«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на логопедических занятиях средствами современной технологии- мнемотехника»

  • Семинары
  • doc
  • 20.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: создание условий для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи. Задачи: -формирование патриотических, национальных и общечеловеческих ценностей, связывающих разные поколения; -воспитание духовно-нравственных чувств, таких, как действие любви, добра, человечности, единения; -формирование этических норм поведения и самодисциплины; -расширение познавательного интереса к миру природы и социальному окружению; -развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительных навыков, связной речи); -развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи; -формирование умения перекодирования информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; -совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Иконка файла материала МАТ-Л ПЕДЧТЕНИЯ.doc
Тема: «Духовно­нравственное воспитание дошкольников на логопедических занятиях средствами современной технологии­ мнемотехника» СЛАЙД Цель: создание условий для развития духовно­нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи. Задачи: ­формирование   патриотических,   национальных   и   общечеловеческих   ценностей, связывающих разные поколения; ­воспитание   духовно­нравственных   чувств,   таких,   как   действие   любви,   добра, человечности, единения; ­формирование  этических норм поведения и самодисциплины; ­расширение познавательного интереса к миру природы и социальному окружению; ­развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительных навыков, связной речи); ­развитие   основных   психических   процессов   памяти,   внимания,   образного   мышления, воображения и речи; ­формирование   умения   перекодирования   информации,   т.е.   преобразования   из абстрактных символов в образы; ­совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка. СЛАЙД  На   современном   этапе   развития   образования  духовно­нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи.  Однако   наличие   у   детей   с   нарушениями   речи   определенных   психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них духовно­ нравственных качеств личности. СЛАЙД  Актуальность   этой   задачи   в   современной   России   отражена   и   в Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   (ФГОС)   дошкольного образования. В Общих положениях ФГОС отмечено, что одним из основных принципов ДО является­ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. СЛАЙД  Я   работаю   с   детьми,   имеющими   тяжёлые   нарушения   речи.   Трудности речевого   характера   порождают  трудности   понимания   и   овладения   духовно­ нравственными   ценностями,   понятиями   и   качествами   личности.   Дошкольники   с нарушениями речи: ­не умеют договариваться со сверстниками; ­отсутствует взаимопонимание и взаимоподдержка; ­часто проявляют агрессию по отношению к окружающим; ­им трудно выбрать способ выражения своих желаний, потребностей и мыслей; ­не анализируют, совершая поступки их исход и результат в отношении совести и чести,  по отношению к товарищам;  ­затрудняются   принимать   на   себя   посильные   трудовые   обязанности   и   нести ответственность за выполнение и т.д.СЛАЙД    В   своей   логопедической   практике   актуальным   считаю   воспитание трудолюбия   в   детях.   При   изучении   лексических   тем   «Труд   людей»,   «Профессии», «Растения»­   мы   знакомимся   с   рассказами,  СЛАЙД  обыгрываем   сценки;   разучиваем стихи, загадки, СЛАЙД  пословицы и поговорки о труде людей.   СЛАЙД Интересны и познавательны экскурсии в пожарную часть, где наши воспитанники СЛАЙД знакомятся с реальными предметами и профессиональными качествами пожарного.  СЛАЙД  Через театрализованную деятельность дети  знакомимся с особенностями профессий родителей, тем   самым   достигаем   главной   цели­   воспитываем   духовно­нравственные   качества человека: совесть, честность, терпеливость, трудолюбие, бережливость и доброту.  СЛАЙД  Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывает произведения фольклорного жанра: потешки, пословицы, поговорки, колядки, загадки   и   т.д.   –   в   них  запечатлен   весь   познавательный   опыт   народа,   его   морально­ этические, социально­эстетические, художественные и воспитательные идеалы. А ведь не так просто запомнить нерифмованный речевой материал! СЛАЙД  Наглядность   в   дошкольном   возрасте   преобладает   и   способствует порождению речевого акта. (К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит».   