Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Оценка 4.6

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Оценка 4.6
Раздаточные материалы +1
doc
классное руководство
4 кл—5 кл
05.03.2018
Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: • отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, • резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, • спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; • резкое снижение физической подготовки молодежи,
ОРКСЭ.doc
Духовно­нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур  и светской этики»       Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как  правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к  Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.       Вопрос духовно­нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед  каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в  вопросе духовно­нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной  ситуации явились: ∙     отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ∙      резкое ухудшение морально­нравственной обстановки в обществе,  ∙     спад культурно­досуговой работы с детьми и молодежью;  ∙     резкое снижение физической подготовки молодежи,  ∙     подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей идеями  “безопасного секса” и другие     Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата,  порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.        Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами  счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень  многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно  признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно  относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества,  но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей  было счастливым.      Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее­синее небо,  густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти  гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки  доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.     Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более,  активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее.  Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности,  пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.      Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные  герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В  частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных  героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы).  Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои  зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот  человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с  овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения  обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом  (имеется в виду банкир), потому что банкист богатый и хорошая работа".     В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются  материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно­ вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей.  Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в  Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся  определеннее, приобретают критически­циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все  русские". В причислении себя детьми к русскому народу не последнее место занимают и внешние  признаки: цвет кожи, волос.      Если мы сегодня не обратим  внимание на состояние души, на духовно­нравственное состояние нашей  молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы  можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он  скажет, что это ему не интересно и не нужно.           То, что мы видим в сериале «Школа», – не за горами, все это реально нас ждет и надвигается с  космической скоростью. Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет  развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный  предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная  прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир. ОРКСЭ – это противоядие от  бескультурья. Этот предмет даст ученику ответ на насущный вопрос: как существовать в агрессивном  мире? Во всех мировых традиционных религиях, в частности в Православии, есть заповеди, нравственные  нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.        В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской  Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего  школьников с культурой религий и основами светской этики.        В числе регионов, где будет проходить эксперимент ­ Калмыкия, Карачаево­Черкессия, Удмуртия,  Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская,  Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская  области и Еврейская автономная область. Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный  учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6  модулей:   ∙       основы православной культуры,   ∙       основы исламской культуры,   ∙       основы буддийской культуры,   ∙       основы иудейской культуры,   ∙       основы мировых религиозных культур,   ∙       основы светской этики.      Цель учебного курса ОРКСЭ ­ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному  нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций  многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и  мировоззрений.      В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о  важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности  самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.  Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира,  литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.  По данном курсу предполагается безотметочный принцип обучения. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на  переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном  плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного  образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет  обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", с которым знакомятся учащиеся основной  школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета "История".  Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных  традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего  ребенка. Курс ОРКСЭ будет носить светский характер ­ у всех модулей будет единая методическая и  методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие  специальную подготовку.  Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и  взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать  нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции,  которые для них представляют наибольший интерес.  В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю  четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю  (суммарно на 2 четверти – 34 часа). Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения  в 4­ом (1­ая часть) и 5­ом (2­ая часть) классе каждая. Учебные пособия выполнены достаточно красочно, с  учётом возраста, содержат большое количество иллюстраций. Авторы постарались создать учебники,  понятные современному ребёнку, поэтому они имеют электронное сопровождение, которое даёт  дополнительные возможности учителю для ведения уроков, а, самое главное, вводит ребёнка в понятный  для него сегодня мир цифровых технологий. В рамках курса ОРКСЭ будут подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для  родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией,  целями и задачами.  Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса  (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать  формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что  определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.     Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться  окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и  требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами,  стремящимися сделать нашу землю еще лучше.      Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа,  неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека –  значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018