"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."
Оценка 4.6

"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
2 кл
02.04.2018
"Духовно-нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности."
Задача современной школы - это воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина страны. Духовно-нравственное развитие и воспитание является сложным процессом. Его нельзя отделить от семьи, общества, культуры, места проживания. Разные методы, формы, приёмы используются при нравственном воспитании младших школьников на уроках литературного чтения, русского языка, математики. Продолжение деятельности происходит и во внеурочной деятельности, используя различные формы: беседы, тренинги, чтение и обсуждение поступков и т.д.
Духовно-нравственное воспитание личности.doc
Духовно­нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности. Основной   задачей   современной   школы   является   воспитание инициативного, ответственного, творческого,     высоконравственного, компетентного гражданина России.   Обеспечение   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России   является   главной   задачей   современной   государственной политики   Российской   Федерации.   Законопослушность,   правопорядок,   доверие, развитие   экономики   и   социальной   сферы,   качество   труда   и   общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных  и общечеловеческих  ценностей и следования им в личной и общественной жизни.   Содержание   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности определяется   в   соответствии   с   базовыми   национальными   ценностями   и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности   общество   разделяет,   как   организована   их   передача   от   поколения   к поколению. Духовно­нравственное развитие и воспитание является сложным, многоплановым процессом.   Оно   неотделимо   от   жизни   человека   во   всей   её   полноте   и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно­исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые   национальные   ценности,   каждая   из   которых   раскрывается   в   системе нравственных ценностей :  патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,     служение Отечеству; социальная   солидарность   —   свобода   личная   и   национальная,   доверие   к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность   —   служение   Отечеству,   правовое   государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья   —   любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   уважение   к   родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд   и   творчество   —   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремлённость и настойчивость;  наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;  традиционные   российские   религии   —   представления   о   вере,   духовности, религиозной   жизни   человека,   ценности   религиозного   мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;  искусство   и   литература   —   красота,   гармония,   духовный   мир   человека, нравственный   выбор,   смысл   жизни,   эстетическое   развитие,   этическое развитие;  природа — эволюция, родная  земля,  заповедная  природа,  планета  Земля, экологическое сознание;  человечество   —   мир   во   всём   мире,   многообразие   культур   и   народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Духовно­нравственное воспитание обучающихся должно осуществляться как в  урочной так и  во  внеурочной деятельности. Учебный   процесс   тесно   связан   с   нравственным   воспитанием.   В   условиях современной   школы,   когда   содержание   образования   увеличилось   в   объеме   и усложнилось   по   своей   внутренней   структуре,   в   нравственном   воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена   научными   знаниями,   которые   учащиеся   получают,   изучая   учебные предметы.   Сами   нравственные   знания   имеют   не   меньшее   значение   для   общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. На   нравственное   формирование   личности   оказывают   воздействие   многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания ­ правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности   формируются   нравственные   качества,   а   возникающие   отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою   очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Необходимое   звено   в   процессе   нравственного   воспитания   ­   моральное просвещение, цель которого ­ сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах   и   нормах   общества,   которыми   он   должен   овладеть.   Осознание   и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного   поведения   и   способствует   формированию   моральных   оценок   и поступков. Процесс   воспитания   осуществляется   в   различных   формах   при   помощи разнообразных   методов,   приемов   и   воспитательных   средств.   Понятие   форма воспитания в педагогической литературе определяют так ­ это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, ­  охвачен   весь   класс,   небольшие   группы   или   отдельные  ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Формирование нравственности происходит в школе на всех  уроках. Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. На этих уроках дети читают и обсуждают статьи, в которых ставились в доступной для них форме   вопросы   о   справедливости,   честности,   товариществе,   дружбе,   верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. После прочитанных рассказов дети   подбирают   к   произведениям   пословицы   и   поговорки,   пишут   сочинения, маленькие рассказы, продолжают незавершённые рассказы, беседуют, анализируют поступки. На   уроках   русского   языка   используются   отрывки   из   прочитанных произведений,   изложения,   диктанты   и   проводятся   этические   беседы   о   добром отношении   к   птицам,   к   животным,   к   природе,   к   товарищам;   разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый   материал   для   нравственного   воспитания   учащихся,   тем   более,   что   на решение   задач   отводится   большая   часть   учебного   времени.   Поэтому   при подготовке к уроку учитель должен обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Другим   важным   источником   формирования   нравственного   опыта   является разнообразная  внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность позволяет учителю с наибольшей полнотой выполнять   свои   воспитательные   функции.   Именно   здесь   педагог   получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам. Формы   работы   учителя     во   внеурочной   деятельности   разнообразны:   это беседа,   игра,   психологический   тренинг,   чтение   и   обсуждение   произведений художественной   литературы,   инсценировки,   викторины.   Необходимо   постоянно менять форму деятельности, даже если занятие проходит 20­30 минут. Причем следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными  слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями. Как   на   уроках,   так   и   во   внеурочной   работе   педагоги   широко   применяют этическую беседу. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения   учащихся   для   обсуждения,   анализа   поступков   и   выработки нравственных   оценок,   и   как   форма   разъяснения   школьникам   принципов нравственности и их осмысления. Этическая беседа – это средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Разъяснение ­ метод эмоционально­словесного воздействия на воспитанников. Важная   черта,   отличающая   разъяснение   от   объяснения   и   рассказа,   ­ ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Во внеурочной работе больше возможностей для проведения этических бесед, викторин,   тренингов,   сюжетных   и   ролевых   игр.   Игра   способствует   приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения. Духовно­нравственное воспитание предполагает занятия, которые посвящены морально­этическим   проблемам,   проблемам   науки   и   познания,   эстетическим проблемам,   вопросам   государства   и   права,   вопросам   здорового   образа   жизни, психологическим проблемам, проблемам экологии. В   начальной   школе   особую   значимость   приобретают   занятия,   связанные   с этической   проблематикой   и   вопросами   культуры   поведения.   Воспитание личностной культуры включает занятия, которые формируют личностные качества человека:   доброту,   честность,   бережливость,   аккуратность,   трудолюбие, ответственность. Формирование   культуры   взаимоотношений   на   конкретных   примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность отношений между людьми. Уже   в   начальной   школе   необходимо   дать   детям   представление   о   нормах   и правилах   отношений   со   сверстниками,   родными   и   близкими   и   просто окружающими   их   людьми,   раскрыть   их   нравственную   сущность.   Нравственная сущность   взаимоотношений   заключается   в   умении   через   призму   собственного восприятия   постичь   внутренний   мир   другого   человека.   Самый   благодарный материал – литературные образы, поэтому на занятиях необходимо использовать произведения детской художественной литературы. Благодаря художественному образу ребенок начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми. Анализируя поступки литературных героев, педагог помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку.   В   результате   такой   работы   формируется   умение   оценивать   других   и критически относиться к себе. Помимо   воспитания   личностной   культуры   и   культуры   взаимоотношений, необходимо проводить занятия о «правилах  хорошего тона». На этих занятиях нужно осваивать нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте.   Усвоение   каждой   нормы   требует   определенного   уровня   обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих   поступках,   учится   устанавливать   их   взаимосвязь   с   окружающими ситуациями   и   нравственными   качествами.   Отношения   ребенка   к   нормам   и правилам   проходит   путь   от   информации   о   них   до   понимания   их   смысла   и обязанности выполнения на основе внутреннего принятия. Новая   российская   школа   должны   стать   важнейшим,   структурообразующим компонентом   общенационального   пространства   духовно­нравственного   развития личности гражданина России. Список используемой литературы:  1.Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. ­М.,  Просвещение, 1964 3.Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2т­М.,1974

"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности."

"Духовно-нравственное  воспитание личности младшего школьника  в урочной и внеурочной деятельности."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018