По   мнению   Е.И.   Тихеевой­   «картины   развивают   поле   непосредственного наблюдения детей»). Взяв   в   основу   мнение   великих   педагогов,   увидев   эффективность   наглядного материала,   пользуясь   готовыми   схемами   и   картинным   материалом,   но   изменяя   и совершенствуя   их   по­своему,   я   стала   использовать   в   работе   по   развитию   речи   детей методику МНЕМОТЕХНИКИ. СЛАЙД  Что такое МНЕМОТЕХНИКА? «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.  То   есть   с   помощью   изображений   предметов,   действий   предметов, передаётся смысл текста, материала, который надо запомнить. Используя   технологию   мнемотехника,  мы   мотивируем   детей   на   коррекционно­ развивающую деятельность, тренируем память, мышление и речь. А также решаем задачи духовно­нравственного воспитания. Задачи:  ­развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления; ­формирование умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы   в   абстрактные   символы   (перекодирование   и   кодирование   информации); ­развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; ­развитие   связной   речи,   расширение   и   обогащение   словарного   запаса   детей. ­формирование целостного восприятия окружающего мира;  ­развитие   интереса,   мотивации   к   изучению   нового,  неизвестного   в   окружающем   мире; ­развитие   творческих   способностей   детей,   умения   самим   составлять   схемы   и воспроизводить их; ­формирование   навыков   сотрудничества,   взаимопонимания,   доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; ­развитие   умения   решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи   адекватно   возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; ­создание условий, способствующих взаимодействию и сотрудничеству в группе детей.На примере пословицы о труде  «Под лежачий камень вода не течет» рассмотрим алгоритм работы: 1. Озвучиваю текст пословицы­ «Под лежачий камень вода не течет». 2. Объясняю   смысл   её   содержания:   Люди   всегда   селились   поближе   к   воде.   Вода источник жизни. Для полей, чтобы увеличить площадь орошения, люди изменяли русла рек. Для этого приходилось убирать преграды. Работа была не легкая, но без нее не было бы и урожая. Отсюда и пошло: само ничего не сделается. Если сидишь на одном месте, ничего   не   делаешь,  то   у   тебя   ничего   не   получиться.  Чтобы   получить   результат   надо трудиться. 3. Затем   объясняю   детям   значение   картинок,   то   есть   идёт   перекодирование информации,   преобразование   из   абстрактных   символов   в   образы   (мнемо эйдотехника). Детям лучше предлагать картинки понятные для их восприятия:  Что вы видите на слайде? (кошка) Что она делает? (лежит)­эта картинка будет означать слово­ лежачий. Следующая картинка, что это? (камень). Эти картинки означают фразу­ «под лежачий камень». Что изображено на следующей картинке? (река, вода) Можно сказать, что вода течёт? Этот слайд можно озвучить так: «Под лежачий камень вода не течет». Полезно использовать с детьми игры типа: • «Подскажи словечко»; • «Скажи по­другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст; • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст. В подготовительной к школе группе, можно использовать приём чтения. Таким   образом,   дети   запоминают   речевой   материал­   пословицу   загадку   или стихотворение. Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. СЛАЙД  (работа с коллегами) «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».  «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет». «Кто лето в холодке сидит, зимой наплачется». СЛАЙД  Таким образом, использование пословиц и поговорок позволило сделать коррекционно­ развивающую работу более увлекательной для детей, повысить уровень усвоения   материала   по   разным   темам,   А   ГЛАВНОЕ,   ВОСПИТАТЬ   У   ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ: доброту, трудолюбие,   заботу   о   ближнем,   гордость   за   свою   страну   и   своих   предков,   любовь   к природе. Наши воспитанники: ­принимают в коллектив новых ребят, где каждый самоценен; ­устанавливают между собой доброжелательные взаимоотношения; ­выстраивают в процессе игры доверительные и взаимоуважительные отношения;­проявляют   трудолюбие   и   отзывчивость   на   поручения,   стараются   придти   на   помощь ближнему; ­гордятся своей семьёй и предками, завоевавшими Мир на нашей земле; ­ценят и уважают традиции своей семьи; ­бережно относятся к природе нашего края. Спасибо за внимание!