Цель: создание условий для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
-формирование патриотических, национальных и общечеловеческих ценностей, связывающих разные поколения;
-воспитание духовно-нравственных чувств, таких, как действие любви, добра, человечности, единения;
-формирование этических норм поведения и самодисциплины;
-расширение познавательного интереса к миру природы и социальному окружению;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительных навыков, связной речи);
-развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи;
-формирование умения перекодирования информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
-совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Тема: «Духовнонравственное воспитание дошкольников на логопедических
занятиях средствами современной технологии мнемотехника»
СЛАЙД
Цель: создание условий для развития духовнонравственного воспитания дошкольников с
нарушениями речи.
Задачи:
формирование патриотических, национальных и общечеловеческих ценностей,
связывающих разные поколения;
воспитание духовнонравственных чувств, таких, как действие любви, добра,
человечности, единения;
формирование этических норм поведения и самодисциплины;
расширение познавательного интереса к миру природы и социальному окружению;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического
строя речи, произносительных навыков, связной речи);
развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления,
воображения и речи;
формирование умения перекодирования информации, т.е. преобразования из
абстрактных символов в образы;
совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого
ребёнка.
СЛАЙД На современном этапе развития образования духовнонравственное
воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики.
Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями
речи.
Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических
особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них
духовно нравственных качеств личности.
СЛАЙД Актуальность этой задачи в современной России отражена и в
Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного
образования. В Общих положениях ФГОС отмечено, что одним из основных принципов
ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
СЛАЙД Я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Трудности
речевого характера порождают трудности понимания и овладения духовно
нравственными ценностями, понятиями и качествами личности. Дошкольники с
нарушениями речи:
не умеют договариваться со сверстниками;
отсутствует взаимопонимание и взаимоподдержка;
часто проявляют агрессию по отношению к окружающим;
им трудно выбрать способ выражения своих желаний, потребностей и мыслей;
не анализируют, совершая поступки их исход и результат в отношении совести и чести,
по отношению к товарищам;
затрудняются принимать на себя посильные трудовые обязанности и нести
ответственность за выполнение и т.д.СЛАЙД
В своей логопедической практике актуальным считаю воспитание
трудолюбия в детях. При изучении лексических тем «Труд людей», «Профессии»,
«Растения» мы знакомимся с рассказами, СЛАЙД обыгрываем сценки; разучиваем
стихи, загадки, СЛАЙД пословицы и поговорки о труде людей. СЛАЙД Интересны и
познавательны экскурсии в пожарную часть, где наши воспитанники СЛАЙД знакомятся
с реальными предметами и профессиональными качествами пожарного. СЛАЙД Через
театрализованную деятельность дети знакомимся с особенностями профессий родителей,
тем самым достигаем главной цели воспитываем духовнонравственные качества
человека: совесть, честность, терпеливость, трудолюбие, бережливость и доброту.
СЛАЙД Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки,
вызывает произведения фольклорного жанра: потешки, пословицы, поговорки, колядки,
загадки и т.д. – в них запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально
этические, социальноэстетические, художественные и воспитательные идеалы.
А ведь не так просто запомнить нерифмованный речевой материал!
СЛАЙД Наглядность в дошкольном возрасте преобладает и способствует
порождению речевого акта. (К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он
заговорит». По мнению Е.И. Тихеевой «картины развивают поле непосредственного
наблюдения детей»).
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного
материала, пользуясь готовыми схемами и картинным материалом, но изменяя и
совершенствуя их посвоему, я стала использовать в работе по развитию речи детей
методику МНЕМОТЕХНИКИ.
СЛАЙД Что такое МНЕМОТЕХНИКА? «Мнемотехника» и «мнемоника» – это
«техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство
запоминания.
То есть с помощью изображений предметов, действий предметов,
передаётся смысл текста, материала, который надо запомнить.
Используя технологию мнемотехника, мы мотивируем детей на коррекционно
развивающую деятельность, тренируем память, мышление и речь. А также решаем задачи
духовнонравственного воспитания.
Задачи:
развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
формирование умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот
образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации);
развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей.
формирование целостного восприятия окружающего мира;
развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире;
развитие творческих способностей детей, умения самим составлять схемы и
воспроизводить их;
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности, ответственности;
развитие умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту,
применять знания и способы деятельности в решении задач;
создание условий, способствующих взаимодействию и сотрудничеству в группе детей.На примере пословицы о труде «Под лежачий камень вода не течет» рассмотрим
алгоритм работы:
1. Озвучиваю текст пословицы «Под лежачий камень вода не течет».
2. Объясняю смысл её содержания: Люди всегда селились поближе к воде. Вода
источник жизни. Для полей, чтобы увеличить площадь орошения, люди изменяли русла
рек. Для этого приходилось убирать преграды. Работа была не легкая, но без нее не было
бы и урожая. Отсюда и пошло: само ничего не сделается. Если сидишь на одном месте,
ничего не делаешь, то у тебя ничего не получиться. Чтобы получить результат надо
трудиться.
3. Затем объясняю детям значение картинок, то есть идёт перекодирование
информации, преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо
эйдотехника). Детям лучше предлагать картинки понятные для их восприятия:
Что вы видите на слайде? (кошка)
Что она делает? (лежит)эта картинка будет означать слово лежачий.
Следующая картинка, что это? (камень).
Эти картинки означают фразу «под лежачий камень».
Что изображено на следующей картинке? (река, вода)
Можно сказать, что вода течёт?
Этот слайд можно озвучить так: «Под лежачий камень вода не течет».
Полезно использовать с детьми игры типа:
• «Подскажи словечко»;
• «Скажи подругому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.
В подготовительной к школе группе, можно использовать приём чтения.
Таким образом, дети запоминают речевой материал пословицу загадку или
стихотворение.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для
творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и
ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
СЛАЙД (работа с коллегами)
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет».
«Кто лето в холодке сидит, зимой наплачется».
СЛАЙД Таким образом, использование пословиц и поговорок позволило сделать
коррекционно развивающую работу более увлекательной для детей, повысить уровень
усвоения материала по разным темам, А ГЛАВНОЕ, ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ: доброту,
трудолюбие, заботу о ближнем, гордость за свою страну и своих предков, любовь к
природе.
Наши воспитанники:
принимают в коллектив новых ребят, где каждый самоценен;
устанавливают между собой доброжелательные взаимоотношения;
выстраивают в процессе игры доверительные и взаимоуважительные отношения;проявляют трудолюбие и отзывчивость на поручения, стараются придти на помощь
ближнему;
гордятся своей семьёй и предками, завоевавшими Мир на нашей земле;
ценят и уважают традиции своей семьи;
бережно относятся к природе нашего края.
Спасибо за внимание!