Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является важным направлением. У детей с низким интеллектом на премитивном уровне духовность и нравственность. Поэтому работа в данном направлении просто необходима. Беседы, занятия, дискуссии, викторины - это методы проведения занятий у воспитателя. Работа в данном направлении должна вестись постоянно.
духовно-нравственное воспитание.docx
«Нравственное воспитание учащихся школы
VIII вида»
Доклад
Подготовила воспитатель
Малютина Лидия Васильевна
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем
встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в
постоянной смене ценностей общества.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и
актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный
беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых
«реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и
молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно
привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также
готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на
грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет.
Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей
под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической
неустроенности.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого
характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести
невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по
нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К.
Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых
выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания,
указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов
нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми
необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового
осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология
реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и
вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная
разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом
лишь с точки зрения социальноэтических требований к поведению и формированию
личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то
о нем во многих научнометодических работах говориться лишь в общем плане. Нет
должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и
его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился
достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания
как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности
школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности поразному. Еще в
древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:
«Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о
нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми
добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук,
которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше добра».
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда
они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения.
Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения
свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его
нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых
нравственных качествах, важнейший показатель соответствия между процессом
воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно
осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей
нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности,
отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе
воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её
нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими
членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот
почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,
функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и
деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые
нормы и различные постановления государственных органов, производственно
административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции,
указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации
воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом
общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и
воспитанниками.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,
организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –
организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению
процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы
упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с
целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако
убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают
воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример
окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях
убеждения используются книги, кинофильмы, теле и радиопередачи. Всё это
содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали,
формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно
организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь
приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание,
формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как
поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных
поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной,
совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу,
искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственнопсихологическое средство
воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во
первых, с основной (профессиональной) деятельностью, вовторых, с воспитанием
мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и
деятельности: художественно эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств
личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды
деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый
возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности;
социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на
формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.