.   На   неё   не   влияет   время,   она   по­прежнему   находит   свой   путь   к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью   культуры   всего   человечества,   кукла   сохраняет   в   своём   облике самобытность   и   характерные   черты   создающего   её   народа.   В   этом   главная ценность традиционной народной куклы. Данная   программа   не   является   компонентом   базовой   программы,   а   является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития школьников. Принципиально   верным   в   организации   занятий   является   единство   познания   и сопереживания,   активизации   всех   психических   процессов,   обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности. Курс содержит 35 занятий. Занятия факультатива проводятся один раз в неделю. Условием   успешной   организации   занятий   является   их   оптимальный   темп, обеспеченный   рациональной   сменой   активных   и   пассивных   форм   познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.  Особенностью   данного   курса   является   выделение   на   некоторых   занятиях специального времени, направленного на реализацию национально­регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей,   так   и   для   педагога,   а   так   же   описание   практической   деятельности   по созданию   тряпичной   народной   куклы,   а   также   познания   в   сфере   истории   и традиций родного края. Цель курса –  Ознакомление   обучающихся   с   культурными   традициями   предков, формирование   у   детей   основ   целостной   эстетической   культуры   и толерантности через познание народных традиций.   Развивать   прикладное   творчество   школьников   через   познание   русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – кукла.  Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к  культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям  труда.  Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей  и возможностей.  Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно­  прикладного творчества посредством знакомства с разными видами  рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме,  работы с соломкой).  Содействие жизненному самоопределению учащихся.  Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с  различными материалами, направленными на воспитание художественно­ эстетического вкуса Задачи:  изучить народные традиции, связанные с историей русской куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.  способствовать   развитию   ручной   умелости,   конструктивных   умений, творчества и способности к преобразованию материалов.  на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно­прикладному творчеству.  Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.   Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать  красивое вокруг себя.   Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих  богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;  формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и  их дальнейшем обогащении. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность  каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно­ прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально  реализоваться в нем.  Требования к уровню  подготовки учеников  Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате  посещения  факультатива русской народной куклы  анник Воспит должен 1 Знать Базовый  компонент Компоне нт ДОУ Национальн о­региональный  компонент 2 3 4 Историю русской  народной куклы и  Знать о месте  русской  Знать некоторые  фольклорные Уметь связанные с ней  культурные  традиции. Создавать  выразительный образ  в народных  традициях из  подручного  текстильного  материала. народной куклы в истории и  культуре. Представить  тряпичную  куклу, как  музейный  экспонат. произведения  наших Сибирских  авторов. Находить  логические связи  между образом и  традицией. Содержание программы. Раздел I. Русская народная кукла. Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной  куклы и её назначение.  Требования к знаниям и умениям:                    ­ знать когда появились куклы;                    ­ кто и для чего создаёт куклы;                    ­ из чего делают традиционную народную куклу;                    ­ осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами. Раздел II. Обереговые куклы. Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.    Тема 1. Кувадка. Тема 2. Куклы­пеленашки. Тема 3. Ангел.                    ­ знать назначение обереговых кукол;                    ­ развивать навык работы с тканью;                    ­ уважать традиции русского народа;                    ­ уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку. Раздел III. Обрядовые куклы. Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной  информации. Правила работы с инструментами. Тема 1. Неразлучники. Тема 2. Кукла­десятиручка. Тема 3. «Масленица» (итоговое практическое  занятие). Требования к знаниям и умениям:                    ­ знать назначение обрядовых кукол; ­ развивать навык работы с иглой;                    ­ понимать логические связи между куклами и обычаями;                    ­ уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его  смысловым значением. Цели занятий Раздел I. Русская народная кукла. Занятие 1.  «Что мы знаем о куклах?»  Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.  Оборудование:  Экспозиция   русских   народных   кукол   в   музее   «Зауральская светёлка» на электронных носителях Предварительная работа: Показ презентаций и слайдов «Народная игрушка». Занятие 2.   «История тряпичной куклы» Цель:   Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.  Оборудование:  прямоугольной формы. Материалы:  Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты. Литературный ряд: Загадки:   Образцы   тряпичных   кукол.   Ножницы,   иглы,   шаблоны А я тычу­потычу: носик стальной, носик стальной, хвостик льняной. Шила барыня­княгиня, весь мир нарядила. Нарядила, обшила, сама нагая ходила. Раздел 2. О береговые куклы. Занятие 1­5. «Кувадка» Цель:    Знакомить   детей   с   народными   традициями.   Дать   понятие   «оберега»   и объяснить назначение о береговых кукол. Оборудование: куклы «Кувадки», схема алгоритма работы Материалы:  Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки­мулине. Занятие 6­10. «Куклы­пеленашки» Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками. Оборудование:  Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы  Материалы: Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см, нитки­мулине, ленточки шириной 0,5­1 см. Литературный ряд: Колыбельная Е.С. Хабаровой «Как у бабушки Варвары» Словарь: Свивальник, крещение, колыбель. Занятие 11­15. «Ангел» Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.  Оборудование: Образец куклы, схемы складывания ткани. Материалы:  Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см, нитки белые.  Занятие 16­20.  «Кукла­десятиручка» Цель:   Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение. Оборудование: Ножницы, иглы, схема изготовления куклы Кувадки. Материалы:  Прутики  (можно   соломки   для   коктейля)   по   8см  5  шт.,  шерстяная пряжа, нитки­мулине, лоскут ткани 24х12 см, бусинки. Раздел 3. Обрядовые  куклы. Занятие 1­5.  «Неразлучники» Цель:   Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы,   как   носителя   определённой   культурной   информации.   Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма. Оборудование:    Куклы   «Неразлучники»,   схема   алгоритма   работы  Материалы: Лоскуты однотонной  ткани 10х12см 1 шт., 10х22 см 2 шт., цветные лоскутки, кусочки тесьмы, лент, бусинки, бисер, нитки­мулине, шерстяная пряжа. Занятие 9.  «Масленица» (итоговое практическое занятие) Цель:  Совершенствовать   ручную   умелость   при   работе   с   тканью   в   процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа. Оборудование: Все схемы­алгоритмы  с предыдущих занятий, ножницы, иглы. Материалы: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата,   синтепон,   сухие   лекарственные   травы,   бусинки,   бисер.   Листы   бумаги, карандаши.

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2018